Неповторимая / Анна Балина (Горно-Алтайск)

Выпуск №2-212/2018, Лица

Неповторимая / Анна Балина (Горно-Алтайск)

Кажется, что совсем недавно, в 1972 году, выпускники Алтайской студии Новосибирского училища и актеры, окончившие ранее другие учебные заведения, а в их числе и Анна Балина, начали работать в Экспериментальной театральной бригаде. Они ставили спектакли и показывали жителям Горно-Алтайской автономной области и Алтайского края. Работа молодого творческого коллектива оказалась такой успешной, что в 1977 году Министерство культуры РСФСР приняло решение о создании на его базе Горно-Алтайского национального драматического театра, и уже в марте 1978-го он открыл свой первый сезон. В этом году театр отмечает 40-летие, и все эти годы с ним неразрывно связана Анна Чекчеевна Балина - неповторимая, неподвластная быстротекущему времени актриса. Вместе с театром она празднует и свой личный юбилей - 80-летие.

Именно об Анне, получившей одной из первых девушек-алтаек профессиональное актерское образование, можно сказать: «Она всю себя отдала становлению алтайского национального театра». Ее увлечение сценой случайностью не назовешь. Стать актрисой мечтала еще в детстве - пела и танцевала в школьной самодеятельности Областной национальной школы. Не последнюю роль в ее выборе сыграл отец Чекчей Балин, заведующий юртой-передвижкой, а чуть позже сельским клубом. Он хорошо пел и играл на гармошке, на национальных инструментах - топшуре, икили, комусе. Как-то он привез яркую афишу Московского художественного академического театра, и она завораживала девочку.

Творческий путь Анны Балиной оказался нелегким. Окончив школу, работала заведующей сельским клубом, потом актрисой вспомогательного состава Горно-Алтайского музыкально- драматического театра, существовавшего в конце 50-х. Солировала и в Национальном ансамбле песни и танца, возглавляемом известным новосибирским композитором А.М. Ильиным. И только потом поступила в Государственный институт театрального искусства им. А.В. Луначарского, где c 1959 по 1963 год училась у известных педагогов и режиссеров МХАТа - И.М. Раевского, П.В. Лесли, А.А. Топчиевой. Педагоги любили этих двух девушек-алтаек, Анну Балину и Клару Чинчаеву, которых взял на свой курс народный артист СССР И.М. Раевский, видели, с каким упорством овладевали они азами актерской профессии. Настоящей школой мастерства были и спектакли московских театров с участием А.К. Тарасовой, А.И. Степановой, А.Н. Грибова, Б.В. Ливанова, А.П. Кторова, В.Я. Станицына, В.Н. Пашенной, М.И. Царева, И.В. Ильинского, в то время еще молодых Ю. Борисовой, М. Ульянова, Ю. Яковлева, Н. Гриценко, С. Мизери, М. Козакова, О. Ефремова и других.

Подготовлены и сыграны дипломные спектакли, и вот долгожданное распределение. Но в Горно-Алтайске театра тогда еще не было, педагоги и сокурсники убеждали ее поехать работать в другой город, но Анна Балина решила вернуться домой. Потому что не могла жить вдали от родной земли, от людей, среди которых выросла. Тем более что дома было где приложить руки. Она пошла работать в межрайонную концертную бригаду, ставила спектакли и концертные программы, в которых играла, выступала в качестве ведущей, пела, танцевала. Долгое время работала с коллективами художественной самодеятельности - в Кош-Агаче и Яконуре, попробовала себя в качестве преподавателя. Но вера в то, что в ее жизни обязательно будет профессиональный театр, Анну Балину не покидала никогда.

Это произошло в 1972 году, когда при областном концертном бюро начала работать Экспериментальная театральная бригада. С большим успехом шли спектакли на алтайском и русском языках «Медвежий лог» хакасского драматурга М.Е. Кильчичакова, «Дама-невидимка» П. Кальдерона, «Недотрога» Л. Устинова, «В ночь лунного затмения» М. Карима. В постановках Балина сыграла эпизодические роли, в спектакле «В ночи лунного затмения» М. Карима - главную роль Танкабике. Когда в Горно-Алтайске появился профессиональный театр и в марте 1978 года открыл свой первый сезон спектаклем «Золотая заря» П. Кучияка, она исполнила в нем мать Чейнеш Баланку (когда-то в дипломном отрывке ей достался образ Чейнеш).

За четыре десятилетия Анной Балиной сыграно множество ролей, и в каждой - эпизодической или главной - подлинный человеческий характер. Но не зря говорят: мы предполагаем - судьба располагает. Так уж случилось, что ей не суждено было стать Катериной в «Грозе» А.Н. Островского, Анной Карениной в одноименном произведении Л.Н. Толстого, Лауренсией в «Овечьем источнике» Лопе де Веги. А ведь педагоги когда-то предрекали ей именно этих героинь.

Ведущей темой творчества Анны Балиной стало материнство, чему во многом способствовали ее внешние данные, теплота голоса, лиричность. На алтайской сцене она создала несколько портретов матерей, которые стали этапами не только актерской биографии, но и всего театра.

