ПРОКОПЬЕВСК. Припевы и перепевы

Выпуск №4-214/2018, В России

ПРОКОПЬЕВСК. Припевы и перепевы

Тема разочарования, вероятно, одна из самых болевых для любого человека. Мотивы и вариации неисчерпаемы: разочарования в жизни, в профессии, в окружающих людях, в друзьях, в себе самом... Едва ли не весь этот печальный букет обманов преподносится судьбой герою пьесы Ивана Антонова «КЯППК, или Как я простил прапорщика Кувшинова». Это первая пьеса автора, по жанру условно определенная как «пьеса-песня в четырех куплетах, трех припевах, плюс бридж и финал», действие соответственно разделено автором на «куплеты и припев». То есть интерпретировать пьесу предлагается - как песню спеть. А выбор тональности - право постановщика. Пьеса новая, но уже известная, она вошла в шорт-лист Волошинского конкурса 2018 года. Сюжет основан на автобиографическом материале: Толик, главный герой пьесы Ивана Антонова, - музыкант, который после ряда неудач внезапно уходит из профессии и пытается кардинально поменять свою жизнь. Поскольку идти особенно-то и некуда, он идет в таксисты. А еще он намеревается съездить в военную часть, в Воронеж, где служил в юности, чтобы решить давние проблемы с неким прапорщиком Кувшиновым, когда-то сломавшим его гитару.

Прокопьевский театр драмы стал первым, поставившим эту пьесу на своей сцене. Режиссер-постановщик Эдуард Шахов нашел своеобразный сценический эквивалент литературному материалу, где грусть перемешана с эпатажем, серьезные раздумья - с пародиями, реальность - с предположениями. Но история тотального отчуждения человека в современном мире прочитывается внятно и становится в спектакле главной, невзирая на изобилие всех припевов и перепевов. В камерном пространстве, остроумно организованном художником Альбертом Нестеровым как некое подобие студии звукозаписи, происходят все события, в том числе и поездки новоявленного таксиста, и его посещение военной части. Толик едет туда явно не мстить, он едет - простить прапорщика Кувшинова, как правильно догадывается жена его Лида. Ольга Гардер, исполняющая эту роль, ярко воплощает незадавшуюся участь бизнес-леди, которая на радикальный поступок не решается, но и работу свою на дух не выносит. Почти все сценическое время ее героиня проводит в пиратском костюме Джека Воробья, неохотно подпевая, припевая и приплясывая в сценах вынужденных выступлений, предполагаемых событиями. Украшением содержательной стороны спектакля становятся аллюзии с жизнью и судьбой Венедикта Ерофеева (в спектакле звучит проникновенная запись голоса Венички с монологом про ангелов), а средоточием смысла - исполнительское мастерство Сергея Стасюка в роли Толика. Лицо актера являет своего рода зеркало, отражающее растерянность от потерь и желание обретений, боль и радость, тоску пьянства и абсурдность этой пресловутой, невыносимой и такой бессмысленной «легкости» бытия. Большая редкость сегодня в театре, когда на лицо актера хочется смотреть больше, чем на все спецэффекты и техническую эквилибристику, вместе взятые. Надо сказать, впрочем, что актерская составляющая спектакля практически безупречна, хотя его партитура - совсем не из простых. Исполнительский состав блистателен: Татьяна Бессчастнова в роли Матери, Анатолий Иванов в роли Семена, Гоча Путкарадзе - сразу в нескольких ролях, в том числе, и в роли прапорщика Кувшинова, Константин Тимофеев в роли бывшего сослуживца Толика. И даже ряженые ростовые куклы, смело использованные создателями спектакля в стилистике китча, призваны обозначить то никчемность эстрадной деятельности, то бывших сослуживцев Толика - тоже вполне «в материале». Скажем так: появился еще один текст на вечную тему обманутых надежд. Текст театральный. А первым был, очевидно, тот самый, библейский, написанный на древней стене: «Ты взвешен на весах и найден очень легким».

Фото Николая ФЕДОРИНИНА

 

Статья в PDF

Фотогалерея