Пикник на «Обочине» / VIII Московский театральный фестиваль «Московская обочина»

Выпуск №4-214/2018, Фестивали

Пикник на «Обочине» / VIII Московский театральный фестиваль «Московская обочина»

Снова, уже в восьмой раз, частные профессиональные московские (и не только) театральные коллективы собрались в «Театральном Особняке», неподалеку от станции метро «Римская», чтобы сообща пережить редкий для них «фестивальный синдром» со всеми его радостями и сложностями.

Как всегда, нынешние 15 постановок прошли в двух уютных залах театра под руководством создателя фестиваля, худрука «Особняка» Леонида Краснова при стечении множества заинтересованных зрителей, и были добросовестно обсуждены членами жюри.

«Обочина -2018» впервые получила персональное посвящение. Нынешний праздник прошел в честь грядущего в 2019 году 100-летия профессора ВТУ имени Б.В. Щукина Владимира Александровича Эуфера (22 февраля 1919 - 23 мая 2004), выдающегося педагога, ставшего мастером основателя фестиваля, а также многих его участников.

Как всегда, «Обочина» прошла под эгидой СТД РФ и каждый коллектив, в нем участвовавший, получил специальный диплом, подписанный председателем СТД РФ А.А. Калягиным.

Спектаклем открытия стала мелодрама «Счастье» по хорошо известной пьесе А. Червинского в постановке Московского театра «Багаж». Это было достойное начало. В режиссуре Лилии Борнашовой пьеса прозвучала благородно и многозначно.

История любви курсанта «мореходки с дипломатическим уклоном» и молоденькой школьной уборщицы, мечтающей стать педагогом, получила не только мелодраматический диапазон, но и внятный исторический контекст.

Раннее послевоенное время (1947 год) особым образом проявляется в общении людей, их намерениях и надеждах.

Виктория, страстно желающая родить ребенка, чтобы «продлиться в будущем», и Семен, парень порядочный, отягощенный чувством долга, понимают любовь по-разному. Героине Екатерины Виноградовой, нервной и беззащитной фантазерке, важно выстроить две судьбы - свою и еще не родившейся дочери.

Виктор Прусиков в Семене видит человека долга, который к собственной судьбе относится крайне ответственно. Его теплое обволакивающее обаяние контрастно оттеняет нервную импульсивность Виктории.

Два педагога, участвующих в их судьбах, создают в сюжете особое напряжение, которому молодежь пытается сопротивляться.

Старая дева директриса Лидия Ивановна, виртуозно сыгранная Алей Никулиной, всю свою женскую сущность и интуицию вложила в Викторию. Опытный педагог и, по совместительству, пророчица, она зрит в корень.

Безмолвно влюбленный в Викторию, словно Сорин в Нину Заречную, трогательный Оскар Борисович Валерия Громовикова похож на мистера Пиквика, умолкнувшего, ибо он «все сказал». В его готовности помочь нет демонстративной жертвенности.

Соблазну завершить историю смертью героини в родах театр не поддался. В спектакле открытый финал. И это правильно.

Вологодский Камерный драматический театр показал моноспектакль самобытного характерного артиста Евгения Думнова «Опять о Пушкине» в постановке режиссера Якова Рубина.

На площадке выстроена из коробок массивная стена с цветным портретом А.С. Пушкина. Вальс А. Хачатуряна из «Маскарада» сменяется патетической темой «Время, вперед!». Коробки летят на пол. В проеме возникает человек с фонарем во лбу, похожий на пожилого байкера. Звучат знакомые, удивительно простые стихи великого поэта. Затем следует комментарий завистливого работника ЖАКТа, вынужденного реагировать на требование никому не известного современного писателя переложить ему печку. Снова звучат очень знакомые стихи Пушкина - и новый язвительный комментарий некоего невзрачного, но въедливого персонажа. На сцене последовательно возникают ветеран гражданской войны, чинуша-педагог, внушающий ученикам какую-то чушь про классовую сущность мелкопоместного дворянства на примере героев «Евгения Онегина», или девочка, вникающая в суть письма Татьяны.

Рассказы М. Булгакова, М. Зощенко, К. Паустовского и А. Бухова сложились в эффектную драматическую сатиру, отражающую назойливое чиновничье равнодушие к любой культурной традиции или акции. Достаточно вспомнить, что в 1937 году страна праздновала... 100-летие смерти великого поэта А.С. Пушкина.

Евгений Думнов равно чуток к сатирическим и лирическим мотивам композиции, остроумно представляя туповатых, но колоритных героев Зощенко или Булгакова, ветерана войны или любознательную девчушку, постигающую через великую поэзию чудеса женской логики. В финале он пытается заново сложить портрет поэта. Получается пугающая, но поучительная абстракция.

