Богатая палитра вокалиста

Выпуск № 8-118/2009, Вспоминая

Богатая палитра вокалиста

 

Свежих, ярких, запоминающихся красок в палитре недавно ушедшего из жизни замечательного артиста Кабардино-Балкарского государственного музыкального театра, заслуженного артиста РФ, лауреата Госпремии КБР Исмаила Каплановича Жанатаева было много. Он всегда пел спокойно, без выкриков и чрезмерной жестикуляции, никогда не утрируя мимику лица, чтобы подчеркнуть драматические кульминации. У певца не было стремления лишь продемонстрировать необычность окраски своего голоса, для него было важно как можно более точно передать чувства, заложенные в музыкальном сочинении. В этом-то и заключалось неуловимое очарование его пения.

Как и многие подающие надежды молодые люди, Исмаил начинал с художественной самодеятельности, школьной и клубной. Его семья жила в то время в селе Благовещенском в Киргизии, куда попала в годы депортации балкарского народа. Он играл в школьном оркестре на трубе, попутно освоил игру на балалайке, гитаре, мандолине, в общем, понемногу играл на всех инструментах, какие были в школе. Выступал и как солист хора. В том, что он приобщился к музыке, была большая заслуга руководителя оркестра, молодого музыканта Евгения Власенко и учительницы пения Р.И.Березовой, которые были очень преданы своему делу и много времени уделяли школьникам. Исмаил был постоянным участником районных, а позже и республиканских фестивалей, неизменно завоевывая звание лауреата.

Учась в старших классах, юноша решил сам организовать ансамбль песни и танца при сельском клубе. Он не только выступал в роли художественного руководителя, но и пел, играл на музыкальных инструментах, танцевал. Ансамбль выступал на художественных смотрах и неизменно удостаивался призовых мест и премий. Однажды во Фрунзе Жанатаеву, занявшему на очередном фестивале первое место, презентовали дорогой костюм, что по тем временам было хорошим подарком.

Еще одно событие во Фрунзе стало для него знаковым. Впервые Исмаил попал в оперный театр, где был покорен не только пением артистов, но и самой театральной обстановкой.

«В Государственном киргизском театре оперы и балета в тот вечер шла опера «Айчурек», - вспоминал вокалист. - Весь спектакль был соткан из неземных настроений. Я настолько погрузился в мир героев оперы, что забыл о существовании реального мира. С тех пор мечтал только об оперной сцене. Доставал пластинки с записями опер и старался выучить подряд все оперные партии. Когда дома никого не было, я начинал петь во весь голос, во всю силу легких, кстати, развить легкие мне помогла игра на трубе».

О необыкновенном таланте юноши писали районные и республиканские газеты. Голос Жанатаева нередко звучал и по киргизскому радио. Он исполнял песни на русском, балкарском и киргизском языках.

Еще в Киргизии его рекомендовали в музыкальное училище, но в 1957 году балкарцам было разрешено вернуться на родину, и юноша решил не оставаться на чужбине. В тот год республика отмечала 400-летие присоединения Кабарды к России. Активным участником торжеств стал и Исмаил Жанатаев, за что удостоился звания лауреата.

Без всяких трудностей в 1958 году он поступил во вновь открытое Нальчикское музыкальное училище. Вокалу учился у замечательного педагога Варьяны Абеловны Проскуриной. В 1962 году поступил в Тбилисскую консерваторию, в класс профессора Надежды Цомая.

«В годы моей учебы, - вспоминал Жантаев, - в Тбилиси приехал Кайсын Кулиев на празднование 800-летия Шота Руставели. В тот год отмечали также и полувековой юбилей нашей консерватории. Как участник торжественного концерта я удостоился III места и выступил по грузинскому телевидению. Позже мне Кайсын рассказывал, что, будучи в гостях у министра культуры Грузинской ССР, бывшего ректора Тбилисской консерватории, крупного советского композитора Отара Тактакишвили, он смотрел телевизор и сразу узнал меня. По словам Кайсына, Тактакишвили назвал меня самым перспективным из всех студентов-вокалистов, учившихся в Тбилисской консерватории, и выразил уверенность в том, что из меня получится хороший вокалист. Пользуясь своими знакомствами, поэт обещал устроить меня в любой хороший оперный театр. У меня была возможность остаться и в Тбилиси, но жена настояла на том, чтобы мы вернулись в Нальчик».

В дипломе Исмаила Жанатаева указаны три специальности: «оперный певец», «камерный певец» и «преподаватель». А поскольку незадолго до его возвращения в Нальчике открылся музыкальный театр, он устроился туда в качестве солиста-вокалиста и работал здесь до конца своих дней.

Его первой ролью на сцене музтеатра стала сложная и объемная партия Жермона в опере «Травиата» Верди, поставленной режиссером Анатолием Шереужевым. Эта роль молодому вокалисту принесла заслуженный успех. Много удач у него было и позже. С большим удовлетворением он рассказывал также о спетой им очень сложной партии Риголетто. Музтеатр объездил с этой оперой чуть ли не всю европейскую часть Союза ССР, и везде ее принимали с восторгом. Исмаил столь блистал в партии Риголетто, что его осыпали цветами не только в зрительном зале, но, случалось, приносили букеты в гостиницу, где он останавливался во время гастролей.

Наполнены глубиной и другие созданные вокалистом образы. Прежде всего потому, что он всегда умел подобрать скрытый ключ к постижению духовной сути своих героев.

Из творческих удач солиста можно назвать партии Старого цыгана из оперы «Алеко» Рахманинова, Зурги («Искатели жемчуга» Бизе), Тонио («Паяцы» Леонковалло). Успешно выступал он также в опереттах «Летучая мышь» Штрауса, «Цыганская любовь» Легара, и, конечно же, как любой вокалист, он занимался и концертной деятельностью, за что в 1998 году был удостоен Государственной премии КБР. В общем, репертуар у вокалиста был огромный.

«У Исмаила Жанатаева был потрясающий баритон, - вспоминает режиссер Музтеатра Тамара Сафарова. - Это был масштабный артист и одновременно скромный, душевный человек, который нес людям радость от общения с искусством. Работать с ним было чистым удовольствием, поскольку он на лету схватывал любую идею или задумку. Он был многогранен в своем творчестве, одинаково хорошо пел как в операх, так и в классических опереттах».

Долгие годы творческой жизни на сцене подарили Исмаилу богатый опыт, которым он щедро делился со студентами Северо-Кавказского государственного института искусств, где вел класс вокала. Последние годы жизни певец больше внимания уделял преподавательской деятельности, но не расставался и со сценой.

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.