В Театре Господа Бога

Выпуск №2-212/2018, Прошу слова

В Театре Господа Бога

70-летний юбилей Натальи Гундаревой отмечался нашим телевидением с царской щедростью - фильмы с участием актрисы, передачи о ней прошли едва ли не по всем доступным каналам. А иначе и быть не могло - несмотря на то, что Натальи Георгиевны давно уже нет с нами, она не уходит из памяти поистине миллионов поклонников щедрого, ярчайшего, безграничного таланта, проявлявшегося в каждой без исключения роли на сцене и экране.

Она была Королевой - настоящей, признанной всеми и навсегда...

Как странно устроено в нашем духовном мире: с возрастом, с количеством потерь начинает подвергаться сомнению то, что казалось непреложным, вошло в сознание с юных лет как аксиомы. Строки Сергея Есенина: «Большое видится на расстояньи...», Анны Ахматовой: «Когда человек умирает, изменяются его портреты...», - считались едва ли не истиной в последней инстанции, а с течением времени выяснилось, что это не совсем так или - вовсе не так.

Листая книги о Наталье Гундаревой, всматриваясь в ее фотографии - профессиональные и любительские, изображающие актрису в роли или девочку-девушку-женщину в жизни, видишь одно и то же лицо, проходящее через толщу лет и десятилетий неизменным в своей пытливости, желании как можно глубже постигнуть характер героини, таинства музыки, живописи, литературы, театра и кино. Жизни во всей ее полноте, во всем многообразии и противоречиях...

Вспоминаешь ее работы в театре, кинематографе, на телевидении, по которым очевиден не только профессиональный, но и личностный рост актрисы, ее взросление, черты зрелости, мудрости. Удивительно!.. Ведь уже тогда, когда Наталье Гундаревой досталась первая значительная роль на сцене Театра им. Вл. Маяковского, Липочка в «Банкроте», для всех проявилось: перед нами большая актриса с огромным потенциалом. И то, что большая - увиделось отнюдь не «на расстояньи», а подтверждалось с каждой новой ролью, будь то Катерина Измайлова в «Леди Макбет Мценского уезда», Лариса Садофьева в «Молве», Люська» в «Беге», Виктория в одноименной пьесе об адмирале Нельсоне и леди Гамильтон, Мария Огнева в «Театральном романсе», Маргарита в «Жизни Клима Самгина», Она в «Я стою у ресторана...», Леттис в «Любовном напитке», Глафира Фирсовна в «Жертве века». И даже Мадам в «Агенте 00»...

А работы в кино и на телевидении и не перечислить! У каждого из зрителей найдется свой «заветный список» любимых ролей любимой актрисы, будь она в роли колхозницы, работницы фабрики, служанки или княгини.

Да, масштаб ее уникального дарования осознавался и тогда, когда Наталья Гундарева была совсем рядом, работала без устали, просто не принято было тогда говорить о живущих - гениальная, великая, неповторимая. Это сегодня мы щедро награждаем эпитетами артистов, сыгравших первые свои роли в театре и кино, не думая о том, что часто выдаем авансы, которые не оправдываются уже во второй или третьей роли. А на долю Натальи Гундаревой, как и некоторых других ее коллег-ровесников, выпало время аскетичное, осторожное: признавали и признавались, не просто замечали, а вызывали внимание и интерес коллег и зрительской аудитории, но с эпитетами не спешили, скупились. Впрочем, и сами артисты эпитетов, скорее, смущались, нежели радовались им...

Да и оценивали далеко не все. К телевизионному сериалу «Следствие ведут знатоки», например, критики относились пренебрежительно-снисходительно, а народ прилипал к экранам. Это был замечательный пример «ножниц восприятия» между профессионалами и потребителями искусства!

