Ивановское счастье / Елена Иванова (Иваново)

Выпуск №2-212/2018, Лица

Ивановское счастье / Елена Иванова (Иваново)

«Юбилей? Зачем? Некогда, столько работы!» Рожденная в августе, она нашла в своем плотном графике единственный свободный для бенефиса день... в ноябре. Увлеченная, увлекающая, беззаветно преданная театру и любимым друзьям, - размышлениями о себе и жизни делится Президент Российского центра UNIMA, художественный руководитель Ивановского областного театра кукол, заслуженная артистка России Елена Иванова.


«Если в профессию вложишь всё...»

О первых встречах с театром.

Это было в Костроме, в первом классе нас повели в театр кукол на спектакль «Иван - крестьянский сын». До сих пор перед глазами эта картина - большая лягушка пьет воду, надувается и перепрыгивает через огненную реку. Это феерическое зрелище меня потрясло.

После восьмого класса я попала в Ленинградский ТЮЗ и увидела спектакль «Наш Чуковский». Играли молодые актеры, наверное, только что закончившие институт. Я подумала тогда, что в детском театре люди никогда не стареют. И как-то себе сразу загадала, что обязательно буду учиться в институте на Моховой в Ленинграде и работать в детском театре. Мне казалось, что ребенка и подростка не очень понимают взрослые, а я бы делала для них то, что им действительно нужно - ставила хорошие спектакли по интересным книжкам.

И как только я уже точно определила для себя, что буду работать в театре, причем, обязательно в детском, сразу же стала сочинять пьесы, замучив весь школьный коллектив их показом. Весь девятый и десятый классы мы все время ставили спектакли, какие-то ситцы себе покупали. Особых денег не было, конечно, экономили с завтраков, бумажные костюмы делали. Помню, частенько играла мужские роли - мальчики ведь не очень охотно шли на сцену. Основой постановок были как известные произведения, например, тот же Борис Васильев, так и мои сочинения. Помню, написала пьесу про Америку и была там папой-американцем.

Тогда же, в девятом классе, случайно попала на выставку художницы Валентины Игнатьевны Лебедевой, главного художника Костромского театра кукол. Увидела, как из бросовой тряпочки, из чулка плелись косы льву, узнала, что декорации и кукол можно делать из пластмассовых щеток, из посуды. Выставка «влюбила» меня в театр кукол, я поняла, какой это удивительный мир.

 

Об амплуа, «своих ролях» и бесценном опыте.

В молодости интересно играть все: чем «дурнее» роль, тем больше нравилась. Я за свою жизнь столько разбойников, мужиков-баринов, иностранцев всяких переиграла. В театре кукол, как и в школьном театре, всегда ощущалась нехватка мужчин.

Было обидно, когда не находила в себе способности что-то сыграть. Я представляла, как тот же Эраст Гарин, например, сыграл бы роль Иностранца в спектакле «Три мастера» по пьесе Юрия Елисеева. Там я с большим удовольствием исполняла этого иностранного гостя, но чувствовала, что в роли должен быть качественный перелом, которого, к сожалению, не случилось. Когда получила роль Бегемотика Бори из спектакля «Таинственный гиппопотам», впервые действовала осмысленно, и работа удалась.

В Костромском театре кукол, где я сначала работала, мы делали самостоятельные номера, собственноручно изготавливая кукол. Лепили папье-маше, что-то пришивали, мастерили и получали бесценный опыт. С тех пор у меня примета на протяжении многих лет: если ставлю спектакль в нашем театре или в других городах, я должна хоть елочку или цветочек сделать своими руками. Для меня важно быть в спектакле с самого его рождения.

 

О муках творчества, критике в свой адрес и уроках театра.

Если не будешь ничего делать, ничего не придет. Чтобы сочинить пьесу, нужно сесть, взять ручку и начать писать. Так же и в режиссуре - надо выйти на сцену и попытаться вести за собой единомышленников. Как прекрасно, когда словно веточки прорастают талантливые решения, которые придумывают актеры, художники, композиторы. Разумная оценка работы другими во многом помогает, потому что иногда можно зарваться и пойти не туда. И наоборот, утвердиться в мысли, что все делаешь правильно. У меня есть друзья, я доверяю их критике. Но проверяю.

Иногда приходится в споре отстаивать свою точку зрения, но режиссер, как любой руководитель, должен быть мастером разумного компромисса. Работа в театре, в первую очередь, научила меня терпению или, как сейчас принято говорить, толерантности. И выдержке. Я не люблю состояние конфликта, оно выбивает из колеи. В компании работающих над спектаклем людей всем должно быть комфортно. До сих пор не знаю, рождается ли в спорах истина. Мне сразу хочется полюбить людей, с которыми я работаю, сделать наш союз более гармоничным хотя бы на время рождения спектакля. Он все равно будет рождаться в муках даже при полном согласии. Но это уже конфликт с самой собой - окружающие не должны замечать моих мук творчества. Людям удобно работать, когда они рядом с собой видят уверенного человека. Они должны твердо знать, что у меня есть свое решение. Иногда приходится как Мюнхгаузен за волосы себя из болота вытаскивать.


