Валшебные гены отца / Мария Нестерова (Курск)

Выпуск №2-212/2018, Лица

Валшебные гены отца / Мария Нестерова (Курск)

Почти 20 лет эта актриса радует своими ролями курскую публику. Истинные ценители ее таланта буквально расхватывают билеты на спектакли с участием Марии Нестеровой.

Она очень похожа на своего отца. Этот взгляд, мимика, движение руки. Как будто кистью по воздуху, как по полотну. Мария Нестерова родилась в творческой семье. «Настоящий волшебник, мастер своего дела», - так многие называли ее отца. Все, к чему прикасались руки Виллена Нестерова, наполнялось особым смыслом. Художника всегда отличали порядочность, безукоризненная честность и природная интеллигентность.

Инна Петровна Кузьменко об актерской профессии никогда не мечтала. Когда-то вместе с подругой поехала поступать в педагогический институт на географический факультет. Но жизнь распорядилась так, что на сцене Курского драматического театра эта актриса блистает более 35 лет. А в целом, за 60 творческих сезонов ею сыграно около 120 ярких, запоминающихся ролей.

Когда родилась Мария, ее отец уже был главным художником театра, а мать - актрисой. О том, что такое настоящее творчество, маленькая Маша знала не понаслышке. Она росла в театре, играла в массовках, ездила на гастроли. Таскала вместе со взрослыми костюмы, гладила, стирала, зарабатывая порой больше, чем родители. Но о профессии актерской не мечтала. Может быть, потому что видела всю закулисную жизнь тех, кто перед зрителем предстает в самом радужном свете. А может быть, потому что не открыла в тот момент в себе природу этого удивительного, загадочного ремесла. Она читала книги, вязала, шила. Красота внутренняя и внешняя всегда были первостепенными для будущей актрисы.

А еще Мария Нестерова всегда восхищалась тем, как из обычной ткани дизайнеры и швеи изготавливают порой сложнейшие костюмы к спектаклям. Маше очень нравилось шить, и она профессионально шила все: от нижнего белья до верхней одежды. В 90-е она этим ремеслом зарабатывала на жизнь и вполне смогла бы стать хорошим портным или дизайнером. Однажды отец уехал в Москву за знаменитым занавесом, украшающим до сих пор сцену Курского драматического театра, и купил Маше швейную машинку. Виллен гордился талантом дочери. И всякий раз, когда она показывала очередной свой шедевр, говорил: «Молодец!» Это было высшей похвалой.

В старших классах девушка стала мечтать о профессии переводчика. Французский шел отлично. Поступив в 16 лет в институт, она благополучно закончила 3 курса иняза. Училась хорошо, любила язык и саму атмосферу факультета. Но неожиданно для себя, Маша забирает документы и принимает решение о поступлении в театральный. Тайком от родителей вместе с другом подает документы в Воронежский институт искусств, на актерское отделение. Поступила легко, можно сказать, случайно. Ее манила актерская среда. Подсказать было некому, ведь Маша совершила свой поступок не по воле родителей, а вопреки. Они в это время были в Сибири на гастролях.

Потом, будучи уже актрисой, Мария Нестерова пожалела о смене профессии. Ведь из нее, отличницы, мог получиться неплохой переводчик или преподаватель. Она до сих пор сомневается: правильный ли выбор сделала тогда. А между тем, Герман Викторович Меньшенин, великий мастер из провинциальной театральной братии, руководитель курса, постоянно открывал в Марии Нестеровой все новые и новые таланты. Оказалось, его студентка прекрасно поет.

В театре во Владимире, куда она поступила в 1992 году, Мария играла все роли, где нужно было исполнять арии. О хореографическом даре и говорить нечего: у будущей актрисы «выворотность», которой могут позавидовать иные балерины. Жена Германа Викторовича, заслуженная артистка РСФСР Валентина Долматова учила девчонок курса как правильно ходить, сидеть, носить одежду: перчатки, шляпки, платья. Это технические «мелочи», которыми владеют актеры старой гвардии, и которым, к сожалению Марии Нестеровой, не учат теперь. Может быть, поэтому поколение этой актрисы продолжает радовать нас такой игрой, которой должна учиться театральная молодежь.

