Улыбка барона / IV Фестиваль имени Олега Янковского в Саратове

Выпуск №4-214/2018, Фестивали

Улыбка барона / IV Фестиваль имени Олега Янковского в Саратове

Память

Когда четыре года назад в Саратове прошел III фестиваль имени Олега Янковского, не думали, что четвертый придется ждать целых четыре года. Как это часто бывает, все упиралось в финансы, которые Саратовская драма и облминкульт, наконец, изыскали. Как на трех китах, фестиваль держится на сохранении памяти о выдающемся актере (закончившим наше театральное училище); именитых выпускниках Саратовской театральной школы и - спектаклях ведущих российских театров, в которых они заняты. Программа IV фестиваля составлена из постановок лучших театров столицы и провинции - Мастерская Петра Фоменко, Российский академический молодежный театр, Театр Олега Табакова, Школа драматического искусства, Российский академический театр имени Федора Волкова (Ярославль), Новокуйбышевский театр-студия «Грань».

Фестиваль Янковского родился через два года после смерти актера. Тогда ностальгия окрашивала встречи с людьми, его хорошо знавшими. И теперь они перед спектаклем вспоминают блистательного Мастера. Но уже иначе, анализируя его работы. В фойе театра - выставка фотографий Янковского в спектакле Ленкома «Tout payé, или Всё оплачено» (последняя его театральная работа, которую увидел Саратов). И фото, сделанные Йозасом Будрайтисом на съемках фильмов. Видеокадры экскурсии по «местам Янковского» в нашем городе. Аудиозаписи спектаклей драмы с участием актера. В Музее театра - фотовыставка «Братья Янковские» с превосходными портретами Ростислава, Олега, Николая. А у входа в театр недавно появилась бронзовая фигура Янковского. Улыбающийся барон поднимается в небо по веревочной лестнице (скульптор Андрей Щербаков). Приехавшие на фестиваль несут цветы к памятнику...

В музее театра прошла встреча с известным искусствоведом Зарой Абдуллаевой «Янковский как медиум». Автор книг о Янковском, отрешенным видом сама похожая на медиума, обрушила на зрителей поток слов, из которых, как ни странно, вычленялся образ - интеллигента, аристократа, обладавшего невероятной магией. Настаивая на двойственности его актерской природы, автор говорила о Гамлете в Ленкоме, недооцененном критикой.

Еще две важные встречи случились в Музее. Презентация книги «Драма памяти» критика и театроведа Павла Руднева (первый серьезный анализ отечественной драматургии с 50-х годов до наших дней). И беседа с режиссером Владимиром Мирзоевым. К сожалению, из-за плотных графиков актеров спектакль «Олеанна» по Дэвиду Мэмету (РАМТ) совпал с показом Мастерской Петра Фоменко. Но тем, кто побывал на встрече с Мирзоевым, постановщиком «Олеанны», нетрудно уже было представить Евгения Редько (ученик Риммы Беляковой) в роли успешного Профессора. Так ярко режиссер говорил об актере.


Школа

Открыл фестиваль спектакль Петра Фоменко, бережно восстановленный его учеником Кириллом Пироговым. В Саратове случился дебют: «Безумную из Шайо» Жироду впервые вывезли из Москвы. Из чего она соткана ? Из полувздохов, полунамеков, шороха и шепота, еле слышного звука аккордеона, давно выцветших изящных туалетов и потерявших формы шляпок, из тени былых парижских красавиц, порхающих над сценой в кровати-качели. Из песенок шансонье и граненых рюмок с выдержанным лафитом - или что там пьют настоящие дамы полусвета? Из воздуха и света, из театрального счастья, которое не описать словами - просто поверить в него, отдаться ему, войти, как в ласковые морские волны. Открыв им IV Фестиваль имени Олега Янковского с блистательной Галиной Тюниной, ученицей Валентины Ермаковой и Петра Фоменко в главной роли, наш театральный форум сразу взял самый верный, самый чистый, самый высокий звук. Она словно фокусирует в свое лоскутное платье-абажур все эти вздохи, шорохи и тени.

Они говорят, Мастер по-прежнему с ними. На фестивале он точно был, кося насмешливым синим глазом из-за занавеса. А то как взлетел бы этот легкий спектакль? Дмитрий Крымов как-то сказал, что каждый хороший спектакль «надувает внутри зрителя воздушный шарик».

У Театра Табакова свой камертон, свой ушедший Мастер - наш выдающийся земляк. Новый худрук Табакерки Владимир Машков говорил на встрече, каким он видит театр. По-прежнему актерским, в теснейшей связи со Школой Табакова. Режиссер привезенного спектакля «Безымянная звезда» - ученик Табакова Александр Марин. Все небольшие роли выписаны тщательно, детально. Не в меру любопытный Паску - Андрей Фомин, тоже ученик Риммы Беляковой. Ярко показаны отношения красавицы Моны с Григом. В исполнении ученика Александра Галко Вячеслава Чепурченко профессиональный картежник красив, уверен в себе и в своей женщине. Но в этом смешном спектакле искрит, бурлит энергией больше пока Мона - Анна Чиповская. Творческая лаборатория театра ШДИ показала Гоголя. Поставил его Игорь Яцко, ученик Юрия Киселева и Анатолия Васильева. Он считает, что тайна «Мертвых душ» так и не раскрыта до конца. Чичиков в его исполнении, похоже, сам сатана, да и все тут черти. Наши выпускники Сергей Ганин и Роман Долгушин резвятся от души, меняя обличья и маски. Полными тихого восторга глазами смотрит герой лишь на Губернаторскую дочку, действительно, полную красавицу. Если еще сильно сократить финал железной рукой Яцко-режиссера, то точно «шарик надуется».