Об источниках вдохновения.

У меня есть волшебная книга, которую я могу читать, когда на душе плохо или работа не идет. Это четырехтомник Эфроса. Беру любой том, открываю на первой попавшейся странице, и информационное поле работает так, что чаще всего приходит ответ на мой вопрос.

Бывает, идешь, что-то увидишь - например, ребенок несет самодельную вертушку - и думаешь: «Вот бы спектакль с вертушками, одни бы вертушки были!» Эти идеи копятся и выскакивают в нужный момент.

Еще одна моя «пожизненная» цитата, когда Принц спрашивает Золушку, не устала ли она в дороге, а та отвечает: «Ну что вы, Принц, в дороге я отдохнула». Я много езжу и тоже научилась отдыхать в дороге - в поезде, самолете, автобусе.

 

О занятости и людях UNIMA.

Когда мы в Иванове провели первые фестивали «Муравейник», Валерий Николаевич Шадский (экс-президент Российского центра UNIMA) сразу решил, что неплохо бы мне передать дело UNIMA. Нужен был человек, который четко понимает, что такое театр кукол и наш международный творческий союз. Конечно, эта работа отнимает огромное количество времени. Безусловно, я понимаю, что если бы такую бешеную энергию я посвятила семье и детям, возможно, это было бы лучше для их будущего. С другой стороны, они видят, как и чем я занимаюсь, может быть, это их воспитывает.

Я люблю дружить и общаться с людьми. Совет UNIMA - это люди, которых я люблю, мои единомышленники. Очень многое я могу им рассказать без притворства, поделиться душевной болью, и, уверена, они меня поймут, потому что тоже живут жизнью театра.

 

О проблеме провинциальных театров.

Для меня Иваново - лучший город Земли, потому что я прихожу в театр, который очень люблю. Рядом мои любимые друзья и партнеры, без которых не представляю своей жизни. Я очень хочу, чтобы к нам приезжали и экспериментировали молодые режиссеры, актеры, но, к сожалению, не все идут в профессию. Не хотят работать в провинции, и это не только проблема Ивановского театра. То же происходит и в городах с театральными вузами. Какой-то выбор есть у Москвы и Санкт-Петербурга, потому что многие выпускники стремятся только туда.

 

О слагаемых успеха кукольного спектакля.

Одно из безусловных слагаемых - хорошая сценография. С другой стороны, я видела прекрасные, художественно сделанные спектакли, но они неживые, потому что не получилось хорошего актерского состава, не найдено верного режиссерского решения. Или гениальное кукловождение, например, в традиционном театре Китая, но часто и там кукла лишь повторяет человеческие движения. А она чем-то должна отличаться от человека, для чего-то мы ее оживляем. Я в связи с этим очень люблю театр предметов.

Зрителя необходимо удивлять. Чем больше фокуса самого простого, тем большее впечатление это производит. Красота, сделанная простыми вещами, не менее эффектна, а иногда и более. Даже при наличии дорогого светового оборудования можно скатиться до простой демонстрации проекций, которая всем уже порядком надоела в спектаклях.

Чтобы развиваться, театру кукол необходимо синтезироваться с другими видами искусства. Для душевного равновесия я все время смотрю картины художников, и периоды любви к разного вида направлениям у меня часто меняются. В театре, как и в живописи, нужны различные формы, сюда тоже проникают веяния других жанров. Сейчас важно, чтобы актер на сцене танцевал, хорошо двигался. При сохранении самобытности, синтез с другими искусствами необходим.

 

О молодежи.

Самое главное - не забывать, что ты тоже был молодым и неопытным. Я помню замечания режиссеров, с которыми начинала работать, сути которых я часто даже не понимала. Сейчас я эту же ошибку вижу у молодых, но время все исправит.

Я часто говорю им, что верность и преданность профессии - одна из самых основных человеческих составляющих. Любовь, дружба и профессия. Хотя любовь может закончиться, друг - уйти или умереть. А если в профессию вложишь все, то она тебе обязательно вернет сполна, будет тебя кормить, поить, даст имя.

 

О спектаклях для маленьких и потребностях современного театра.

Мне кажется важным, чтобы ребенок с самых ранних лет понимал, что дружить и здороваться хорошо, а предавать и обманывать плохо. Если мы на начальном этапе не привьем ребенку эту «азбуку», о чем дальше можно рассуждать? Мне думается, что спектакли для малышей должны не только развлекать, а чему-то учить - запоминать скороговорки, отгадывать загадки, сочинять сказку. Любой, не только маленький зритель должен выйти из зала с мыслью, что он сегодня узнал больше, чем вчера, и стал сильнее с этим знанием. Театр для маленьких должен быть добрым, конструктивным и созидательным.

