Пигмалион своих ролей / Игорь Костолевский (Москва)

Выпуск №1-211/2-018, Лица

Пигмалион своих ролей / Игорь Костолевский (Москва)

Писать об Игоре Костолевском в преддверии его серьезного юбилея - 70 лет! - легко и приятно, потому что все восторги, полагающиеся в таком случае, абсолютно искренни и оправданны. Его работы тщательно отобраны, роли не случайны, созданные персонажи ярки, убедительны, сыграны большим артистом с блеском и мастерством.

Московский мальчик из интеллигентной семьи начал учиться в строительном институте, но оставил его, поступил в ГИТИС на актерско-режиссерский курс Андрея Гончарова. Вместе с сокурсниками он покорил Москву дипломным спектаклем «Характеры» по рассказам В.Шукшина. Гончаров пригласил его в Театр им. Вл. Маяковского, где Игорь Костолевский служит вот уже 45 лет!

Руководитель успешного московского театра, один из столпов отечественной режиссуры 60-90-х годов ХХ века, блестящий педагог Андрей Александрович Гончаров лучших выпускников оставлял в своем театре, но роли им давать не спешил - слишком сильным было среднее поколение: Александр и Евгений Лазаревы, Игорь Охлупин, Анатолий Ромашин, Армен Джигарханян и многие другие.

На долю вчерашних студентов приходились массовки или эпизоды. Значительные, по-настоящему интересные роли в театре появлялись не часто. В спектаклях самого Гончарова Костолевский сыграл только роль Голубкова в «Беге» Михаила Булгакова, но актер поработал с Петром Наумовичем Фоменко, раскрыв свой комедийный дар в роли Вово в «Плодах просвещения» Л.Н.Толстого. 30 лет спустя, в спектакле М.Карбаускиса, нынешнего руководителя Маяковки, в «Плодах просвещения», посвященном памяти Петра Фоменко, Костолевский сыграет уже Звездинцева, беззлобного, бесхребетного подкаблучника.

В начале 80-х был сыгран Кинг в спектакле «Смотрите, кто пришел», поставленном Борисом Морозовым по пьесе Владимира Арро. Драматург прозорливо увидел появление нового героя нашей жизни. Эта роль открыла театрального актера Костолевского. В кино он уже сыграл знаковые роли, отразившиеся на его творческой судьбе - декабрист Иван Анненков («Звезда пленительного счастья»), мечтатель учитель Мирою («Безымянная звезда»), роковой Звездич («Маскарад»), порывистый комсомолец Женька Столетов («И это все о нем»), разведчик («Тегеран - 43») - завоевали зрительские симпатии и награды.

Во второй половине 1980-х Костолевский, испытывавший проблемы с ролями в родном театре, заключил контракт в Норвегии, уехал туда на полгода и сыграл роль Вестника в «Орестее» Эсхила в постановке Франсуа Роше, а после возвращения в Россию сыграл по приглашению режиссера Петера Штайна тоже в «Орестее», но уже роль Аполлона.

После этого у Костолевского начался весьма насыщенный и плодотворный театральный период: он занят в спектаклях «Кин IV» (режиссер Т.Ахрамкова), где со свойственным ему изяществом, небрежной грацией играл короля Генриха IV. Стал Хельмером в «Норе» Ибсена, поставленной Л.Хейфецем, сыграл Подколесина в «Женитьбе» Н.В.Гоголя у Сергея Арцибашева в Театре на Покровке (позже спектакль был перенесен на сцену Маяковки), участвовал в спектакле «Арто и его двойник» у режиссера Валерия Фокина, в спектакле режиссера Патриса Кербрата по пьесе Я.Резы «Арт», а также во множестве других.