«Театральный особнякЪ» показал спектакль «Близость» по пьесе П. Марбера в постановке Леонида Краснова. Его можно было бы назвать «Четверо на качелях», поскольку в сложных пересечениях двух молодых пар отражена новая на эпоху конца 90-х логика интимных отношений людей, уже испытавших влияние таких культовых фильмов как «Секс, ложь и видео». Сегодняшние зрители, впечатленные еще и картиной «Пятьдесят оттенков серого», воспринимают спектакль, явно учитывая и свой опыт.

Татьяна Ястребова, Екатерина Виноградова, Александр Гурьянов и Дмитрий Таранов выглядят откровенными «пожирателями» друг друга. Взаимное их истязание держит публику в постоянном напряжении.

В жанре взаимного истязания проходит и общение двух нынешних бизнесменов в спектакле «Сатисфакция» Театра «Студия 613», поставленном режиссером Николаем Коробовым по киносценарию Евгения Гришковца и Анны Матисон.

Один бизнес-партнер мстит другому за «рога», заставляя своего, как раньше казалось, друга участвовать в попойке «на вылет». Побеждает инициатор акции, причем, явно не впервые.

Артисты Александр Аноприков и Дмитрий Мазуров остроумно и смело играют виртуозный трагикомический этюд, разоблачающий сугубую брутальность новых деловых людей, сменивших скучный статус офисного планктона на положение хозяев жизни, по сути, шаткое и уязвимое. На самом деле это месть за то, что уже не радуют большие деньги, дорогие машины, «телки» или гаджеты.

И хочется, поминая всуе Хемингуэя, не только самоутвердиться, но и себя пожалеть.

Обида на судьбу движет по жизни одного из героев знаменитой дуэтной мелодрамы У. Гибсона «Двое на качелях». Спектакль по ней в Театральном товариществе «Ять» поставил режиссер Олег Гусев, сыграв роль закомплексованного юриста-неудачника Джерри. Его стремление лидировать в отношениях с такой же неудачницей-балериной Гитель рождает в герое чувство долга перед чужой судьбой, внезапно открывая способность нести ответственность еще и за бывшую жену. Сложная этическая конструкция доминирует в спектакле, несколько выпрямляя пластичный драматизм пьесы и ее трагикомические мотивы, которые старается сохранить Екатерина Гребенкова, чья Гитель весьма обаятельна своей бестолковой дурашливостью и беззащитностью.

Абсолютно беззащитен перед своей судьбой и природой чувств петербургский чиновник Поприщин из гоголевских «Записок сумасшедшего» в спектакле Пермского театра «Туки-луки» (режиссер Яков Рубин).

Ярослав Колчанов тонко и глубоко анализирует душевые мучения и бесплодные мечты существа трогательного и беспомощного в любых обстоятельствах по причине собственной вегетативности.

Этот Поприщин действительно похож на странное растение. Он порой даже патетичен, предъявляя претензии небесам и стараясь исправить нарушенный миропорядок. Но сознание его мерцательно и хаотично. В конце концов, его затягивает в бездну огромное одеяло, на котором он любил возлежать, как на облаке.

Тонкой душевной организацией покорил герой моноспектакля по стихам Давида Самойлова «Неужто только ради красоты...». Молодой артист Артем Серов работал над спектаклем со своим педагогом по сценической речи Н. Нечаевой, а посвятил его памяти замечательного артиста и педагога В.П. Поглазова.

В программу включены 13 стихотворений Д. Самойлова и поэма «Цыгановы». Наиболее проникновенно прозвучала подборка известных стихов, которые хрупкий и тонкий артист, похожий на балетного принца, разыграл или прочел, исходя из собственной природы. Это помогло прочувствовать поэтический мир Самойлова по-новому, небанально и свежо.

Высокая поэзия оказалась и в центре внимания Театра «Опыты драматических изучений». Спектакль «Восточная повесть» по поэме М.Ю. Лермонтова «Демон» поставили режиссер Алексей Гусаров, художник Марина Петрова-Ришняк и хореограф Матвей Матвеев.

Сохранив изумительные стихи, авторы сценической версии много внимания уделили музыке, а также пластике персонажей, особенному ритмическому климату их существования. Надежда Исаева, Антон Ощепков и Михаил Салин, деля стихи между собой и пользуясь деталями восточных одежд, превращаются в героев Лермонтова. Душевный отклик у зрителей вызывают те эпизоды спектакля, в которых звучит чистая поэзия без нарочитых усложнений, тем более что значительная часть текста - это пейзажи, на которые герои романтической трагедии взирают как бы со стороны.

