У ног "Аквитанской львицы" / Юбилей у Инны Чуриковой

Выпуск №3-213/2018, Юбилей

У ног "Аквитанской львицы" / Юбилей у Инны Чуриковой

Не хочется прибегать к расхожей фразе: «У таланта нет возраста, ибо он дается Богом на всю жизнь»... Инна Михайловна ЧУРИКОВА отлично знает, если каждый день не работать над собой, не бросаться в огонь, где «...брода нет», не мучиться в поисках истины и нахождения себя, то небесный дар может исчезнуть, раствориться в ежедневных хлопотах и заботах. Эту актрису нельзя причислить к небожителям, потому что все, чего она достигла в искусстве, далось ей колоссальным трудом и самопожертвованием, плохо понятным иным популярным звездам телевизионных сериалов и шоу-бизнеса.

Если бы кто-то сказал санитарке Тане Тёткиной в картине «В огне брода нет», что она звезда, то героиня Чуриковой вряд ли поняла бы, о какой звезде идет речь, поскольку она рисовала так, как подсказывала ее наивная природа. Если бы провинциалка Паша Строганова в фильме «Начало» не перевоплотилась у Чуриковой в Орлеанскую деву и не пожертвовала собой ради Франции, то вряд ли потом эта жертвенность так ярко проявилась бы в образе матери, спасающей своего сына в другом панфиловском фильме «Мать» по М. Горькому.

Часто говорят, что Инне Михайловне выпал счастливый билет, когда она встретила на своем пути режиссера Глеба Панфилова, и он стал ее снимать во всех своих картинах, благодаря которым актрису также заметил Марк Захаров и в 1973 году пригласил в Ленком играть главную роль в спектакле «Тиль». С тех пор весь репертуар стал строиться вокруг непредсказуемой примадонны. Все так, но если бы Инна Чурикова на высоком градусе, с колоссальной самоотдачей не играла Бабу-Ягу в московском ТЮЗе и не читала бы монолог Неле в спектакле «Варшавский набат», то режиссер, может быть, и не обратил бы на нее внимания. Как пропустили юную абитуриентку приемные комиссии Школы-студии МХАТ и Щукинского училища? Только в Щепкинском нашелся педагог, угадавший за неканонической внешностью глубоко спрятанное внутреннее зерно, о чем Инна Михайловна с благодарностью вспоминала в присутствии Юрия Соломина на праздничном вечере «Принцессы Турандот» в честь своего 70-летия.

А еще актриса обладает поистине великим для сегодняшнего нашего бытия даром - бесконечно доверять людям. И тем, кто приходит на ее спектакли в Ленком, и тем, кто по десятому разу смотрит фильмы с ее участием: «Московская сага», «Тот самый Мюнхгаузен», «Благословите женщину», «В круге первом».

В одном из интервью Инна Чурикова, как кажется, определила ярчайшую черту своего дарования, своей профессиональной и человеческой индивидуальности: «В жизни рядом с серьезными вещами бесконечно происходит что-то смешное, просто это надо видеть...» В фильмах «Старшая сестра», «Военно-полевой роман», «Адамово яблоко» и еще многих и многих, в спектаклях не только родного Ленкома «Аквитанская львица», «Ва банк», «Ложь во спасение», «Все оплачено», «Женитьба», но и в тех, что сыграны на других сценах, - «Старая дева» (Театр «Русская песня»), «Смешанные чувства» (Театр Антона Чехова), «Аудиенция» (Театр Наций) - именно на этом выстроены и прожиты все ее роли.

 

Статья в PDF

Фотогалерея