Ощущение полета / Фестиваль балетного искусства финно-угорских государств и регионов РФ (Сыктывкар)

Выпуск №4-214/2018, Мир музыки

Ощущение полета / Фестиваль балетного искусства финно-угорских государств и регионов РФ (Сыктывкар)

Несмотря на довольно изнурительную борьбу за свое выживание (это и финансовые, и кадровые проблемы) Государственный театр оперы и балета Республики Коми, имеющий 60-летнюю историю, не отказывается от идеи проведения в Сыктывкаре фестиваля «Зарни джыджъяс» («Золотые ласточки»), берущего начало в 1997 году. Тогда праздник балета поддержал глава Республики Коми Юрий Спиридонов, а в этот раз он состоялся благодаря гранту нынешнего главы Республики Сергея Гапликова, под патронатом Члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ Валерия Маркова и при поддержке министра культуры, туризма и архивного дела Республики Коми Сергея Емельянова.

Как отметила главный редактор журнала «Балет» Валерия Уральская, «великая благодарность тем, кто отдает силы организации подобных праздников, в которых регионы России могут познакомить друг друга со своим искусством. Интерес к искусству своего народа, знание традиций - свидетельство общей культуры и заботы о будущем». Эти слова признательности в первую очередь следует адресовать директору театра Дмитрию Степанову и его творческим и административным сподвижникам, которые сделали все от них зависящее, чтобы воплотилось задуманное, и «Золотые ласточки» действительно «стали объединяющим праздником в мире искусства со своей неповторимой атмосферой и особым финно-угорским колоритом».

Недельная афиша фестиваля вместила семь названий, которые при всем разнообразии не вступили между собой в диссонанс. Открыл программу балет «Дон Кихот» в исполнении сыктывкарской труппы. С недавнего времени ее возглавила прима-балерина Большого театра Марианна Рыжкина, которая, как говорят в театре, по десять часов не выходит из балетного зала, оттачивая академизм артистов. Безусловно, результат не мог не сказаться. Московская балерина способствовала мощному творческому рывку сыктывкарских артистов, привнесла в их сценическое бытование элементы столичного исполнительского стиля.

Труппа Чувашского государственного театра оперы и балета, привезла два одноактных балета - «Любовь-волшебницу» М. Де Фальи в постановке Елены Лемешевской и Галины Никифоровой и «Carmina Burana» К. Орфа в сценической версии Данила Салимбаева.

Балет «Подари мне детство» снова вернул на сцену артистов Республики Коми. Это эксклюзив театра. Спектакль, премьера которого состоялась в феврале 2018 года, поставлен на музыку Михаила Герцмана московским хореографом Ниной Мадан. В основу положено либретто Бориса Лагоды, написанное по повести-сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

Идея написать музыку на этот сюжет пришла Герцману давно. В восемнадцать лет он стал автором музыкальных страниц к драматическому спектаклю «Маленький принц». Круг образов не отпускал композитора, который их, что называется, «выносил и выстрадал». А потому партитура балета была написана в очень короткие сроки - за сорок дней. Если автор либретто исследует конфликт родителей и детей, то у композитора на первое место выходит тема предательства, по мнению Герцмана, «современная, как никогда». Перед хореографом Ниной Мадан стояла сложная задача - поставить спектакль, интересный детям и взрослым, и она ее решила. Балет получился образно внятным, в нем классическая лексика сочетается с современной пластикой, в которой присутствуют даже элементы танго и фокстрота.

Эстафету передали артистам Марийского государственного театра оперы и балета им. Э. Сапаева. Творческий десант из Йошкар-Олы возглавил Константин Иванов, сочетающий в своем лице три ипостаси: министра культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл, художественного руководителя театра и балетмейстера-постановщика «Золушки». На сцене минимум деталей. Действие развивается в пространственной перспективе, представляющей то жилище Мачехи, то дворцовую залу с множеством часовых циферблатов, а еще - «вневременные» и безграничные поэтические дали (художник Борис Голодницкий). Иванов умело распределяет хореографический текст и мизансцены, а танцовщики воплощают авторский замысел. Образ величавой и ласковой Феи, исподволь наблюдающей за трудолюбивой Золушкой, воплотила Светлана Сергеева. Склочными и капризными предстали Наталья Соколова и Татьяна Николаева в ролях сестер, Кривляки и Злюки. Лирическая героиня Золушка вполне удалась Екатерине Байбаевой. Убедительно провел роль Принца Артем Веденкин, который очень вырос за последнее время и как владеющий техникой сольного и дуэтного танца исполнитель, и как артист, способный выразить эмоцию. Но, пожалуй, всех переиграл Александр Самохвалов в роли чванливой и злобной Мачехи. Как истинный романтик, Иванов завершил свою «Золушку» экспрессивным Amoroso - проникновенным гимном всепобеждающей любви. И зрители откликнулись бурными аплодисментами.

