Парад сценических эмоций / Международный фестиваль классического балета имени Рудольфа Нуриева

Выпуск №2-212/2018, Фестивали

Парад сценических эмоций / Международный фестиваль классического балета имени Рудольфа Нуриева

Фестиваль в Казани, посвященный 80-летию выдающегося танцовщика ХХ столетия Рудольфа Нуриева, вступил в свое четвертое десятилетие.

Татарский балет - это особая труппа, по утверждению театрального критика Андрея Хрипина, и, прежде всего, театр - энциклопедия, где оживают лучшие образцы мировой классики. Это и театр-гастролер, проводящий в зарубежных турне до трех месяцев в году, и театр гастролеров, выступающих нередко даже в текущих спектаклях сезона, что стимулирует творческий и технический рост артистов. Художественное руководство находится в надежных руках Владимира Яковлева, заслуженного артиста России и Татарстана, лауреата приза «Душа танца», в прошлом лучшего исполнителя характерных ролей. Он сумел вывести балетную труппу на уровень сильнейших компаний классического балета в России после Большого и Мариинки.

Некоторые критики сетуют на отсутствие в афише Нуриевского фестиваля образцов современной хореографии. Это не совсем так. Зрителям полюбились эксклюзивные балеты композиторов Татарстана «Сказание о Йусуфе» Леонида Любовского, «Золотая орда» Резеды Ахияровой, поставленные российскими балетмейстерами Николаем Боярчиковым и Георгием Ковтуном отнюдь не на языке классического танца. Жанровая природа и музыкальная стилистика этих историко-легендарных балетов потребовала рождения особого синтетического языка на основе классической и современной хореографии. Результаты оказались превосходными: эти балеты стали репертуарными и особо посещаемыми. Если говорить о мэтрах современной хореографии И. Килиане, У. Форсайте, С. Лифаре, К. Макмиллен, У. Макгрегоре, то их творчество почти ежегодно транслируется на Нуриевском фестивале. В этом году зрители познакомились с тремя одноактными балетами «Сюита в белом» (Э. Лало - С. Лифарь), «Маленькая смерть» (В.А. Моцарт - И. Килиан), «Вторая деталь» (Т. Виллемс - У. Форсайт) в исполнении солистов Московского академического музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко.

Возможно, при отсутствии насыщенных длительных зарубежных гастролей казанский балет подошел бы вплотную к проблеме освоения стилистики современной хореографии, которая прежде присутствовала в репертуаре в порядке эксперимента. Вспоминается юмористический и одновременно философский балет А. Петрова «Сотворение мира» с хореографией Н. Касаткиной и В. Василёва (постановка 1981 года, балетмейстер Л. Исакова). Свою лепту в это благородное дело может внести молодая поросль казанского хореографического училища, отметившего 25-летний юбилей и продемонстрировавшего на концерте разноплановое искусство выпускников, выступающих в театрах России и мира.

Программа нынешнего фестиваля включала девять спектаклей с участием солистов ведущих российских и зарубежных театров и только что упомянутый юбилейный концерт. Концепция фестиваля обогатилась новым образовательным проектом «Ballet Talk» с участием балетных критиков, преподавателей Казанской государственной консерватории, призванных ознакомить заинтересованных зрителей перед спектаклями с историей возникновения балетных шедевров и их многочисленных хореографических редакций. Визуальный ряд балетного фестиваля разнообразили экспозиции выставок, подготовленных музеем театра: «Два гения» и «Нуриевский фестиваль: история в костюмах». Новый формат фестиваля также определил проект «Ballet feat cinema», прошедший с 15-го по 18-е мая в Доме актера им. М. Салимжанова, где зрители увидели фильмы «Рудольф Нуриев: визит» Б. Юсупова, «Прощание с Родиной» Ф. Давлетшина, «Танцующий в пустыне» Р. Рэймонда. Организаторами уникального проекта стали СТД Татарстана, ТАГТОБ им. М. Джалиля, АНО «Время кино».

