И это всё о ней / Ольга Цыплякова (Мурманск)

Выпуск №2-212/2018, Лица

И это всё о ней / Ольга Цыплякова (Мурманск)

Писать об Ольге Цыпляковой трудно и одновременно легко. Актриса отметила на сцене театра в мае 2018 года двойной юбилей: 35 лет творческой деятельности и 60 лет со дня рождения.

К юбилею на телевидении и радио вышли программы, посвященные актрисе; региональная пресса откликнулась десятками статей и интервью. Казалось, сказано все и обо всем. Известны страницы биографии, разобраны ее роли, а их более 90, хватит на целый театральный курс. Так что на невостребованность пожаловаться трудно, она воистину любимица мурманской публики. Люди приходят в театр по-разному: многие мечтают об этом с детства, прикладывают усилия, порой кладут на это всю жизнь. Ольга Цыплякова выросла в театральной семье, в Свердловской области, в Березовском. И никак не планировала связывать себя с драматическим искусством, потому что с детства понимала все тяготы профессии актрисы.

Но мечта о балетной школе не состоялась, не получилось с поступлением в музыкальное училище, хотя за плечами была успешно оконченная музыкальная школа и карьера солистки школьного вокально-инструментального ансамбля, где она - предмет воздыханий всех мальчишек школы. Наконец, поступление в престижный медицинский институт и, казалось, судьба определена. Но, столкнувшись с практической стороной медицины, она понимает, что это не ее. И вот воля случая: подружка идет на поступление в театральный институт и зовет ее с собой для поддержки. Да и Ольге все твердят с детства, что ей прямой путь на сцену, в артистки. Подружка, конечно, не поступает, срезается на первом туре, а Ольга Цыплякова с красным диплом оканчивает Свердловский театральный институт по специальности «Актриса драматического театра и кино».

Как лучшая выпускница, она имеет право выбора театра в разных городах СССР, но она выбирает далекий заполярный Мурманск, где ей обещают сразу несколько главных ролей ее амплуа и планирует, что, отработав по распределению, вернется в родной Свердловск. Ольга Валерьевна приходит в Драматический театр Северного флота, старейший в России за Полярным кругом. Он был создан в далеком 1935 году. В театре начинали творческий путь многие известные режиссеры и актеры: Валентин Плучек, Михаил Пуговкин, Александр Белинский, Леонид Неведомский, Сергей Морщихин, Елена Сергеева и многие другие, составившие славу советских театра и кино.

С первых дней актриса плотно занята в репертуаре театра. Дебютные роли - Золушка и Ольга в пьесе К. Симонова «Так и будет». Потом была Снегурочка на новогодних елках и представлениях. Снегурочка окажется одной из главных ролей в ее творческой биографии и в итоге она «дослужится» до главной Снегурочки Заполярья. Вместе с Дедом Морозом, народным артистом России, В. Ерасовым, она более 15 лет будет вести губернаторские новогодние елки в Ледовом дворце для тысяч мальчишек и девчонок из всех уголков Мурманской области.

За 35 лет более 90 ролей, огромный послужной список. Актерство - это во многом судьба, а еще - удача. Ей повезло с театром, с ролями и репертуаром. Драматический театр Северного флота всегда имел вкус к хорошей литературе и драматургии: Н.В. Гоголь, А.Н. Островский, А.Ф. Писемский, А.Н. Толстой, Л.Н. Андреев, ведущие скандинавские драматурги были постоянно представлены в афише театра. В спектаклях всех этих именитых авторов ей довелось сыграть главные роли. Понятно, что среди множества ролей есть те, которые особенно ложатся на сердце, формируя биографию актера.

В юбилейные дни во многих интервью она не раз вспоминала роль Нелли в «Жестоких играх» А. Арбузова и роль госпожи Простаковой в пьесе Д.И. Фонвизина «Недоросль». Нелли была намного ее моложе и не близка по характеру самой актрисе, но режиссер Юзеф Фекета сделал на нее ставку и не ошибся. Роль и спектакль стали успешными у публики и критики. Госпожа Простакова была ее первой возрастной ролью, преодолением себя и переходом в новый актерский статус. Снова волнение, и снова - успех. И какой! Премия губернатора Мурманской области по итогам театрального сезона за вклад в развитие театрального искусства.