Необыкновенно плодотворными для него стали последние два десятилетия. В репертуаре Костолевского появляются роли трагического накала. Он играет Ивана Карамазова в «Братьях Карамазовых» по роману Ф.М. Достоевского. Страстный монолог о слезинке ребенка актер произносит, спустившись в зрительный зал, увлекая энергией мысли, потрясая отчаяньем, неверием, исступленным желанием найти истину.

Благородный пафос, общественный темперамент сделали убедительной роль обличителя пороков Губернатора из второго тома «Мертвых душ» по поэме Н.В. Гоголя в постановке Сергея Арцибашева.

А свой недюжинный комедийный дар он блестяще раскрыл в роли «прорехи на человечестве», странного существа Плюшкина в «Мертвых душах», где не побоялся спрятать привлекательную внешность, завернувшись в тряпье. В роли другого гоголевского героя, Ивана Ивановича («Повесть о том, как поссорились....»), он нашел неожиданные краски благодушия, довольства, желчности, отчаянья....

Миндаугас Карбаускис, художественный руководитель Театра Маяковского, занял Костолевского и в своем первом программном спектакле «Таланты и поклонники», где Игорь Матвеевич появился в роли Дулебова. Князь Дулебов в спектакле М.Карбаускиса сибарит, самодовольный тип. Однако в ленивой грации его движений, в особой снисходительной любезности его общения с актрисами, такая легкость, обаяние, нескрываемая жажда наслаждений! В мире страстей и интриг, метаний и нелегких решений он - абсолютно благополучный человек, довольный жизнью, умеющий ценить ее радости.

Костолевский исполнил роль Иоганна Шульца, одного из приглашенных на обед к Канту («Кант»). Его ирония, которая прячется за внешней серьезностью, как нельзя лучше подчеркивает особую атмосферу этих обедов у философа, человека-загадки Иммануила Канта.

Плодотворным оказался союз маститого артиста с молодым режиссером Никитой Кобелевым.

В спектакле «Враг народа» по пьесе Г.Ибсена Кобелев предложил актеру роль Петера Стокмана - фогта, то есть полицейского и податного чиновника, председателя правления курорта. Обычно на первый план выходил борец за правду Томас Стокман, в 1902 году сыгранный Станиславским.

В спектакле Театра Маяковского «Враг народа» 2013 года, который идет в осовремененной версии драматурга Саши Денисовой, Петер Стокман, мэр курорта федерального значения, в центре внимания. В исполнении Игоря Костолевского он становится главным героем истории, обозначенной как экологическая катастрофа в 2-х действиях.

Костолевский блестяще играет современного политика, создавая обобщенный и такой знакомый образ человека неглупого, энергичного, умеющего мыслить глобально, разбирающегося в ситуации, при этом предельно циничного и прагматичного. Нет, он не монстр, он входит в ситуацию, он готов увещевать, объяснять. Он просто по-другому устроен. Его Бог - выгода, и на алтарь своего кумира он бросает честь, жалость, кровные узы, человечность.

Петер Стокман становится героем не только своего, но и нашего времени, природа подобных людей раскрыта артистом вместе с молодым режиссером предельно точно, и от того этот образ так достоверен и так страшен.

Мало эмоциональный, «застегнутый на все пуговицы», предельно сконцентрированный, беспощадный, не ведающий сомнений человек этот Петер Стокман. Создать человеческий тип, в котором так угадывалось бы время - серьезнейшее достижение актера.

В 2016 году в спектакле «Кавказский меловой круг» Б.Брехта Костолевский появился в роли судьи Аздака. «В спектакле Н. Кобелева «Кавказкий меловой круг» играющий судью Аздака Игорь Костолевский использует весь свой комедийный арсенал, создавая почти карнавальную маску деревенского хитреца, который умудряется повернуть обычно бесчеловечный закон в пользу простых людей», - написала критик Марина Шимадина («Театрал»).

Сам Никита Кобелев определил характер героя Брехта так: «Аздак - воплощение этой внутренней свободы, это абсолютно карнавальный персонаж».

