Создавая свой мир / Вадим Смирнов (Оренбург)

Выпуск №3-213/2018, Лица

Создавая свой мир / Вадим Смирнов (Оренбург)

Вот уже десять лет, как в Оренбург приехал заслуженный артист России Вадим Смирнов. Эта дата не отмечена красным днем в календаре. Но для Оренбургского театра кукол, который к тому времени 15 лет существовал без художественного руководителя, и для поклонников кукольного искусства его появление в городе - самый настоящий праздник. У артистов, стосковавшихся по настоящей работе, будто открылось второе дыхание. Афишу театра украсили такие спектакли, как «Женитьба Бальзаминова», «Тень», «Генералы в юбках», «Маленькие трагедии», «Али-Баба и сорок разбойников», «Маугли» и другие постановки для детей и взрослых. Актерам нравится его манера работать, не навязывая, а предлагая свое видение. То, что режиссер предоставляет возможность «покопошиться» в роли. Он же говорит: «Обожаю свой коллектив. Люблю их всех. В них сочетаются профессионализм и активность в работе. Для меня это - самый главный критерий».

- Не потому ли вы так любите и понимаете актеров, что сами по первому образованию актер? И до сих пор счастливо существуете в двух ипостасях актера и режиссера.

- Мне всегда было интересно как актеру работать над ролью - создавать образ. А как режиссеру оказалось еще интереснее - создавать целый мир. Став режиссером, не захотел расставаться с актерской профессией. Приятно выходить на сцену - чувствуешь себя легко, молодо, весело. Иногда заглядываешь за кулисы, смотришь, как играют. Думаешь, как тут уютно, мне как актеру здесь хорошо бы было. Вот так влезаю в некоторые спектакли.

- Оренбург вас принял с распростертыми объятиями. Именно здесь вы начали получать режиссерские награды. А как вы относитесь к Оренбургу, куда приехали из Нижнего Новгорода?

- Я ехал сюда с интересом, с надеждой. Мне так хотелось работать. Мне всегда хочется работать! И город понравился - небольшой, уютный солнечный. Не жалею о том, что приехал.

- С вашим появлением в репертуаре театра появились спектакли для взрослых. Для многих стало неожиданностью, что театр кукол - это не только «Три поросенка» или «Кошкин дом»...

- Они раньше всегда здесь были. Те, что когда-то появились у Сергея Образцова, а потом обошли сцены многих советских театров, - «Божественная комедия», «Прелестная Галатея», «Чертова мельница». Но когда я приехал, взрослых спектаклей давно не было. Решили поставить «Женитьбу Бальзаминова». Спектакль практически женский. Всего три мужские роли. Большая часть - возрастные роли. А в театре такие чудные актрисы! Мы с такой радостью репетировали. Наталья Зайцева попала в больницу, не успели ей зашить все раны на животе, сообщает: я буду играть. Полина Шумилкина, которая играет сваху, упала на улице, сломала правую руку. И все равно репетировала, научившись работать левой рукой. Потом была целая череда взрослых спектаклей - по Шварцу, Аную, Пушкину, Гоголю. Но куда деваться в театре кукол без «Трех поросят», «Колобка», «Кошкиного дома», «Теремка»? Это же замечательный мир детства, где добро побеждает зло, где есть место чуду, где все заканчивается искренней радостью. А когда дети радуются, и нашему восторгу нет предела. Тут главное - как сделать.

- А кем вы в детстве хотели быть?

- На карусели кнопки хотел нажимать и отрывать билеты. Очень нравилось. Но потом решил, что куклы лучше, чем кнопки. Правда, на выпускном экзамене по вокалу, где я много чего пел, в том числе и арии из оперетт, забрезжила перспектива опереточного артиста. Сказали, что из меня выйдет чудесный простак. Даже было предложение из Одесского театра. Но куклы перетянули. А в оперетте я все-таки сыграл. Правда, в кукольном спектакле «Сильва». Мне предложили роль простака Бони в третьем составе. Но до него очередь так и не дошла: в двух предыдущих составах были более солидные актеры. А сыграл я маленькую роль - помрежа. И помогал кордебалету. На сцене было шесть кукол, которыми мы управляли в 36 рук. Толпа в 18 человек двигалась за ширмой, подплясывая, перемещая каждую кукольную ножку, каждую тросточку. Репетировали полтора года.