Пацанская компания #театр_чё показала спектакль-квартирник«#МамаНаВостоке» в постановке режиссера Евгения Балтина. Разные по темпераменту и фактуре, но равно азартные артисты Александр Туравинин, Батраз Засеев, Артур Мафенбайер и Данил Богданов в жанре вербатим поочередно рассказывают милые, забавные или трогательные новеллы про свою школьную, пионерскую или дворовую жизнь, перемежая их авторскими песнями в столь же проникновенном исполнении.

Проблемы возникают, как всегда, от безразмерности потока сюжетов и неспособности вовремя остановиться, что, в свою очередь, угрожает бесформенностью. Но все спасает искренность артистов. Кроме того, зрители явно готовы откликнуться на все увиденное и услышанное чем-то своим, сокровенным. Это создает особо ценную на театре атмосферу взаимного доверия.

Репертуарным изыском выглядела «Великая Екатерина» Б. Шоу, показанная Театром Эрвина Гааза. Пьеса эта ставится редко, жанр ее определить трудно. Навыков играть политические фарсы у нас тоже мало. Режиссер и его актеры бесстрашно ринулись в пучину неведомого, действуя порой чисто интуитивно. Получилось зрелище в стиле «трэш», дерзкое, непоследовательное, но по-своему увлекательное.

Интересно слушать парадоксы хитрого и остроумного, якобы пьяного Потемкина (Роман Долгов). Странная притягательность есть в каменном лице Екатерины, которую всевластие лишило женственности и человечности. Николай Новгородцев, сыгравший государыню, сумел показать ее необратимый трагизм. Замечательно ведет себя английский капитан (Денис Варенов), упрямо оберегающий от наглых посягательств русской царицы свою мужскую независимость.

Много смешного и парадоксального в спектакле «Лысая певица» Экспериментального театра Антрэкот из Санкт-Петербурга в постановке режиссера Инессы Виноградовой. «Анти-пьеса» Эжена Ионеско прозвучала многомерно и наполненно. Лидировали в спектакле двое: Миссис Смит Ларисы Лавреневой, неподвижная, монотонно изрекающая банальности как прописные истины, и восторженный Капитан пожарной команды (Арсен Петросян), представший еще и рокером, то есть, человеком из будущего.

Краткой передышкой в напряженной интеллектуальной гонке стал спектакль «Чудо алых парусов» по мотивам феерии А. Грина.

В «Театроль-театре» поэму про потребность человека в чуде как кукольную пантомиму поставили и разыграли режиссер Евгений Соловьев и художник Юлия Рихтер под чарующую музыку П. Сарасате, К. Сен-Санса и Ф. Буалдье.

Приморский городок населен жутковатыми персонажами Брейгеля, среди которых отцу Ассоль, страдающему в одиночестве, тяжко живется, но он не мешает своей милой дочери мечтать. Судьбы отца Ассоль и матери Грея проработаны в спектакле подробно и тонко. Из юных героев интересно и последовательно развивается характер Ассоль. Сам Грей слишком долго взрослеет, лирическая сторона его характера долго остается непроявленной. И все же гений упрямого романтика Александра Грина в финале побеждает.

Победой духа вопреки трагическим обстоятельствам неизбежно кончаются мучения героев моноспектакля «Век скоро кончится» артиста Театра на Таганке Игоря Пеховича, поставленного и играемого в воссозданном им московском Театре Грановского. Один из лучших режиссеров-авангардистов 20-х годов Грановский - учитель Соломона Михоэлса и Вениамина Зускина, разработал свою сценическую систему, синтезируя экспрессионизм и «психопластику», что придает спектаклям его последователей особенную страстность и напряжение. Эти свойства вполне проявились в работе Игоря Пеховича над спектаклем, где стихи Иосифа Бродского перемежались еврейскими молитвами, фрагментами библейских текстов и народными песнями.

Философская многозначность и трагизм материала не усложняли его восприятие. Напротив, сама новизна подхода к этой поэзии особым образом концентрировала зрительское внимание, помогая открывать в стихах, чаще неизвестных, новые смыслы и полутона.

Наиболее мощно прозвучали стихи о Крысолове, остроумно совмещенные со знаменитым всесокрушающим Шествием из Ленинградской симфонии Д. Шостаковича.

Такую душераздирающую музыку и такую отрезвляющую поэзию не всякий день услышишь. Даже на обочине.

Фото предоставлены оргкомитетом фестиваля

Статья в PDF

Фотогалерея