"Тучины" сказки / Анатолий Тучков (Краснодар)

Выпуск №2-212/2018, Лица

"Тучины" сказки / Анатолий Тучков (Краснодар)

Сегодня Краснодар можно смело назвать не только спортивным, но и культурным центром юга России. Кроме государственных театров и краевой филармонии в городе появляются частные коллективы. Среди них ТМТ - Театральная мастерская Тучкова, объединившая артистов разных театров, готовых на эксперимент. Первой премьерой стал спектакль «Чума» по пушкинским «Моцарт и Сальери» и «Пир во время чумы», поставленный заслуженным деятелем искусств России Анатолием Тучковым. В этом году ему исполнилось 70 лет.

Более полувека Анатолий Тучков отдал искусству кукольного театра, став по праву главным сказочником Краснодара. Но не только этим снискал себе славу и авторитет Анатолий Семенович.

Он родился в 1948 году на Кубани, в семье, не имеющей к театру никакого отношения. Отец Семен Михайлович - строитель, мама Юлия Карповна - медсестра. Как же родилось неистребимое желание играть в куклы по-взрослому?

А.Т.: «Все началось в третьем классе, когда я пришел в Краевой дворец пионеров. Сперва в авиамодельный кружок, но уже через пару недель меня переманила руководительница кружка «Театр кукол» Мария Павловна Костина. Она первая открыла мне тайну «волшебной ширмы». Там я впервые услышал аплодисменты, познакомился с историей театра и сделал своими руками первую куклу. А в восьмом классе, на конкурсе школьных театральных коллективов, меня заметили и пригласили работать в Театр кукол. Закончив восьмой класс, в 15 лет я стал артистом вспомогательного состава и продолжил образование в вечерней школе. Было это в 1963 году...»

В 1967-м Анатолий Тучков поступил в ЛГИТМиК на режиссуру кукольного театра к профессору Михаилу Королёву. Страничку студенческих лет, голодных, но веселых, Тучков вспоминает с любовью и ностальгией.

А.Т.: «Это был сумасшедший курс. Нам всего было мало, поэтому мы ставили спектакли, в которых сами и играли, снимали кино, делали капустники (вот откуда «растут ноги» у знаменитого «Хохота Пегаса»). Нашего мастера можно назвать «внуком» Мейерхольда, так как он учился у Владимира Соловьева, а тот у самого Всеволода Эмильевича. Смелые эксперименты, смешение жанров и способов существования, «живой» план, со всем этим нас познакомил Королёв...»

В 1972 году Тучков стал режиссером Краснодарского краевого театра кукол и параллельно играл в знаменитом Народном театре под руководством Станислава Гронского. Но тут в творческую жизнь вмешались другие события - его на год забрали в армию. Вернувшись, Анатолий Семенович возглавил Театр кукол, став в то время, наверное, самым молодым главным режиссером в стране. Недюжинный талант, безмерное обаяние и высокий профессионализм, подтвержденный вспыхнувшим зрительским интересом к кукольному театру - вот критерии, благодаря которым 27-летний режиссер возглавил главный краевой детский театр.

Первой постановкой Тучкова стал спектакль «Медвежонок Римтити». История о том, как медвежонок ищет друга. Эту незатейливую сказку режиссер наполнил серьезным смыслом и смог затронуть не только детские неискушенные души, но и сердца взрослых. Часто маленькие зрители и их родители выходили из зала в слезах. Так уже в первой работе молодой режиссер заявил о своем жизненном кредо: «Через сказку, через куклу достучаться до сердец».

В этот период в жизни Тучкова произошло еще одно большое событие. Здесь, в Театре кукол, он встретил свою половинку. Екатерина Кучеренко стала женой молодого режиссера и, что немаловажно, верной соратницей во всех его начинаниях. Скоро чета Тучковых отметит золотой юбилей, а театральную династию продолжили дочь Юлия - актриса и главный художник Нового театра кукол и внучка Аполлинария, успешно дебютировавшая в постановке «Чума».

Череда детских спектаклей, поставленных Анатолием Тучковым в Краевом театре, стала настоящим подарком для юных зрителей Краснодара. «Гасан, искатель счастья», «Сказание о граде Лебединце», «Лапоток» неизменно вызывали ответную волну писем и рисунков маленьких театралов. Из них в фойе театра создавались выставки, проводились творческие встречи с волшебниками закулисья. Но талантливому режиссеру было тесно за классической ширмой. И тогда Тучков стал создавать спектакли для взрослых, где впервые в Краснодаре вывел артистов «живым планом». До сих пор старые театралы вспоминают легендарные постановки «Этот чертов гасконец» по «Трем мушкетерам» А. Дюма и «До третьих петухов» В. Шукшина. Эти спектакли сконцентрировали в себе задор, энергию и режиссерскую фантазию молодого постановщика и привлекли в театр, традиционно считавшийся детским, взрослого зрителя. На них ходили по нескольку раз, достать билет оказывалось проблемой. Это было время взлета Краевого театра кукол.

