Виват, королева! К юбилею Татьяны Дорониной

Выпуск №2-212/2018, Лица

Виват, королева! К юбилею Татьяны Дорониной

Когда-то в руки к Татьяне Дорониной, бывшей тогда на пике своей популярности после оглушительного успеха фильмов Георгия Натансона и Татьяны Лиозновой, попалась в руки пьеса английского драматурга Роберта Болта «Да здравствует королева, виват!», в центре которой конфликт женственности и власти, выраженный в истории Марии Стюарт и Елизаветы Тюдор. Татьяна Васильевна пришла к Андрею Гончарову, у которого она тогда работала, и сказала, что хочет играть обеих королев. Гончаров неожиданно согласился, и Доронина сыграла один из сложнейших в своей биографии спектаклей, в котором ей, порой за несколько минут, приходилось перевоплощаться в два разных женских образа - властную, капризную Елизавету и обворожительную, женственную Марию.

По ее словам, обеих она оправдывала, стремясь «постигнуть две правды: правду и право порыва, смелости и чувства (Мария); правду и право логики, ответственности перед страной (Елизавета)...». Кому как не Дорониной всегда были близки эти две противоположные ипостаси - быть по-королевски обольстительно женственной и твердой, властной до непримиримости, так же - по-королевски.

Когда говорят о Дорониной-актрисе, то вспоминают прежде всего ее работу с Георгием Товстоноговым, хотя работала она у него всего шесть лет. Уровень и масштаб личностей сопоставим по таланту и величию. Не забывая других режиссеров, с которыми ей пришлось работать - того же Андрея Александровича Гончарова, она всегда называла Товстоногова лучшим режиссером, уйдя от него, не переставала им восхищаться и мерить многие сценические произведения по «товстоноговским» меркам.

Первая пьеса, в которой играла Доронина на сцене Большого драматического театра - «Варвары» М. Горького - шедевр, вошедший в историю мирового театра, хотя все, что она играла у Товстоногова, лучшие страницы театрального искусства: Софья («Горе от ума»), Настасья Филипповна («Идиот»), Лушка («Поднятая целина»), Маша («Три сестры»), Наташа («104 страницы про любовь»).

Не потому ли рвется ее актерская душа к собственной режиссуре, что ей хочется донести до актеров хотя бы отсвет этого великого русского режиссерского театра, к которому удалось не только прикоснуться, но и сыграть в нем такую заметную роль?..

Кто- то упрекает Татьяну Доронину в этом, приводя известную фразу: «зачем хорошему актеру заниматься режиссурой?», забывая, что судьба и характер в свое время подтолкнули ее когда-то взвалить на свои женские плечи огромную ношу - возглавить половину разделенного Художественного театра.

Она работала с прекрасными режиссерами, во время работы у Гончарова в Театре имени Вл. Маяковского закончила Высшие режиссерские курсы, и неизменно провозглашает в своем театре верность традициям театра классического. Удается ей это, как и в любом театре, конечно, не всегда и причины тому разные.

Яркий пример - в позапрошлом театральном сезоне известный режиссер Малого театра был приглашен поставить на сцене МХАТа им. М. Горького ни много ни мало горьковских «Варваров». Задача сама по себе самоубийственная. Спектакль с достойными актерскими работами не был явной неудачей, но прошел на сцене театра всего два раза. Как можно было Татьяне Васильевне, актрисе по своему истинному таланту и призванию, забыть тот неповторимый товстоноговский взлет и непревзойденный дуэт с Павлом Луспекаевым? Еще год бесконечных репетиций, замена актеров, сценического оформления и, в конце концов, отказ от выпуска спектакля накануне генерального прогона. Кто-то может увидеть в этом издержки железной власти художественного руководителя, кто-то - пример высочайшей требовательности к себе и своему делу.

Татьяна Васильевна всегда подчеркивала и подчеркивает свои мхатовские корни. «Старое здание МХАТа согрето для меня дыханием, жизнью тех, кого я никогда не видела, но мне кажется, что я их не только видела, но пребывала вместе с ними и любила их, - пишет она в своей книге.- Когда я открывала тяжелую железную дверь, ведущую на сцену, я старалась делать это осторожно и бережно. Эту дверь открывали Станиславский, Хмелев, Булгаков и еще многие неповторимые, прекрасные, с живой душой и пониманием своего человеческого, гражданского и профессионального долга».

