Татарстан - Германия - Китай / Гастрольный проект Казанского театра им. В.И.Качалова

Выпуск №2-212/2018, Гастроли

Татарстан - Германия - Китай / Гастрольный проект Казанского театра им. В.И.Качалова

Казанский академический русский Большой драматический театр имени В.И. Качалова завершил свой 227-й сезон масштабным гастрольным проектом «Европа-Азия».

Для качаловцев ежегодные гастроли - дело традиционное. Художественный руководитель-директор Александр Славутский убежден в необходимости такого своеобразного творческого экзамена для коллектива, и один из немногих театров в стране, Качаловский не прекращал этой практики даже в самые нелегкие времена. На карте гастрольных маршрутов последних лет - Франция, Чехия, Финляндия, Турция, Болгария, Македония, крупные российские города - Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Самара, Челябинск, Уфа, Ярославль, Сочи и многие другие.

227-й сезон вписал новые точки в гастрольную географию театра. С творчеством русского театра из Казани познакомились Германия и Китай.

Первым городом гастрольного тура и европейским пунктом назначения для качаловцев стал немецкий Ганновер. Столица Нижней Саксонии, крупный город с серьезными театральными традициями. Интересно, что если для казанского театра - это первый визит и в Ганновер, и в Германию, то его руководителя связывает с ганноверским театром давнее сотрудничество. В период своего руководства Ростовским театром в конце 80-х годов прошлого века Александр Славутский приезжал сюда с гастролями, спектакли прошли с бурным успехом, и желание новой встречи с городом и его зрителями стало одним из поводов к продолжению сотрудничества. И хотя давно уже ганноверским театром руководят совсем другие люди, интерес к возможному культурному обмену с их стороны был безусловным.

Немецкие коллеги приехали в Казань, пришли в восторг от города и театра, познакомились с репертуаром и выбрали для знакомства ганноверских зрителей с творчеством русского театра из Татарстана бессмертную комедию Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Один из хитов Качаловского театра в постановке Александра Славутского с 2015 года с успехом идет на родной сцене, и за три года приобрел фестивальную биографию: «Встречи в России» в театре «Балтийский дом» в Петербурге, Летний фестиваль губернских театров «Фабрика Станиславского» на сцене Губернского театра в Москве, победа в трех ведущих номинациях на фестивале «Волга театральная» в Самаре.

В этой комедии с музыкой, как определили жанр создатели, органично сплелись все сильные стороны сегодняшнего Качаловского: высочайшая постановочная культура, изящная музыкальность, ироничная и мудрая режиссура, и, конечно же, великолепный актерский ансамбль с очень стильными и серьезными с точки зрения мастерства работами Ильи Славутского (Фигаро), Елены Ряшиной (Графиня Розина), Ильи Петрова (Граф Альмавива), Славяны Кощеевой (Сюзанна), Светланы Романовой и Геннадия Прыткова (Марселина и доктор Бартоло), Алексея Захарова (Керубино), Марата Голубева (Антонио).

Выбор классики мировой драматургии в постановке русского театра из столицы национального региона в период не самых горячих дружеских межгосударственных отношений стал своеобразным дипломатическим ходом. И на сцене Ганноверского Schauspiel театра качаловцы с блеском выполнили свою миссию. Овациями и криками «браво» оба вечера встречали зрители финальное «Виват, любовь!». Бессмертная комедия Бомарше в исполнении казанского театра покорила ганноверскую публику. А после спектакля актеров в фойе встретили аплодисменты немецких коллег, журналистов, общественных деятелей, пригласивших качаловцев на дружеский вечер. Профессор Ганноверского университета Петер Гройлих признался, что в Европе больше знают оперу Моцарта про женитьбу Фигаро, с театральной постановкой тут знакомы мало.

- Мы впервые видим и слышим Бомарше на русском. Для нас это новый интересный опыт. В произведении Бомарше была острая критика дворянства, тогда эта пьеса была архиострой и актуальной, и я поражен, насколько мастерски, в свободной форме актеры смогли представить эту серьезную тему. И зритель получил огромное удовольствие от музыки, от пластики, от манеры игры.

Гастроли в Германии, прошедшие в рамках сотрудничества Театра имени Качалова и государственного театра города Ганновера, стали первой, европейской частью гастрольного тура.