Любитель эмоциональных ударов Евгений Марчелли привез чеховскую «Чайку», спектакль Российского театра драмы имени Федора Волкова (Ярославль). Здесь нет талантливых людей. Неумело вопит Нина про костиных орлов и куропаток. Костя, став известным, пишет, по словам матери, все тот же «декадентский бред». Аркадину, с ее стареющими прелестями, дальше Харькова уже не пускают... У Анастасии Светловой (ученица В. Ермаковой) Ирина Николаевна - властная красавица, безупречно одетая. Гениально написанная сцена «увоза» Тригорина проговорена актрисой хрипло, жестко, ее героиня берет здесь не женской хитростью, не обаянием - абсолютной властью над безвольным, привыкшим к фимиаму мужчиной. Как хозяйски треплет она его по щеке: не убежишь! Но в ее темных прекрасных глазах поселилась тревога.


Для своих

Новокуйбышевский театр-студия «Грань» показал «Старшего сына» А. Вампилова. История режиссера Дениса Бокурадзе получилась тихой, проникновенной. Здесь Дом, теплый, с устоявшейся жизнью (хотя границы между комнатами условны). И открытый, импульсивный Васечка (Кирилл Стерликов), и большой, с нелепо перевязанными дужками очков Андрей Сарафанов (Даниил Богомолов), и строгая, насмешливая Нина (Юлия Бокурадзе - ученица Р. Беляковой) - все они аккуратно снимают в «прихожей» ботинки, облачаясь в уютные вязаные носки. Когда Сарафанов младший в порыве отчаяния нарушает правильный порядок обуви, он бунтует против семьи, против устоев Дома. Все закончится хорошо - и вот уже ботинки занимают надлежащие места.Жанр спектакля необычен: камерный концерт для нескольких актеров. Здесь играет на гитаре Бусыгин, а не Сильва, Сарафанов вытаскивает свой кларнет, Васечка берет баян. И все поют...

Мы встретились с композитором спектакля Арсением Плаксиным и автором песен, тоже бывшим саратовцем Василием Уриевским в новом фестивальном формате - вечер «Для своих». Один Сильва из театра «Грань», другой - Бусыгин с Таганки. Теперь оба актера вместе. Они показали музыку и песни из спектакля. Заиграл еще один Бусыгин, еще один Сильва. Дело в том, что Бокурадзе поставил сначала Вампилова на Таганке. И только в феврале этого года у себя в «Грани». Теперь режиссер готовит рокировку исполнителей главных ролей: Новокуйбышевск - Москва.

Самарская драма привезла «Касатку» Алексея Толстого. Пьеса, написанная в 1916 году, когда воздух уже был начинен грозой, но с таким неистребимым желанием счастья. Спектакль ставил представитель Саратовской театральной школы, ученик Товстоногова Вячеслав Гвоздков. Но невидимые эмоциональные флюиды из него почему-то уже ушли. Паре влюбленных не хватает энергетики. Князь как-то уж очень слабосилен. Тетушка Варвара Ивановна мелодраму разыгрывает, другая тетка - откровенный фарс. Кроме основной фестивальной программы прошел концерт Татьяны Пыхониной (ученицы Антона Кузнецова, игравшей в Театре Елены Камбуровой), руководителя музыкальной части 9-й студии МХТ Июльансамбль (в формате вечера «Для своих»). Ученики Пыхониной и Виктора Рыжакова (тоже бывший наш человек) выступили в «Современном концерте» и спели песни минувшего века со страстью и энергией, но - с неуловимой долей иронии, копируя манеру властителей дум разных лет.

Завершился фестиваль спектаклем Саратовской драмы «ДоXXXоД» («Доходное место» А.Н. Островского). В футуристической антиутопии молодого режиссера Данила Чащина нет положительных героев. Сочными мазками пишет корыстную мать Эльвира Данилина. Ее Фелисата Герасимовна по-женски привлекательна и отлично этим пользуется. Остра, тонка, нацелена лишь на «красивую жизнь» старшая дочь Юлинька (Александра Коваленко). Им подыгрывает светская тусовка - маски вместо лиц, противогазы вместо шляпок. Они уже приросли к лицам, слились с кожей - не оторвать. Слаб и неустойчив здесь честный человек Жадов (Максим Локтионов).

Саратовская земля богата драматическими талантами, и собирать фестивали с нашими выпускниками может еще долго. Барон готов!

Фото Василия ЗИМИНА предоставлены театром

 

Статья в PDF

Фотогалерея