В «Кавказском меловом круге» Игорь Костолевский демонстрирует свои недюжинные таланты, веселится, ерничает, подначивает, вроде переводит серьезное дело в фарс, ни на миг не теряя основной темы - отстоять справедливость, помочь униженным и бесправным, попытаться добиться гармонии в этом мировом хаосе.

К нынешнему юбилею Костолевский получил еще одну роль, которая словно была для него написана. Он впервые встретился с драматургией Б.Шоу, остроумца и интеллектуала. Высокий голубоглазый красавец, самой судьбой предназначенный на роли героев-любовников, положительных серьезных персонажей и резонеров, он, прежде всего, блестящий комедийный актер, обладающий чувством юмора, самоиронией, умеющий увидеть и обыграть смешное, лукавый и озорной.

Две роли последних лет - Аздак и Хиггинс - еще раз убеждают, что магистральный путь дарования артиста: сатира, комедия, гротеск.

Его Генри Хиггинс в обстоятельной, чуть старомодной, очень театральной постановке Леонида Хейфеца бесконечно обаятельный, остроумный, презрительно равнодушный к условностям света, этакий enfant terrible, которому многое прощается за оригинальный ум, парадоксальность мышления. Умный, тонкий актер, Костолевский показывает тип человека, равнодушного к окружающему миру.

«Профессор (Игорь Костолевский) - это гремучая смесь самозабвенного экспериментатора с азартным спортсменом. Ему и в голову не приходит, что Элиза - человек, наделенный чувствами и собственной волей, а не лабораторная мышь. И ведет он себя с ней, скорее, как цирковой дрессировщик, натаскивающий на трюк животное: будешь правильно выполнять команды - будешь носить красивые платья и есть шоколад, нет - снова окажешься в сточной канаве. Пигмалион из греческого мифа влюбился в свое творение. Пигмалион Шоу на это не способен: «Хотите вернуться ради добрых человеческих отношений - возвращайтесь, но другого не ждите ничего», - в ярости бросает он своей взбунтовавшейся Галатее. И когда Элиза на деле доказывает ему, что плясать под его дудку не собирается, он приходит в восторг: «Вы были жерновом у меня на шее! А теперь вы - крепостная башня, броненосец!» (из статьи Виктории Пешковой).

То, что играет Костолевский в «Пигмалионе», пожалуй, наиболее близко замыслу Шоу, писавшего не любовную, а интеллектуальную историю о внутреннем преображении человека, сумевшего раскрыть свои недюжинные дарования. А блестящий профессор Хиггинс оказывается в растерянности, ибо понимает, что его окружают не послушные марионетки, а люди со своими желаниями, страстями, привязанностями. Он создал из цветочницы светскую даму и самобытную личность, но и Элиза создала из своего учителя человека чувствующего и сочувствующего. И уверенность Хиггинса в себе и своей независимости от окружающих вдруг стала иллюзией.

Пьеса Б. Шоу и спектакль Леонида Хейфеца не предполагают в финале счастливой свадьбы главных героев. Важнее, что профессор Хиггинс проходит свой путь вместе с Элизой, и веселая комедия оборачивается историей воспитания личности, прозрения человека...

Игорь Костолевский остается продолжателем лучших традиций русской исполнительской школы.

Занятый в репертуаре Маяковки, он снимается в кинофильмах и сериалах, придирчиво отбирая роли.

Никогда не любивший тусовки, он, ответственно относившийся к своей профессии, к миссии театра, сегодня стал президентом национальной театральной премии «Золотая Маска» и вряд ли можно было найти более достойную кандидатуру на этот пост.

У Игоря Матвеевича Костолевского, народного артиста России, лауреата Государственной премии России, много правительственных и профессиональных наград. Но главное - сыгранные им роли, ежевечерний горячий прием публики, демонстрация высочайшего профессионального мастерства, творческая смелость, человеческое благородство.

Статья в PDF


Фотогалерея