Ростов-на-Дону. Поезд на Париж опаздывал, а на Воркуту пришел вовремя

Выпуск №2-212/2018, В России

Ростов-на-Дону. Поезд на Париж опаздывал, а на Воркуту пришел вовремя

Вокзал: суета, толчея, спешка. Я видела немало спектаклей, действие которых, что бы там у автора пьесы не было сказано, перенесено на вокзал. Это очень красноречивый образ, вбирающий в себя волнующее обещание перемен. И даже если их ожидание затягивается, пассажиры тут все равно временные люди.

Вот и Михаил Заец, режиссер спектакля по пьесе «Зойкина квартира» на сцене Ростовского молодежного театра, помещает героев булгаковской истории на вокзал. Четкий механический радиоголос предупреждает о движении маневрового локомотива, о прибытии состава Париж-Москва, а люди в темных пальто то снуют в противоположных направлениях, то, сбившись в нетерпеливую кучку и подняв над головой чемоданы, устремляются к одному выходу.

Когда же начинается сцена в спальне Зои Денисовны Пельц, вокзал никуда не девается. Одна из скамеек зала ожидания и берет на себя функции квартирной мебели. По диагонали от этого угла буфетная стойка, за которой несколько пассажиров пьют пиво. Когда к кузине Зое врывается наглец Аметистов, он сдабривает свой захлебывающийся монолог глотком пива у этой стойки.

Радиоголос время от времени напоминает о том, что тут рядом уезжают-приезжают из благословенного Парижа. Сценическую мрачную жизнь «на пока» создает художник Алексей Паненков, чтобы позже нарядные барышни из Зоиного ателье за прозрачными витринами воплощали живую мечту о европейской роскоши. И неважно, что одна из манекенщиц пьяна до полной невозможности произнести хоть слово, другая - в неадеквате, а третья не в силах до конца изображать аристократическую породу. Дамы и манекены, в полном соответствии с ремаркой автора пьесы, малоразличимы. Взнервленность веселого дома чрезвычайно заводит богатого клиента Гуся-Ремонтного (Евгений Фарапонов). Невезучий директор (коммерческий) треста тугоплавких металлов, кажется, весьма тяготится пачками купюр во всех карманах и чувствует облегчение, когда осыпает ими и барышень, и Аметистова, и своего убийцу.

Безудержная нэповская вакханалия будет в стране такой же короткой, как вокзальный промежуток между двумя городами. И созданный на сцене образ лихорадочного времени поддержан выходами стильной кабаретной певицы (Валерия Искворина), воплощением красоты, раскрепощенности, победительной силы. Посетители должны услышать ее посыл - берите от жизни все! - и противиться этому зову невозможно. Он звучит в попурри из французского танго, джазовой английской песенки, негритянского диксиленда. Сверкнут известные во всем мире русские «Очи черные» (на французском!), простегивает все действие мелодия бытовой песни рабочих окраин «Крутится, вертится шар голубой...», тоже звучащей без малого полтора века на всех языках, а в спектакле оказавшейся кстати как воспоминание о мираже, мелькнувшем и исчезнувшем навсегда.

Кажется поначалу, что певица - alter ego Зои Пельц, но ее положение «на хорах», ироничный взгляд сверху на зряшное мельтешение людей и отстраненность, когда она спускается вниз, подчеркивают ее особое положение - стороннее, наблюдающее, с долей печали и сожаления.

А привокзальный репродуктор, между тем, сообщает, что поезд Москва-Париж опаздывает. Манящая столица Франции никак не обретет конкретных очертаний. Зато нищенка с аккордеоном (Арина Диденко), скромно обретавшаяся «на обочине», как-то некстати оказывается и в эпицентре событий как настойчивый знак нашенского скудного существования.

Поразительным образом люди из разных миров монтируются в общую картину зыбкой жизни, как зыбки на экране женские ножки (фрагмент кабаре?) и этажи Эйфелевой башни. Всем тут надо выжить, желательно вдали от родных пенат. И, прежде всего, бизнес-вумен Зое Денисовне (Инна Хотеенкова), обладательнице цепкого ума и завидной выдержки. Для Аллы Вадимовны (Анастасия Артемьева) это и вовсе вопрос жизни и смерти. Она бродит неприкаянной по залу в самом начале действия. Постановщик пытался придать ей загадочный флер, а все равно фигура получилась несколько пресноватой. Ловкач Херувим (Александр Хотенов) с нажимом произносит «Шанхай!», и понятно, что всем существом он там. Чертенок, типичный булгаковский персонаж с нечеловеческой силой и ернической услужливостью. Он умудряется всех обвести вокруг пальца, «кося» под обаятельного простачка и, наслаждаясь двусмысленностью своего поведения, позволяет хозяевам чувствовать собственное превосходство, играть с ним как с куклой-неваляшкой.

И еще один персонаж дьяволиады - Аметистов (Сергей Беланов). У него восторженные интонации зазывалы на ярмарке. Неисчерпаемые возможности беспозвоночного существа, гнущегося в любую сторону, по потребности. Если выгодно - портретами вождей торговать (похожих, как близнецы-братья), если комфортно - быть сутенером при кузине. И не ухватишь его - скользкий очень.

Разве что граф Обольянинов (Евгений Овчинников), альфонс с приступами сословного честолюбия, плывет по течению, не имея ни особых планов, ни особых надежд. Спасибо, что пригрели в роковую минуту.

Рискованная игра с обстоятельствами, разлитый в воздухе дух обмана манят всех, кто переступает Зоин порог. В их числе - неистребимая отечественная фигура, сохранившаяся до сей поры в первозданном виде, председатель домкома Аллилуя (Александр Соболь). Это маленький начальник, умеющий извлекать из своей должности максимальную прибыль. (Ильф и Петров назовут этот феномен «человеком при метле»).

Всю преступную компанию постановщик спектакля наказывает самым недвусмысленным образом, выруливая в конкретное социальное русло. Это обращение к генетической памяти зрителей, родившихся в новые времена - основных посетителей Ростовского молодежного театра. С вокзала доносится сообщение о прибытии поезда Москва-Воркута, и персонажи в полном составе выходят со смурными лицами, одетые в телогрейки. А на поклоне артисты сбрасывают на авансцену тюремную одежду, отрекаясь от тех, в чьем обличье прожили два часа на сцене. И жесты решительные, как у наших солдат, бросавших к подножию Кремля немецкие штандарты на параде Победы. А предпослали к спектаклю подзаголовок «мутная история». А что тут мутного? Все прозрачно. Вот квартиру хорошую жалко. Наверно, новый аллилуя к рукам приберет.

Фото из архива театра

 

Статья в PDF

Фотогалерея