За годы работы на флотской сцене было много ролей разного плана, в том числе Лаура в «Отце» А. Стриндберга, Марта в «Каменном гнезде» Х. Вуолийоки. Это когда на сцене театра был поставлен скандинавский триптих, одновременно шли пьесы шведского, финского и норвежского драматургов («Пер Гюнт» Г. Ибсена). Значительными актерскими удачами она считает такие разные роли, как Ханна («Калифорнийская сюита» Н. Саймона), миссис БейкерЭти свободные бабочки Л. Герша), миссис Мэннингем («Газовый свет» Н. Гамильтона), Елена Сергеевна («С Днем рождения, Елена Сергеевна» Л. Разумовской).

Природа наградила актрису красотой и обаянием, она музыкальна, пластична. Но каждая ее роль, а они такие разные, это тщательная проработка, актрисой продумывается буквально все: детали костюма, грим, походка, пластика. Поэтому ее сценические образы правдивы и органичны.

Ольга Цыплякова актриса с ярко выраженной индивидуальностью, с большим темпераментом. Не случаен ее успех в ролях драматического плана, где можно показать героиню со всех сторон, в динамике жизни, в разных психологических состояниях. Но ей не чуждо чувство юмора, поэтому есть в ее репертуаре и комические персонажи. Это Хвеська в «Панночке» Н. Садур по Н.В. Гоголю, изворотливая Турусина в спектакле «На всякого мудреца довольно простоты» по А.Н. Островскому). Ее комические образы не штампованы и не похожи друг на друга. Каждый раз это неповторимый и индивидуальный характер, созданный на сцене.

В юбилейные дни в многочисленных интервью она приоткрывает тайны своей творческой кухни. О том, как ей удается перевоплощаться в десятки непохожих друг на друга персонажей. По словам Ольги Цыпляковой, актерство - это постоянное наблюдение за людьми, за их поведением, эмоциями, привычками, походкой, движениями. Все это копится в актерской памяти, порой десятилетиями, и позволяет актеру в нужный момент добавить красок к роли на сцене, сделать ее непохожей на другие, но в то же время такой узнаваемой и близкой публике. Очень важен для актера, по ее убеждению, самоанализ. После каждого спектакля подробно разбирать свою роль: что получилось, что нет, что можно улучшить. Тогда образ не каменеет, а остается живым. Ведь меняется актер, зритель, а значит - работа над ролью не должна останавливаться ни на минуту.

Для бенефисного спектакля заслуженной артистки России О.В. Цыпляковой была выбрана пьеса «Валентинов день» И. Вырыпаева, и приглашен для постановки уральский режиссер Федор Чернышов. Выбор пьесы И. Вырыпаева, идеолога новой драмы, казался не бесспорным для юбилейного спектакля. Это своеобразный сиквел пьесы «Валентин и Валентина» М. Рощина, триумфально прошедшей по всем советским театрам.

Федору Чернышову удалось создать спектакль сложный, многослойный, постоянно приводящий публику в недоумение: где смеяться, где плакать, как откликаться на действие. В этом спектакле есть место и трагедии, и фарсу, и мелодраме со стреляющим ружьем, а герои постоянно перемещаются то в юность, то в зрелость. Роль Валентины немногословна и бессюжетна: жизнь прошла, все в прошлом, но эта роль - одна из лучших в богатой творческой биографии актрисы. Ей удалось достичь того уровня актерского мастерства, когда плачут в зале, а не на сцене, когда актриса паузами заставляет замирать зрителей и сострадать героине.

Роль Валентины стала достойной вершиной творческой карьеры и показала актрису во всем блеске ее дарования и мастерства. Об Ольге Цыпляковой можно говорить бесконечно, ее состоявшейся актерской судьбе можно только позавидовать. На бенефисе был полный зал ее поклонников, более двух часов длились поздравления и капустник. Пришли все: артисты театров драмы и кукол, филармонии, учащиеся театральной школы, чиновники. Как всегда ярко выступили артисты Театра Северного флота. Было много всего: слов, грамот, поздравлений, и, конечно, цветов. Но лучше всего о ней сказал режиссер Федор Чернышов: «Это счастье, что в театре есть актриса такого мастерства! На нее можно и нужно ставить спектакли, на ее таланте можно формировать репертуар».

Юбилейные торжества отшумели, театр Северного флота завершил 83 театральный сезон, а заслуженная артистка Ольга Цыплякова мечтает о роли Раневской в «Вишневом саде».

Поэтому мы не ставим точку в творческом портрете, впереди новые роли и новые режиссеры ...

 

Статья в PDF


Фотогалерея