Но вот сегодня телевизионный канал «Культура» (изысканный, по большей мере, рассчитанный на гурманов!) из недели в неделю повторяет «Знатоков», и я смотрю серию за серией, совершенно иначе воспринимая и приверженность сотрудников Уголовного розыска к сохранению «социалистической собственности» на фоне разгулявшихся ныне «без руля и без ветрил» воровства и крупного мошенничества; и не замечая рисованных декораций за окнами знаменитого здания на Петровке; и - главное! - изумляясь высочайшему мастерству артистов, занятых как в ведущих, так и в эпизодических ролях этого действа, с которым они отдавались далеко не совершенному с точки зрения драматургии искусству.

Наталья Гундарева сыграла роль Алены Дмитриевны, заведующей клубом, в серии «Ушел и не вернулся». От ее крупных планов глаз не оторвать, всматриваясь в каждую черточку лица; от глубины эмоционального проживания роли - души не оторвать, настолько погружена актриса в психологическое состояние своей героини, существующей, по словам Ф.И. Тютчева, «на пороге как бы двойного бытия». И происходит это лишь по одной причине - с первого своего выхода на сцену до последнего актриса жила Театром, его законами в сочетании с жизненными нравственными позициями.

Мало кто может сегодня признать это в себе пусть и на самом донышке души, для себя одного!..

Высочайшая требовательность к себе, не просто глубина постижения характера, но непременное сопоставление его со своими личными качествами и чертами, серьезность отношения к литературному материалу и - нередко! - доведение его именно своим «нутром» до высоких вершин. И при этом - признание в одном из интервью о своем режиссере, Андрее Гончарове: «Я - только глина в руках мастера...»

Неужели эта степень мастерства и профессиональной ответственности ушла навсегда?..

Вспомнив в связи с телевизионным сериалом «Следствие ведут знатоки» о поистине блистательной работе Натальи Гундаревой, не могу не назвать хотя бы небольшую часть ушедших, чьи работы в этом, как принято говорить сегодня, проекте для массового зрителя, стали поистине звездными: Георгий Менглет, Антонина Дмитриева, Валерий Носик, Владимир Самойлов, Эда Урусова, Эмилия Мильтон, Алла Балтер, Анатолий Ромашин, Михаил Державин, Евгений Лазарев... И менее известные широкому зрителю замечательные артисты тогдашнего Центрального Театра Советской Армии - Леонид Персиянинов, Михаил Еремеев, Юрий Комиссаров, Владимир Царьков, умудрившиеся в эпизодических ролях создать выпуклые, яркие характеры. Да и свои, в принципе, «маски» запоминающе сыграли Эльза Леждей и Георгий Мартынюк, хотя материала у них было до обидного мало, но были личности артистов, явленные и в этих скромных образах советских милиционеров, чья служба «и опасна, и трудна»...

Это лирическое отступление показалось мне необходимым в разговоре, начавшемся с имени Натальи Гундаревой, потому что слишком болезненными становятся и крепнут год от года вопросы о том «большом», что увидеть можно только «на расстояньи». Не слишком ли спешим мы, объявляя гениальными и неповторимыми всех подряд? Сегодня, когда «Театр Господа Бога», в котором, по словам Николая Гумилева, «все мы - смешные актеры», действительно, заполнен и основательно переполнен по-настоящему великими и гениальными...

Как же не хватает их сегодня!.. С их уникальностью, с их серьезностью отношения к работе, с их профессионализмом, умением щедро наделить собственными личностными чертами самых разных героев, создав их в законах того явления, которое и называется, по сути, главной чертой русского психологического театра.

И Наталья Георгиевна Гундарева, которую любят, не забывают, о которой скорбят спустя долгое время после ее ухода, остается для нескольких поколений признанной Королевой, чье место на сцене и на экране опустело навсегда. Ее юбилей отмечался бы сегодня не только телевидением, сохранившим дорогие для нас фильмы, сцены из спектаклей, интервью, но и искренне привязанными, высоко ценившими актрису и человека коллегами, и влюбленными «по собственному желанию» зрителями, боготворившими уникальную Гундареву.

Этот праздник отнят у нас, но надо уметь быть благодарными за то, что выпало на долю видеть, чувствовать, думать и любить...

 

Статья в PDF

Фотогалерея