И если встреча с европейским зрителем не в новинку для казанского театра, то поездку на фестиваль в Китай качаловцы ждали с особым нетерпением. Далекая страна с древнейшей культурой и самобытным театром, страна, сегодня живущая на стыке социалистических воззрений и экономического прогресса, вызывала неподдельный интерес и волнение.

Пекинский народный художественный театр, пригласивший Качаловский театр на фестиваль, - один из ведущих театров страны. В его труппе - известные и любимые артисты, много снимающиеся в кино, в репертуаре - китайская классическая литература и мировая драматургия. Международный фестиваль театр проводит уже несколько лет, знакомя зрителей с европейским театральным искусством. Из российских до Качаловского здесь была только петербургская Александринка с «Женитьбой» Валерия Фокина.

В Китае чтят русскую классику, знакомы с творчеством великих русских писателей, среди которых особой любовью в Поднебесной пользуется Александр Сергеевич Пушкин. И выбор в фестивальную афишу из богатого репертуара Качаловского театральной фантазии «Пиковая дама» в постановке Александра Славутского кажется не только закономерным, но и бесспорным. Один из самых именитых спектаклей Славутского, побывавший во многих российских городах и снискавший неизменный успех везде, куда качаловцы выезжали на гастроли, на фестивалях в Марселе, Анкаре, Хельсинки, «Пиковая дама» - своего рода квинтэссенция мастерства режиссера. В этой театральной фантазии слились его страсть к игре и зрелищности как основам театральной формы и умение рассказать историю. А блистательная работа Светланы Романовой в роли Графини Анны Федотовны - образец профессионального мастерства, который заслуживает быть увиденным как можно большим числом зрителей.

Театральная фантазия, поставленная Александром Славутским по одноименной повести гения русской литературы, была трижды сыграна на сцене Пекинского театра и закрыла фестивальную программу, в которой кроме казанского, в этом году свое творчество представили театр из Бухареста с шекспировской «Бурей» в постановке Александра Морфова и «Новый театр» из польской Лодзи. Но именно русский театр из столицы Татарстана вызвал наибольший интерес профессионального сообщества и зрительский ажиотаж. Билеты на все три спектакля были проданы задолго до приезда театра, и качаловцы не обманули ожидания китайской публики.

Спектакль посетил Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Китайской Народной Республике Андрей Денисов. Он отметил высокий уровень режиссуры и актерского мастерства Качаловского театра.

В рамках фестиваля прошла встреча со зрителями: двухчасовой интереснейший диалог Александра Славутского с прекрасными собеседниками, среди которых были и зрители, и актеры, и журналисты, и театральные деятели. Диалог о спектакле, о театре, о функции и значении искусства в жизни человека и общества. Модератором встречи выступил известный китайский актер Фэн Юаньчжэн, накануне побывавший на спектакле «Пиковая дама» и назвавший ее одним из самых своих сильных театральных впечатлений. Эмоциональный и насыщенный разговор, казалось, не закончится - поток вопросов не иссякал, слова признательности и добрые пожелания звучали у каждого, кто брал в руки микрофон.

Одна из главных газет страны «Жэньминь жибао» отозвалась на первый визит театра из Казани в Пекин: «В Китае существует своя древняя театральная культура, однако иностранные, в том числе и российские классические постановки собирают немало китайских зрителей и настоящих поклонников зарубежного театра. Спектакль «Пиковая дама» шел три дня с 6 по 8 июля на русском языке с китайскими субтитрами и имел большой успех у китайской публики, что свидетельствует о неугасаемом интересе к российской классике и к Пушкину среди китайцев. Успех постановки можно объяснить словами Александра Славутского: «Мой театр - это театр радости. Жизнь так непроста, мы знаем, чем она заканчивается. Поэтому я убежден, что театр должен помогать жить».

Первые в истории одного из старейших театров России гастроли в Китае стали одним из важнейших культурных событий и значимым социально-общественным фактором в межнациональном диалоге. А для качаловцев участие в пекинском фестивале закрыло 227-й театральный сезон и стало завершением масштабного гастрольного тура «Европа-Азия».

Но продолжение следует, и уже в следующем сезоне Ганноверский и Пекинский театры сыграют свои спектакли на сцене одного из старейших российских.

 

Статья в PDF

Фотогалерея