Театральные праздники Валерия Карпова (Симферополь)

Выпуск №1-211/2018, Лица

Театральные праздники Валерия Карпова (Симферополь)

В этом году народному артисту Украины, солисту Государственного академического музыкального театра Республики Крым Валерию Карпову исполняется 60 лет. Глядя на этого подтянутого, невероятно обаятельного человека, никогда не скажешь, что он приблизился к дате, которая, в общем-то, подводит серьезную черту сделанному. Хотя жизнь человеческая никогда не исключает перспектив, и все же юбилей, тем более такой, - это тот рубеж осмысления, осознания себя, который дает умному человеку трезво оценить основной отрезок собственной жизни, в данном случае жизни в искусстве.

Сам Валерий Викторович считает, что судьба к нему всегда была благосклонна и его жизнь сложилась как нельзя лучше. Сказочно благодатный край стал для артиста родиной, а Симферопольский музыкальный театр - тем местом, где он всегда чувствовал себя комфортно и уютно. Более ста ролей было сыграно в стенах театра, и каждая роль - кусочек прожитой жизни. Не манерность и жеманство, чем нередко грешит музыкальная комедия, а статность, элегантность, изысканность отличают Валерия Карпова на сцене.

Фрачный простак, наверное, то амплуа, которое изначально ему было «присвоено». Да, «фрак-оперетта» - это особый стиль, особая манера подачи и внутреннего рисунка. Артист оперетты должен уметь держаться в «классике», иметь хороший голос, тембр, быть пластичным и легким. Карпову это все присуще, кроме того, он очень интересно работает в ансамбле: с одной стороны, выделяясь, даже лидируя, но в то же время не выпадает из него. Именно чувство меры, умение понимать партнера и позволяют ему гармонично владеть ансамблевым искусством.

Одна из последних премьер театра - «Роман о девочках» режиссера Владимира Косова по неоконченному роману Владимира Высоцкого - еще раз показала класс артиста, его мастерство. Сам спектакль поражает тем нервом, «содранной кожей», которыми и отличалось творчество Высоцкого. Постановщик смог поймать лик эпохи - нарисовать портрет времени, советского времени, порой грубого, безжалостного, но и удивительно нежного, и простого. А актриса, сыгравшая роль проститутки Тамары, для меня стала просто откровением. Органичная, с какой-то непобедимой женственностью и силой, Ольга Котляренко работает, как вулкан, - такой темперамент и такой у нее энергетический посыл. Валерию Карпову досталась роль немца, попавшего в Страну Советов, и здесь актер должен был быть филигранен в изображении своего иностранца: опять же, с одной стороны, показать его в рамках жанра, с другой - не скатиться в банальное шаржирование. И он смог найти зерно, позволившее создать тонкий, искусный и точный образ.

А совершенно противоположная роль Князя в музыкальной комедии Авксентия Цагарели «Ханума», также в постановке главного режиссера театра, заслуженного деятеля искусств Республики Крым Владимира Косова, дает простор для гротеска, фарса. И здесь актер бесподобен. Своего Князя он шьет словно золотой нитью в ковре спектакля, спектакля праздничного, яркого. Юмор, легкость, пластичность, даже полетность присущи артисту в этом уморительном водевиле. Точность фразировок, вокальное мастерство, опять же чувство ансамбля отличают любимца публики. Да, именно любимец публики - так можно сказать о народном артисте Украины. Я видел, как на улице узнавали и смотрели на него с обожанием. Такую любовь никакими званиями и наградами не купишь.

Сказать, что наш герой ворвался в профессию как ураган, нельзя. Более того, в молодости предпочтение чаще отдавал эстраде, мюзик-холлу, но годы учебы в студии при Киевском театре оперетты перевесили чашу весов в сторону театра. Обладатель красивого сочного баритона, броской фактуры, внутренне подвижный и артистичный, юноша был, конечно, находкой для музыкальной сцены. И среди многих предложений, включая Ростов-на-Дону, он выбрал Симферополь, о чем никогда не пожалел. Тем более здесь же он встретил и свою судьбу Лидию, актрису этого же театра. Дочь Екатерина тоже выбрала сцену, правда, работает в другом жанре, в театре кукол, а зять Константин - актер театра драмы. Как шутит сам юбиляр, хоть открывай домашний театр.

Свой опыт Валерий Карпов передает и молодой поросли, преподавая эстрадный вокал в Крымском институте культуры и искусств. Общение с молодежью дает дополнительный жизненный заряд молодости и энергии. Несмотря на кажущуюся легкость, наш юбиляр очень трезво оценивает себя и ситуацию вокруг, так сказать, не строит иллюзий. Но трезвость и цинизм, что на театре нередко сегодня встретишь, - это разные вещи. Валерий больше говорит об уходящем со сцены профессионализме, о тех самоотверженности и самоотдаче, что были присущи его поколению.

Все время находясь в движении, театр не терпит остановок и неустанно обновляет свой репертуар. Пополняется репертуар и артиста, который состоит еще и из актерской песни... Народный артист вообще сегодня может служить примером молодежи, примером неуспокоенности, поиска нового, верности делу, своему театру. А ведь разные случались времена, были годы, когда играли в неотапливаемом помещении, когда влачили нищенское существование. Это сейчас Музыкальный начал подниматься и расцветать, к великой радости симферопольцев и крымчан.

Быть индивидуальностью и мастером своего дела - в определенной мере дар, ниспосланный с небес, но во многом и собственная заслуга, что никак не зависит ни от смены систем, границ, времен, ни от прочих «дислокаций». Валерий Карпов, безусловно, артист, поцелованный Всевышним, и настоящий труженик.

Фотографии представлены пресс-службой театра

Статья в PDF

Фотогалерея