Роль Танкабике Анна Балина сыграла дважды. В первом спектакле ее мать - фигура глубоко трагическая. Оступившись в молодости, она пытается замолить грех, соблюдая все традиции и обычаи, но не понимает, в чем истинное счастье ее детей. Через двадцать лет пять актриса снова вернулась к этой героине и создала совершенно иной, наполненный особым звучанием образ матери как главы рода, которая разрывается между сочувствием к детям, строгим соблюдением родовых канонов и сокрытием своего греха.

Еще одна интересная роль - Клавдия Васильевна в спектакле «В поисках радости» В. Розова. Это женщина большой души и трудолюбия, сумевшая вложить в своих четырех детей главные духовные ценности. Перед сложным выбором между последней любовью и материнским долгом стоит другая ее героиня - нежная и трепетная Василуца в спектакле «Касе марэ» И. Друцэ. Но особое место занимает Толгонай из «Материнского поля» Ч. Айтматова, которую актриса сыграла дважды - в самом начале творческого пути, а потом спустя семнадцать лет лет. Эта роль ей особо дорога, потому что в нее вложены личные воспоминания о голодном военном детстве, страшных криках женщин, получивших похоронки, тяжелой работе матери, заменившей ушедшего на фронт мужа, смерти сестренки, сборе колосков в поле...

Впервые Толгонай Анна Балина сыграла в спектакле молодого режиссера Н. Шумарова. Его постановка, пронизанная лирическими нотами, тяготела к мелодраме, и критики, разбирая спектакль, в первую очередь отмечали работу А. Балиной, которая сумела рассказать о своей героине с большой искренностью, душевной теплотой и драматизмом. Второй спектакль поставил В.П. Пинчук, и он приобрел эпическое звучание, поднялся на уровень народной трагедии. Трагической была и Толгонай. Она поражала глубиной своих чувств, яркой эмоциональностью, казалась одновременно мужественной и женственной. Это была работа мастера.

Талант актрисы многогранен. Ей подвластны не только драматические, но и характерные, комедийные краски. Эпизодические образы в пьесах алтайских авторов поражают точностью деталей. За каждой ролью, будь то тетушка Эштен из «Месяца малой жары» Б. Укачина, Дьана из «Головы жеребца» Д. Каинчина, Дьиламаш-Пелагея из «Женитьбы Абайима» А. Адарова, Энекей из спектакля «И взойдет твоя заря» К. Кошева, стоит серьезная работа. Сценические характеры ее героинь складываются из характеров людей, встречавшихся в жизни. Можно с полным основанием говорить, что Анне Чекчеевне Балиной удалось создать национальный характер алтайской женщины - трудолюбивой, терпеливой, отзывчивой, сдержанной в выражении своих чувств.

Анна Балина - щедро одаренный природой человек. Хорошо зная обычаи алтайского народа, его песни, сказки, игры, актриса использует это во многих своих работах. Она поставила несколько интересных спектаклей, в числе которых «Ырысту» С. Санашева, «Мать, очаг, огонь» по стихам алтайских поэтесс, «Шулмус» Ч. Енчинова (совместно с Э.А. Иришевой). Для постановок «Алтайские благопожелания» и «Сыргальди», «Байлыгым» она сама написала пьесы. Эти работы наполнены богатым этническим материалом - народными играми, алтайским фольклором, песнями, танцами, музыкой и очень любимы зрителем. Для многих в театральных работах Анны Балиной открылись забытые обряды, например, «кою кочо»(«густой суп»), связанный с правильным наречением имени. Или уже почти утраченные знания о том, сколько косичек в старину нужно было заплетать девочкам. Интересен отзыв турецкого посла после спектакля «Байлыгым» на сцене Театра Наций в Москве: «Я как побывал в своей деревне у своей бабушки. Спасибо за этот спектакль Горно-Алтайскому национальному театру».

В последние годы Анна Балина сыграла ряд классических ролей - Раневскую из «Вишневого сада» А.П. Чехова, Лидию Ивановну из «Старомодной комедии» А. Арбузова, бабушку из «Ханумы» А. Цагарели и другие. С 2000 по 2007 год она была художественным руководителем Республиканского национального драматического театра, проявив лучшие качества лидера. В эти годы театр съездил на гастроли в Москву, побывал на Международном фестивале тюркских театров в Стамбуле (Турция), активно участвовал в международных фестивалях «Науруз» (Казань) и «Желанный берег» (Улан-Удэ).

Актриса А.Ч. Балина всегда была человеком активным, вела большую общественную работу. В конце 80-х - начале 90-х, как член СТД РФ стала делегатом Всероссийского и Всесоюзного съездов Союза театральных деятелей, членом Президиума СТД РСФСР, участвовала в создании СТД СССР. Нередко была председателем и членом жюри республиканских смотров самодеятельных театральных коллективов, председателем профкома театра. Общественный деятель, почетный гражданин Республики Алтай, заслуженная артистка РФ Анна Чекчеевна Балина любима зрителями не только родногo Горного Алтая, но и братских Хакасии, Тувы и Башкирии, Казахстана, Киргизии, ее знают в городах и районах Алтайского края. Она написала о своем жизненном и творческом пути книгу «Путеводная звезда», которую с большим интересом восприняли ее поклонники и творческая интеллигенция Республики Алтай.

Анна Балина действительно особенная. В своем постоянном творческом поиске, в силе характера, когда в трудные для страны времена сумела сохранить театр, искала новый репертуар, возможности творческого роста для своего коллектива. Без этой актрисы Республиканский национальный театр немыслим.

 

Статья в PDF

Фотогалерея