В 1980-м Тучкова пригласили возглавить Тюменский областной театр кукол. На долгие шесть лет мастер покинул родной город и родной театр, вписав в свою биографию сибирскую страничку. Но переселение в суровые земли пошло ему только на пользу. В этот период он ставит прогремевшие на всю страну спектакли «Забыть Герострата» Г. Горина, «Макбет» У. Шекспира, детские спектакли «Гадкий утенок» и «По щучьему велению». В это время театр вошел в знаменитую на весь мир Уральскую зону. Именно так называли плеяду режиссеров кукольников, многие из которых были выпускниками Королёва.

Из Тюмени Тучков вернулся несколько иным - более сдержанным, строгим, саркастичным. С собой он привозит «Герострата», произведшего в тихом, сонном, прокоммунистическом Краснодаре эффект разорвавшейся бомбы. Стильный, тонкий, жесткий по форме и глубокий по содержанию спектакль зло и умно высмеивал жажду славы бесталанных, их бездуховность. Скудоумие верхних эшелонов власти и бездумное молчание толпы. Кстати, главную роль в спектакле исполнил замечательный, талантливый артист Сергей Трегубов, ставший на долгие годы, вместе с Равилем Гилязетдиновым, соавтором не менее шумных и скандальных театральных капустников «Хохот Пегаса», затеянных Анатолием Тучковым совместно с бывшим председателем Краснодарского отделения СТД РФ Станиславом Гронским в смутные перестроечные времена. Тогда же Тучков поставил еще один спектакль на злобу дня. Это «Черный человек, или Я, бедный, Сосо Джугашвили» В. Коркия. В жесткой, даже жутковатой форме режиссер расказывает зрителю о пагубности неограниченной власти, об уничтожении совести и чести за «скипетр и державу» у власть имущих. В спектакле очень много режиссерских и художественных находок. До сих пор слышу лязг закрываемой клетки, в которой сидели зрители, внутри происходило действие, а над головами ходили «охранники».

Шумный успех, признание мастерства зрителями и критикой, свобода выбора материала - что еще может желать режиссер. Но Тучкову этого мало. Он задумывается о будущем театра, о том, кто пойдет с ним дальше по нелегкой творческой дороге. О том, где взять молодые силы. И тогда в биографии Тучкова возникает еще одна страничка - педагогическая.

В 1992 году Анатолий Семенович совместно с Сергеем Трегубовым и Равилем Гилязетдиновым набрал первый профессиональный актерский курс в Краснодарском институте культуры. Это был совместный проект с Управлением культуры Армавира. Именно тогда судьба и свела меня с этими замечательными, солнечными людьми. Молодые педагоги стали для нас не только учителями. Они относились к нам, своим «первенцам», с истинно родительской заботой. Занятия по актерскому мастерству, которые проходили сперва в Краевых куклах, а потом в Новом театре, не ограничивались только специальностью. Это было еще и воспитание. Вкуса, ответственности, достоинства, гражданственности и очень многих других, не менее важных, чем талант, человеческих качеств. И, конечно, образцом для подражания всегда был наш Мастер - Анатолий Тучков. Туча, именно так называли мы его между собой и именно так зовут его друзья и коллеги. Почему? Наверняка не только из-за фамилии, а благодаря тому сумасшедшему обаянию, мощи, завораживающей силе, исходящей от этого человека.

В 1993-м Леонард Гатов (еще один «столп» краснодарской культуры) предложил Тучкову создать новый театр на базе ТО «Премьера». С группой единомышленников он покинул Краевой театр кукол, чтобы написать еще одну сказочную страничку в театральной биографии Краснодара. Из названия театра исчезло слово «кукольный», потому что в своих постановках Тучков использует всю театральную сценическую палитру в зависимости от того, какую мысль должен донести до зрителя тот или иной спектакль. Так, «Слуга двух господ» К. Гольдони разыгрывается в масках, напоминающих Венецианский карнавал. В «Питере Пене» куклы сменяют совсем юных артистов, играющих детей английского семейства. «Сембо» разыгрывается на классической ширме. А в «Трехгрошовой опере» на сцене присутствовали люди, куклы и манекены. К слову, в этом спектакле, как и во многих других, Анатолий Семенович выступал еще и как исполнитель одной из ролей, не забыв своей артистической молодости.

За 45 с лишним лет режиссерской деятельности Анатолий Тучков поставил более 100 спектаклей как для детей, так и для взрослых, среди которых «Шляпа волшебника», «Граф Нулин», «Винни-Пух и все, все, все...», «Золушка», «Горячее сердце»... Список можно продолжать бесконечно. Многие из них были отмечены наградами на фестивалях в Волгограде, Рязани, Оренбурге, Нижнем Уренгое и, конечно, в Краснодаре.

А недавно Тучков перевернул еще одну страницу своих сказок. Он покинул «Новый театр» и ушел в «свободное плавание». Ребенок, созданный с любовью и заботой, остался сиротой, а талантливый мастер сейчас не имеет своей стационарной площадки. Жаль, что городу стал не нужен главный сказочник и воспитатель человеческих душ. Правда, Анатолий Семенович руки не опускает. Он преподает режиссуру и актерское мастерство в Музыкально-педагогическом колледже Краснодара и обещает в скором времени порадовать своих поклонников дипломными работами студентов. Хочется верить, что следующий юбилей Тучков встретит под крышей собственного театра и напишет еще одну волшебную сказку.

 

Фото из архива А. ТУЧКОВА

 

Статья в PDF

Фотогалерея