Для категории 0+ не важно, современный театр или нет. Малыша приводят на первые спектакли в его жизни. Потом с возрастом уже понадобятся постановки-размышления. На зарубежных фестивалях мы видели целый ряд европейских спектаклей и были в недоумении и ужасе. Границ нет никаких, ощущение, что компания собралась и сыграла для себя. Извечный русский вопрос мы задаем театру - зачем, для кого вы играете? Театр должен трогать душу, я это точно знаю.


О будущем.

Искусство театра кукол не умрет никогда - сколько ни пугай. Девочка все равно будет играть с куклой, и кукла будет для нее живая. У меня в детстве был оранжевый медведь. Я все время утром просыпалась и думала: «Ну, сегодня точно оживет». Он для меня был самым любимым и абсолютно живым.

Универсальное для меня название - актер театра кукол. Это и кукольник, и кукловод, но главное - актер, это очень важно. Кукла без человека - музей, без него она не живет. Актер и кукла - это кентавр.

 

Об итогах.

Я поменяла бы очень многое в жизни, кроме, пожалуй, творчества. Я не говорю, что обязательно работала бы в театре кукол, но творческая составляющая для меня обязательна.

В театре и в жизни сделано столько ошибок, что лучше не задумываться об этом. Жизнь идет. С каждым днем старайся сделать меньше зла другому. И пока ты здоров и здоровы твои окружающие, это уже счастье. Надо все благодарно принимать, меньше жаловаться, меньше страдать, позитивно смотреть на жизнь.


«И друзей созову, на любовь свое сердце настрою...»

Мы попросили известных в театральном сообществе людей сказать несколько слов о Елене Энгельсовне Ивановой и получили так много откликов, что опубликовать все, к сожалению, не представляется возможным. Вот лишь некоторые из них.


Ольга Глазунова, театральный критик, заведующая Кабинетом детских театров СТД РФ, заслуженный работник культуры РФ:

- Я с огромной симпатией, уважением и любовью отношусь к Елене Энгельсовне. Думаю, ее не обидит, если я скажу, что чувствую родство наших душ, а близких по духу людей встречаешь не слишком часто. Я высоко ценю ее как профессионала - актрису (в первую очередь), режиссера и педагога. Она разносторонне талантлива, круг ее интересов все время расширяется.

Лена часто и легко улыбается, но за этой легкостью таятся редкое качество «держать удар» и человеческое достоинство. Меня поражает ее умение стойко и мужественно выдерживать все невзгоды и напасти, оставаясь при этом не только высокопорядочным, интеллигентным человеком, но и красивой, обаятельной женщиной. Восхищает, с какой легкостью и артистизмом она переходит от «роли Царицы бала», к «роли Рабочей лошадки», и каждая ей «к лицу». Благодаря ее дару притягивать людей, Театр-Дом, в котором она по праву является хозяйкой, всегда открыт для людей и полон гостей, в нем царят любовь, забота и тепло. Слово «Любовь», несомненно, главное в жизни Елены Ивановой.

Андрей Князьков, художественный руководитель Санкт-Петербургского театра пластики рук Hand Made, заслуженный артист РФ:

- Будучи знакомыми с Еленой Энгельсовной заочно, мы долгое время никак не могли познакомиться лично. И надо было для этого совершить перелет на Сахалин, чтобы там случайно в последний день пребывания разговориться, да так, что наш диалог продолжается вот уже несколько лет. И диалог не просто человеческий, но уже и творческий. Честно говоря, редко можно встретить на ниве искусства человека открытого, без подводных течений и айсбергов. Но если ты встретил такого на своем пути, то знай - это точно Елена Энгельсовна Иванова. 

Когда общаешься с ней, тебя не покидает странное ощущение, что ты интересен. А потом выясняется, что это и не ощущение вовсе, это так и есть! Елена Энгельсовна обладает удивительным качеством для режиссера и руководителя - умением и желанием слушать. Ее интересует чужое мнение, а это очень редкое качество творческого человека. Только сильный духом может позволить себе роскошь - иметь такое качество. 

Приезжая в Иваново, в театр кукол, всегда чувствуешь себя как дома, а это зависит в первую очередь от хозяина. В данном случае - от хозяйки. Всегда для всех открытый кабинет, всегда полная готовность помочь, радушие и какая-то невероятная искренность... Если к этому еще добавить профессионализм, настоящий, неподдельный, причем, как режиссерский, так и актерский, то возникает образ человека неординарного, в котором невозможно определить, кто стоит на первом месте: режиссер или женщина. В ней эти два понятия равноценны, и это редчайшее явление.