Во Владимирском театре драмы были и успех, и уход из театра, о чем она тоже долго жалела. Переезд в 97-м в столицу был решением не простым. Может быть, Мария Нестерова и достигла бы успеха в Москве. Но это были жестокие 90-е. Кто пережил их, тому памятно, что происходило тогда. В том числе и с актерами. Самые именитые остались без работы. Были закрыты почти все киностудии, фильмы не производились. Мария показывалась везде, где было можно. Но это не привело к успеху. Хотя некоторым актерам это удалось. Маша вспоминает своего коллегу, Александра Дедюшко. На волне трудных 90-х он стал очень популярным киноактером. Но, это было, скорее, исключением. Вообще, Мария всегда умела радоваться успеху окружающих ее людей. Режиссер Владимир Харченко-Куликовский, юморист Святослав Ещенко, режиссер Нина Чусова, актеры Андрей Егоров, Сергей Астахов... Эти люди окружали Марию в институте, в студенческом общежитии. Она и сегодня следит за их творчеством и всякий раз восторженно воспринимает заслуги.

Попав на большую сцену Курской драмы, Мария уже не смогла думать ни о чем другом. Первым ее спектаклем в Курске стал «Дверь в смежную комнату». У Марии была в этой работе главная роль - она играла девушку «легкого поведения». Физическая нагрузка в спектакле была неимоверной. Актриса Нестерова на пятом месяце беременности садилась на шпагат, выполняла сумасшедшие трюки. Профессионализм не давал возможности расслабиться. Сейчас, когда Маша просматривает видеозапись того спектакля, она с ужасом думает, что все могло обернуться не так радужно.

Сейчас в творческой копилке Марии Нестеровой в Курском драматическом более 40 ролей. Ниса из «Дурочки» и Беатриче из «Слуги двух господ» - ее любимые. Еще в институте Маша сыграла одну из главных ролей в спектакле по пьесе Карло Гольдони и получила высший балл по актерскому мастерству. А чтобы из нее получилась настоящая англичанка, актриса пробует читать Шекспира в подлиннике. Мария признается, что делать ей это нелегко. Но трудности никогда не пугали эту тонкую и, казалось бы, ранимую женщину.

Из серьезных театральных ролей - королева Маргарита из спектакля «Король умирает» и Ольга, в «Трех сестрах». Чехова Мария Нестерова может перечитывать десятки раз. И каждый раз находит что-то новое в своих героинях. Антон Павлович, говорит актриса, для нее - все. Он как будто угадал ее мироощущение, внутренние переживания, чувства и философию жизни.

Часто ее можно застать с гитарой в руках. Мария дает и сольные концерты, и для этого пришлось овладеть инструментом. Хотя сама она считает, что назвать это настоящей игрой можно с большой натяжкой. Песни в ее репертуаре разные: бардовские, романсы. А любимые поэты-песенники Булат Окуджава и Вероника Долина. Исполняет актриса и французский шансон.

Два года назад у нее созрел проект с рабочим названием «Читка пьесы». Чехов, Островский, Крылов, Тэффи и молодой курский автор Александр Демченко - актеры читают их произведения на Малой сцене, но при этом остаются в образах своих героев. Декорации придумывают и готовят сами. Это совместный проект СТД РФ и Курского драматического театра.

Самым строгим зрителем для Марии всегда был отец. Он сидел в зале и с любовью наблюдал за игрой дочери. А потом выдавал все, что нравилось и не нравилось. А ему мало что нравилось, признается Мария. Пришло время, и Виллен Васильевич признал дочь хорошей актрисой. Это было высочайшей похвалой и высшей оценкой ее творчества.

Говорят, в армии служат Отечеству, в храме - Богу. А актеры служат Сцене. Это их счастье, их проклятье и, в конечном счете, их жизнь.

Фото предоставлены театром

 

Статья в PDF

Фотогалерея