«Лебединое озеро» вызывало пристальный интерес прежде всего именами исполнителей главных партий, представляющих Большой театр России. В роли Одетты-Одиллии прима-балерина Большого Нина Капцова, Зигфридом - молодой перспективный танцовщик Клим Ефимов. Однако еще до их появления живостью и непосредственностью актерской игры и технической бравурой в образе Шута привлек Буян Оюн. Зато выход Зигфрида сфокусировал на нем все взгляды. С первой минуты Ефимов восхитил физическими данными. Высокий, с вытянутыми пропорциями, он благороден в манерах. Легкий прыжок завораживает так же, как и безусильные вращения с точными остановками. Академическая форма pirouettes будто просится на страницы учебника. Ефимов показал себя и внимательным партнером, способным «считать» эмоциональный посыл балерины и корректно ответить на него. Для Нины Капцовой - танец есть вдохновение и смысл жизни. Говорить о ее безупречной технике совсем не хочется, ибо Капцова - сама поэзия. Она танцует, как дышит. Каждое движение не просто идеально отточено, оно предельно ясно артикулируется и отражает глубокие переживания Одетты, доверяющей Принцу свою судьбу. Балерина продемонстрировала свои уникальные способности перевоплощения, сохранив меру вкуса. Ее Одиллия - черная жемчужина! Эта драгоценность не ослепляет, но но мерцающий свет излучает таинственную личностную энергию, поистине завораживающую. Дирижер Азат Максутов был очень чуток к пожеланиям артистов, и потому удалось соединить выразительное музыкальное сопровождение с танцем.

Финальную точку поставил большой двухчастный гала-концерт. Для программы оркестр и танцовщики приготовили пять премьер, в том числе «Вариации на тему рококо» П.И. Чайковского, фрагменты «Кармен-сюиты» Ж. Бизе-Р. Щедрина и балета «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева-Л. Лавровского, Grand pas classique Д. Обера.

Для усиления звучания в оркестровую яму пришлось даже спуститься директору театра Дмитрию Степанову, вспомнившему о своей профессии музыканта-духовика и заместителю директора Сергею Фещенко, который занял позицию в группе ударных инструментов. Начали с бессюжетной многофигурной композиции «Вариации на тему рококо», специально разученной с сыктывкарскими танцовщиками балетмейстером-постановщиком Марианной Рыжкиной. Соло виолончели исполнил музыкант Большого театра Арсений Котляревский. Раздвинувшийся занавес открыл взору зрителей маэстро Максатова. Сделав несколько дирижерских пассов, он подошел к оркестру, расположившемуся здесь же на сцене, и дальше уже дирижировал вне дополнительной режиссуры.

Сама Рыжкина вновь заявила о себе как о замечательной балерине, исполнив «Русский танец» П.И. Чайковского (хореография К. Голейзовского в редакции В. Васильева). Сцена из балета «Кармен-сюита», исполненная Рыжкиной в дуэте с Ринатом Бикмухаметовым, тоже можно считать именно одним из тех моментов, что создали высокую художественную атмосферу вечера. При всей музыкальности и телесной живописности Наталья Супрун показалась излишне нервозной в ломкой пластике «Лебедя» К. Сен-Санса-М. Фокина (соло виолончели А. Котляревский). В Grand pas classique Д. Обера-В. Гзовского балерина, напротив, выглядела убедительнее партнера Романа Миронова, рискнувшего штурмовать сложнейшее произведение, которое требует идеальной выучки, техники, стиля.

И снова встал вопрос верности подбора репертуара. Владимир Ли едва не провалил классику «Щелкунчика». Клим Ефимов, выступивший следом в вариации Жана де Бриена («Раймонда», хореография Ю. Григоровича), вернул сцене и зрителям представление о подлинном классическом принце. Зато темпераментный Индусский танец из балета «Баядерка» в исполнении того же Владимира Ли, Анны Полищук, Артема Дудина и артистов балета прошел «на ура». Мощную жизненную энергию выплеснул на сцену и дуэт Джой Уомак (США) и Михаила Мартынюка. В характерной для себя виртуозно-оптимистической манере исполнили pas de deux «Диана и Актеон» из балета «Эсмеральда» (Ч. Пуньи-А. Вагановой) и «Вальс» М. Мошковского-В. Вайнонена.

Общий поклон на увертюру «Руслана и Людмилы» собрал на сцене всех участников концерта, счастливых от переполнявшего чувства исполненного долга и осознания, что интенсивная работа последнего времени завершена, увенчавшись успехом.

 

Статья в PDF

Фотогалерея