Борис Константинов, главный режиссер ГАЦТК им. Образцова, неоднократный лауреат премий «Золотая Маска» и «Золотой Софит»

- Образцов, Вольховский, Шадский, Иванова - есть в этих фамилиях вес и значимость для любого кукольника и в нашей стране, и за рубежом. А знаете, почему? Елена Энгельсовна, наряду с вышеперечисленными, занимает одну очень важную должность - должность президента Российского национального центра UNIMA - международного союза кукольников. Она не просто возглавляет работу всего русского центра, она еще и представляет нашу страну за рубежом. Ко всему прочему - она первая женщина, занимающая этот высокий пост. Поэтому, думая о Елене, я вспоминаю о Валентине Терешковой: у них обеих такая же чарующая улыбка, такая же стремительность и сила духа.

Опровергая сложившееся мнение о том, что режиссером должен быть мужчина, она много лет является худруком театра в Иваново и великолепно справляется с этой задачей. Она вынослива, терпелива, нежна. В разговоре легка, в руководстве - крепка. В ее театре царит атмосфера уюта. Когда мне удалось побывать в Иваново, я почувствовал себя там как дома. Еще меня не покидает ощущение, что мы давние знакомые, почти родственники. Я искренне надеюсь, если судьба пошлет мне возможность совместного сотрудничества с Еленой, то работа эта будет легкой и интересной. В ее собственных постановках есть тонкость, нежность и любовь. Вся наша кукольная семья любит Елену Энгельсовну, что тоже невероятно ценно, как мне кажется. 


Николай Боровков, режиссер-кукольник, драматург, заслуженный деятель искусств РФ, лауреат премии «Золотой Софит» (Санкт-Петербург):

- Руководить любым театром непросто. Но смело вывести свой коллектив из толпы тех, кто каждодневно ищет славы, покушаясь на Шекспира или Чехова, для кого «детский репертуар» является досадной необходимостью, кто пытается замаскировать свою неспособность творить чудеса на этом поле отрицанием за детским театром права на существование, противопоставить себя всему этому, создать «театр детской радости» (гениальное определение А.А. Брянцева, создателя легендарного ленинградского ТЮЗа) - сегодня это настоящий подвиг!

И добро бы просто отойти в сторону, погрузиться в свои «домашние» заботы, - нет! ИвАновский (или ИванОвский) театр известен всем. И это театр со своим лицом. Как мне нравятся поставленные Ивановой спектакли! Согласитесь, далеко не из каждого актера получается хороший режиссер, хотя попыток такого перевоплощения мы видим достаточно. Изобретательные и, в то же время, бесхитростные, добрые спектакли Лены покоряют всех той наивной и мудрой простотой, которой так боятся в большинстве своем нынешние режиссеры-кукольники.

Юмор, в моем представлении, очень многое определяет в человеке. Ставшее обиходным для обозначения душевной близости выражение «мы одной крови», я бы заменил словами «у нас сходное чувство юмора». Цепкая актерская наблюдательность, юмор и мастерство рассказчицы позволяют Ивановой превратить впечатление от любой встречи, (а таких встреч становится все больше), от любого случайного происшествия в блестящую миниатюру, лучшей сценой для исполнения которой оказывается радостный круг друзей, фестивальных гостей или послепремьерное застолье. И здесь опять по-новому проявляется Леночкин многогранный талант - талант гостеприимства, талант чуткой хозяйки дома, талант нежного человеческого общения. И вот что удивительно: такое изобилие замечательных человеческих и профессиональных качеств Иванова умудряется демонстрировать единовременно, «одним букетом», в любой момент своего публичного существования. Объяснение этому чуду (а как еще назовешь этот подарок судьбы!?) я нахожу лишь в одном - в цельности ее натуры, в любви к своему делу, в искренности отношений с людьми и со всем миром.

 

Петр Стражников, директор Екатеринбургского театра кукол, заслуженный работник культуры РФ:

- С Еленой Энгельсовной мы знакомы очень давно, еще в бытность ее актрисой в 90-е годы. Эти давние связи в последние годы возобновились на каком-то качественно другом уровне, в связи с UNIMA и фестивальной деятельностью. Я думаю, что во многом благодаря Елене Энгельсовне сейчас создан такой мощный российский центр UNIMA. С ее приходом возник новый импульс и приток свежей крови. Сегодняшнему Совету центра по плечу решение практически любых задач. Российский центр UNIMA благодаря его президенту в последние годы стал очень заметной фигурой на международной арене и вышел на качественно иной уровень. Через народную дипломатию мы пытаемся налаживать мосты между нашими коллегами из других стран, и надеюсь, тоже вносим свою лепту, чтобы кукольники всего мира и России были едины.

 

Статья в PDF

 

 

Фотогалерея