Упоительные минуты испытали театралы от соприкосновения с волшебным миром прекрасных образов классических балетов «Баядерка», «Дон Кихот», «Лебединое озеро», прокофьевского шедевра «Ромео и Джульетты» и бессмертного образца национальной классики «Шурале». Блестящая премьера «Баядерки», посвященная 200-летию гениального балетмейстера Мариуса Петипа, открыла фестивальный марафон. Казанская труппа впервые освоила «Баядерку» более полувека тому назад (1962 год, балетмейстер Софья Тулубьева), в нем участвовали уникальные в то время солисты: Нинель Юлтыева, Ревдар Садыков, Галина Калашникова, Салих Хайруллин наряду с замечательным кордебалетом. В разное время жемчужина классического балета возобновлялась вновь и вновь. В 90-е годы на казанской сцене появилась «Баядерка» М. Петипа в редакции Мариинского театра, прочно вошедшая в репертуар казанской труппы. В 1998 и 2007 годы балет освежали новые декорации, костюмы. В последней версии художественной постановки В. Яковлева открыты отдельные хореографические купюры, и реализована сценографическая концепция спектакля (художник А. Злобин, художник по костюмам А. Ипатьева).

Хорошо известно, что «Баядерка» - знаковый балет для Рудольфа Нуриева с его блестящей партией Солора и авторской постановкой в Grand Opera незадолго до его кончины. Премьерная «Баядерка» затмила все остальные спектакли высококлассной работой балетной труппы, работой репетиторов и технических цехов. Критики назвали «Баядерку» триумфом молодости, красоты и страсти. Индийская сказка обрела черты подлинной трагедии, рассказанной языком танца. Роскошные исполнители ведущих партий: примы Кристина Андреева (Баядерка), Аманда Гомес (Гамзатти), премьеры Олег Ивенко (Солор), Нурлан Каметов (Брамин), первые солисты Коя Окава (Золотой Божок), Мидори Тэрада (танец с кувшином) и отменный по синхронности кордебалет выгодно отличали современную постановку от прежних. Яркая звезда казанского балета Кристина Андреева создала на сцене высочайшую драму жизни и смерти храмовой танцовщицы, исполнение было безупречным и соответствовало лучшим классическим канонам в балете. Достойно смотрелся ее партнер Олег Ивенко с характерной «реактивностью» движений, искрометной техникой и красотой линий. Ореол монументального балета создавали блестяще исполненные классические и характерные танцы - праздник поклонения огню, танцевальные сцены на свадьбе Солора и Гамзатти, потрясающий по красоте и грации белый балет - картина царства теней из финала третьего действия.

Художники Андрей Злобин и Анна Ипатьева - давние друзья Татарского театра, продвинувшие искусство сценографии в оперно-балетном жанре на новый уровень. Это их седьмая авторская работа. Глубокие знания древнеиндийской мифологии, религии, философии и индийской культуры в целом помогли мастерам возвести фактурные живописные декорации храмов, дворцов, воссоздать красочный колорит индийской природы, деталей быта и декоративно-прикладного творчества. От костюмов из натуральных тканей богатейшей раскраски, привезенных из Индии, невозможно оторвать глаз, настолько они к лицу молодым артистам. Оперно-балетные постановки казанского театра издавна славятся богатством и зрелищностью художественного оформления, но «Баядерка» 2018 года оформлена на уровне амбиций имперского театра. И все же, как нередко бывает, восприятие сценографической концепции было неоднозначным, на мой взгляд, нарушающим меру вкуса и пространство сцены, словно отодвигающей хореографическое действие на второй план, как это произошло в картине теней.