- Вы ведь тоже долго работаете над спектаклями...

- Да. Вот «Маленькие трагедии» Пушкина, которые мне особенно дороги. Мы только за столом два месяца занимались читками. Потом читали на сцене. Я просил актеров: «Хоть по потолку ползайте, но найдите способ общения, который выразит остроту конфликта «Маленьких трагедий». Что творилось с актерами! Какие муки творчества мы тут только не наблюдали. А «Мертвые души»? Над этим спектаклем я думал года два. Кто такой Чичиков? Злодей? Да, злодей. Практически - бес. Но ведь это общество делает его таким. Вот об этом и ставили спектакль.

- Парадокс - на заре туманной актерской юности вы начинали с возрастных ролей...

- Это так. Король в «Золушке», глубокий старец финн в «Руслане и Людмиле», вечно пьяный князь Вано Пантиашвили в «Хануме», которому было 60. При этом в театре я долгое время считался мальчиком. Пока не сыграл Адама в «Божественной комедии» - спектакле 1965 года рождения. «А ты - актер!» - сказали старшие коллеги, несмотря на то, что к тому времени я уже отработал в театре пять лет.

- У вас театральная семья. Ваша жена Елена Смирнова - актриса. Не предвидится ли «театрального романа» у дочерей?

- Вика и Аня - два совершенно полярных ребенка. Старшая дочь - собранная, молчаливая, сдержанная. Окончила школу с золотой медалью. Учится в МГУ на физика-астронома. А вот младшая - абсолютно театральный ребенок. Когда мы приехали сюда, ей было два года. Репетировали «Женитьбу Бальзаминова». Она сидела в зале, и когда я объявлял перерыв, заявляла: нет, пусть они вернутся на сцену и продолжают. А делясь планами на будущее, говорила мне: я подрасту, и, когда ты уйдешь на пенсию, буду работать вместо тебя. Не забуду, как мы везли ее в коляске-велосипеде по Советской, а она исполняла репертуар из «Женитьбы Бальзаминова». В том числе «Ах, А-а-акулина, ах, Акулина! пей до дна, пей до дна, пей до дна!»

- Рассуждая о магии театра, некоторые считают: оживая, кукла ведет актера. Так ли это?

- Как бы это бытово ни звучало, но кукла все-таки придумана, чтобы выполнить определенную функцию. Поэтому, конечно, мы ведем куклу. Безусловно, мы любим своих кукол, бережем их. Они для нас, как малые дети. Но, тем не менее, с головой у нас все в порядке. Мы знаем точно, что кукла двигается все-таки благодаря нашим мышечным усилиям. И многое в нее закладывается при изготовлении, в зависимости от того, какая роль ей отводится - художником спектакля, конструктором кукол.

- Еще одно высказывание, которое вы наверняка могли бы если не оспорить, то объяснить: актер - это тот, кто ничего не умеет.

- Думаю, тут вот что имеется в виду: к каждой новой роли актер, даже маститый, приходит, как чистый лист, отбрасывая все свои наработки. Заслуженная артистка России Любовь Милохина, осваивая роль Мефистофеля в «Маленьких трагедиях», на первых репетициях говорила: я пока не знаю, как произнести эти слова, я потом соображу. А потом - из этих мук и сомнений рождается образ. Все время приходится доказывать, со школьной скамьи и до старости, что ты не дурак.

- Какие самые запоминающиеся слова вам были сказаны за годы служения театру?

- «Я поругался со своим братом, а после вашего спектакля приду и позвоню ему».

- А что вы сами можете сказать о своей профессии?

- Я уважаю все профессии. Но это та профессия, от которой получаешь не только удовольствие, но еще и зарплату. Приходишь в театр, за окном не все радует. А тут иное состояние, иная жизнь, ради которой ты получил эту профессию. Здесь создается свой мир. Струны натягиваются, порой рвутся. Без этого невозможно. Но я не представляю себя в другой профессии. Особенно в кабинетной. Наверное не смог бы, сбежал.

 

Статья в PDF

 

Фотогалерея