Доронина не забывала и не забывает своего любимого учителя в Школе-студии МХАТ - Бориса Ильича Вершилова, который до конца своей жизни следил за ее творчеством, писал ей подробные письма. Ее непростой, лидерский, «королевский» характер проявлялся еще тогда - в годы учебы в Школе Художественного театра. Неповторимая женская обольстительная красота, ум и, как принято сейчас говорить, «харизма» выделили ее среди талантливых однокурсников, принесли первый успех, дали почувствовать силу власти сначала над зрителями учебного театра, потом и всей страны. Заставляла сходить с ума мужчин - сценических партнеров и поклонников, а женщин делать прически «под Доронину», подражать ее необычному голосу с характерными, с придыханием, чуть хрипловатым интонациями. Кстати, именно из этого характерного голоса едва не сорвалась ее карьера в кино, режиссеры поначалу решили, что кино ей противопоказано.

Многие активно Доронину не принимали порой за те же самые хрипловатые интонации с придыханием, неумеренный сценический темперамент, отказывая ей в тонкости и глубине постижения образа. Но, например, тонкий и чуткий актер и партнер Владислав Стржельчик, считал Доронину женским совершенством, нежно к ней относился всю свою жизнь. Жерар Филип, увидев ее в роли Настасьи Филипповны в «Идиоте», был очарован актрисой и подарил ей букет алых роз. Эдвард Радзинский, уже не будучи ее мужем, говорил, что тот, кто не был на «Горе от ума», не был в театре вообще, и продолжал всю жизнь писать для нее пьесы. Кстати, в одной из них - «Старая актриса на роль жены Достоевского» Доронина играет и по сей день, уже почти тридцать лет.

О знаменитом, неповторимом доронинском голосе говорят все, кто пишет про эту актрису. Но редко упоминается тот факт, что Татьяна Доронина, действительно, обладает уникальным голосом, и в ее актерской биографии имеется не только песня о «Бумажном кораблике». Прекрасные вокальные партии в мюзикле Андрея Гончарова «Человек из Ламанчи» помнят многие. Менее известен другой музыкальный спектакль Театра имени Ленинского комсомола в Ленинграде «Обломов», в котором она играла Ольгу Ильинскую, а Олег Басилашвили Обломова, еще до работы с Товстоноговым. Спектакль шел недолго и не был оценен критикой, хотя сама актриса с благодарностью вспоминает эту работу, особенно отмечая образ, созданный Басилашвили. Доронина для своей роли выучила арию Нормы, разучивала вокальную партию в консерватории, прослушивая запись в исполнении Марии Каллас. Пела она в спектакле на итальянском языке, и зрители были уверены, что пение идет в записи и поет не актриса, а кто-то за нее. Доронина расстраивалась, но режиссер, Александр Борисович Винер ее утешал: «Пусть думают. Ведь это значит, что вы поете профессионально». Любовь к музыке и поэзии привела к тому, что и сейчас на концертные программы, которые у нее бывают не реже трех раз в год и обычно в Зале имени П.И. Чайковского, собираются полные залы.

В кино Татьяна Доронина снималась немного. От «Тихого Дона» Сергея Герасимова отказалась сама, не сыграла в «Коротких встречах» Киры Муратовой, многие режиссеры актрису приглашать в свои фильмы побоялись - слишком яркая, да и характер сложный. Но Татьяна Лиознова не испугалась трудностей и дуэт Олега Ефремова и Татьяны Дорониной в фильме «Три тополя на Плющихе» - едва ли не лучший актерский дуэт советского кинематографа.

В кино в последнее время Татьяна Доронина не снимается, в театре на сцене выходит в двух спектаклях - пьесе Радзинского и «Вассе Железновой» М. Горького - спектакле, которым театр всегда открывает очередной сезон. В новом сезоне Татьяна Васильевна мечтает наконец-то сыграть еще один спектакль в постановке Романа Виктюка, поставить «Стеклянный зверинец» и вернуть в репертуар «Зойкину квартиру», одну из ранних своих постановок. В труппу театра, которую обычно пополняли выпускники театрального училища им. М.С. Щепкина, в этом году, отступив от традиций, были приняты шесть выпускников Театрального института им. Б.В. Щукина. В октябре готовится юбилейный вечер к 120-летию МХАТа. Свой юбилей Доронина отмечает, как всегда на сцене, играя властную и железную хозяйку большого дома, верную своим принципам, своему делу, Вассу Борисовну Железнову.

В наше время, когда актер, сыгравший пару заметных ролей, провозглашается «звездой» и называется «великим», актрисы уровня Татьяны Дорониной по праву могут считаться культурным достоянием нации.

Виват, Татьяна Васильевна! И многие лета!

 

Статья в PDF

Фотогалерея