Выразительная и удивительно пластичная техника танца ощущалась у миниатюрной француженки Матильды Фрустье в партии Никии из балета Сан-Франциско во второй премьерный вечер. Это было совершенно иное прочтение образа - по-французски легкое, изысканное, без душевных мук и сантиментов. Достойную пару составил ей Игорь Серко (Солор) из Большого театра России, обладатель международной премии «Dance Оpen» в паре с Е. Крисановой в номинации «Лучший дуэт». Танцовщик очаровал публику высокой техникой танца, аристократическим апломбом и темпераментом молодости. Царственная, статная Анна Тихомирова (Большой театр) очень органично смотрелась в партии дочери Раджи - главы княжества. Все трое приглашенных солиста украсили премьерный показ индивидуальным отношением к судьбам своих героев индийского эпоса и сумели передать «парад ослепительных сценических эмоций».

На уровне мировых стандартов искусства балета смотрелся спектакль «Ромео и Джульетта». Он произвел сильное впечатление актерским мастерством солистов казанской труппы - вновь Кристины Андреевой (Джульетта), Михаила Тимаева (Ромео), Олега Ивенко (Меркуцио), Артема Белова (Тибальд), Алессандро Каггеджи (Бенволио). Поставленный в прошлом году спектакль достиг своего совершенства, а ведущий дуэт (К. Андреева - М. Тимаев) дал нам возможность почувствовать шекспировскую историю великой любви. Красивый и зрелищный динамичный балет с исключительной танцевальной харизмой солистов, отточенный во всех деталях, включая кордебалет редкой синхронности и образного единомыслия, - смотрелся апофеозом балетного фестиваля.

«Лебединое озеро» украсило приглашение гастролеров - ведущих солистов на титульные партии Лауретты Саммерсейл (Баварский балет из Мюнхена) и знакомого казанскому зрителю Иштвана Саймона из Дортмунд-балета. Становление Саммерсейл проходило в труппе Английского Национального балета, где она была возведена в ранг балерины, после чего в 2016 году вошла в труппу Национального балета Мюнхена, имея в своем активе партии Жизели, Медоры, Джульетты, Одетты и Одиллии, Сванильды и других. В ней ощущается «балеринская порода», отличающаяся сценической статью, точеным абрисом головы, красотой линий, классичностью форм и грацией движений. Солистка проявила дар пластического перевоплощения в антитезе образов Одетта-Одиллия, четко обозначив их развитие. Сказочный Лебедь в исполнении Саммерсейл покорил балетоманов благородством и выразительнейшей лебединой пластикой рук и танцевальных движений.

«Дон Кихот» представляла пара Адиарис Алмейда (Китри) и Йона Акоста (Базиль) из молодого Национального балета Кубы, которым руководит выдающаяся балерина и хореограф Алисия Алонсо, полная сил и энергии, несмотря на свои 93 года. Оба танцовщика получили путевку в жизнь под ее руководством. Наработав обширный репертуар, Алмейда постоянно гастролирует в Штатах, оставаясь в родной труппе. А исполнитель Базиля получил известность в Английском Национальном балете в паре с Тамарой Рохо и Алиной Кожокару, а год назад был принят в труппу театра Мюнхена. Национальное природное дарование, актерский темперамент, отличное чувство ритма, непревзойденная пластика танцевальных движений рождают впечатляющий результат импульсивности и искрометности классического танца этой экзотической пары.

Сложная миссия досталась музыкальному дирижеру Ренату Салаватову - стать музыкальным координатором балетных шедевров нуриевского фестиваля. Все спектакли прошли под руководством опытного первоклассного дирижера, одинаково свободно чувствующим себя в оперном, балетном и симфоническом формате. Он создает все условия для комфортного пребывания танцовщиков на сцене, контролируя метроритмические импульсы в музыке. В оркестре чувствуется тщательная репетиционная проработанность музыкальных партитур, важная роль динамических контрастов, выразительное звучание струнных и деревянно-духовых инструментов, блеск звучной меди и, в целом, слаженное, рельефно выстроенное оркестровое звучание. Это создается высоким классом инструменталистов и профессиональной отдачей всех музыкантов оркестра.

Статья в PDF

Фотогалерея