Смехотворец / Вспоминая Валерия Хозяйчева (Хабаровск)

Выпуск №3-213/2018, Вспоминая

Смехотворец / Вспоминая Валерия Хозяйчева (Хабаровск)

Валерий Хозяйчев (1946 - 2018), народный артист России. Легкий, с изумленными глазами. Со своей интонацией в жизни и на сцене. С одной и той же повадкой, ставшей стилем Хозяйчева. Улыбался редко, но умел смешить. Больше полувека он выходил на сцену Хабаровской оперетты, и зал взрывался от хохота и аплодисментов. Никто не мог сказать о нем, что он пожилой человек. Возраст не имел значения, словно он не поддавался его влиянию. Он всегда оставался большим ребенком, начисто лишенным способности обижать. О своем театре говорил, что это не место работы, а состояние души.


Чему научен

Валерий Хозяйчев пришел в Хабаровский театр музыкальной комедии больше 50 лет назад. Начинал в балете, потом пел в хоре. Когда закончил училище искусств, его перевели в основную труппу.

- В жизни не получаю такой радости, которую дарит сцена. Здесь мне легко, я расслабляюсь, переодеваюсь, перевоплощаюсь и становлюсь совсем другим, - признавался Валерий Михайлович. - Прошел все стадии. Играл простаков. Всяких Тони, Бони... Теперь играю только характерные роли. С 25 лет играл возрастных персонажей и мне это удавалось. А сейчас настала пора купаться в том, чему я научен за все эти годы...


Секрет Хозяйчева

Артист был силен как опереточный комик, обладал секретом трюка и репризы. В спектакле «Свадьба в Малиновке», где он десятилетиями в каждой новой постановке был неизменным Попандопуло, не повторялся никогда. У Хозяйчева это был совсем не страшный враг, а смешной персонаж из клоунады.

Выходя на сцену, Валерий Хозяйчев прекрасно исполнял острые куплеты. И даже тогда, когда обращался к зрителю, играл с ним, не терял основной линии образа. Его всегда влекло к перевоплощению. Коварный маркиз де Понсамбле, хитрый Гробовщик, умный Бартоло, злой Целовальник, смешной Тюфякин... Зачастую он бывал острым, колючим, подлинно гротесковым. Однако все, кто видел его в разных работах, понимали: артиста Хозяйчева так много, что спрятаться за образ ему не удавалось.

Казалось бы, в оперетте вокалистам танцевать труднее, чем петь. Валерий Хозяйчев танцевал не хуже Боба Астера, как, впрочем, и его партнеры. Раньше в Хабаровском театре существовала очень хорошая традиция - сюда часто приезжали артисты Московской оперетты. Партнерами Татьяны Шмыги всегда были хабаровские актеры Хозяйчев, Боридко, Черятников. Они танцевали виртуозно, вровень с профессиональным уровнем Шмыги.


Мгновения счастья

Во время гастролей в Улан-Удэ нас повезли на экскурсию в Дацан. Перекусили тем, что взяли в дорогу. Помолились чужим богам, послушали службу, загадали желания. Словом, приобщились к таинствам тысячелетней культуры, пробуя на слух редкие слова: лама, дацан, Тибет, буддизм. Ждем автобус обратно. Стоит чудесный жаркий полдень. Пахнет скошенной травой, медом. То шмель загудит, то запоет оса. Рай да и только. И вот представьте. Сидит на жердочке раздетый по пояс, в белой панамке наш друг Хозя (народный артист Хозяйчев), загорает и увлеченно вяжет. А остальные, то есть мы, спрятались в недостроенном срубе, пахнущем смолой, покоем и еще чем-то непередаваемо вкусным. Интересная режиссура - жизнь. Захочешь - не придумаешь. Спасибо тебе, Валера, за эту незабываемую мизансцену и за общую причастность к мгновению счастья.


Мрачный комик

Иногда казалось, что на лице Хозяйчева сосредоточена вся скорбь русского народа. Мрачный комик - это про него. Почему некоторые артисты, созданные для комедии, так хотят сыграть драматическую роль? Комедию ведь играть в тысячу раз труднее. А рассмешить и вызвать смех - наслаждение. Но охота пуще неволи. Был такой побег в другое искусство и у Валерия Хозяйчева. По приглашению он играл в Хабаровском театре драмы, а когда Л. Квинихидзе ставил «Фигаро», поручил главную роль обманутого старика Бартоло Хозяйчеву. Артист был счастлив бесконечно. Пробовал свою роль и так и сяк, нервничал. Понятно: почти весь спектакль он находился на сцене. Режиссер остался им доволен.


На все времена

«Первые мои шаги на сцене сделаны в уютном старом театре на улице Шевченко, - вспоминал Валерий Хозяйчев, - Срочный ввод в спектакль «Цыганская любовь» на роль Кайтана - вечно голодного недоросля. Идет выходная ария Илоны, ее играла легендарная Зеля Гримм-Кислицына, а я в это время сажусь на авансцену и кушаю пирожок. Естественно, все внимание ко мне. Все смеются над мальчишкой, который так увлечен своим пирожком. То уронит, поднимет, отряхнет, подует, вытрет о штаны. Засунет полностью в рот, потом вытащит, предложит рядом стоящему артисту хора. И все это под хохот зрителей и прекрасную арию Илоны. Уходил я под гром аплодисментов. Сомнений в том, что до меня никто так здорово не играл эту роль, у меня не было. За кулисами ко мне подходит Зеля Петровна:

- Молодой человек, Вы бесспорно талантливы, но на моей арии Вас на сцене больше не будет.

И не было. Но было другое. Потрясающее чувство удивительного партнерства с любимой артисткой.

Его учитель Аполлон Гримм говорил: «Вот Хозяйчев. Артист редкий. Яркий. Эксцентрический. И кто знает, какими путями он оправдывает все нелепости, которые проделывает на сцене... Что это такое? Это тайна».

Он унес ее с собой, оставив зрителям очищающий смех, надежду и 53 года радости от встреч на подмостках Хабаровского музыкального театра с большим артистом.

 

Статья в PDF

Фотогалерея