Бессмертная душа народа / Нина Григорьева (Чебоксары)

Выпуск №4-214/2018, Лица

Бессмертная душа народа / Нина Григорьева (Чебоксары)

«...Звучат прекрасные народные мелодии, полные тоски и надежды. Плавной поступью движутся по сцене девушки в расшитых национальных костюмах. Среди них героиня спектакля «Земля и девушка» Н. Терентьева, храбрая и несчастная Ахмур, чувашская Жанна д'Арк. Героиня гибнет, замученная царскими палачами. Но живет бессмертная душа народа...» Судя по отзыву московского театроведа Анатолия Вольфсона, опубликованному в газете «Советская культура» от 5 июля 1974 года, гастроли Чувашского государственного академического драматического театра имени К.В. Иванова на сцене МХАТа более чем удались. Еще бы! Когда «на передовой» народная артистка России и Чувашии, лауреат Государственной премии Чувашии Нина Григорьева, время будто замирает, и спектакль превращается в саму жизнь. Недаром столичный автор назвал счастливым тот театр, который имеет в своей труппе такую актрису.

Действительно, образ горемычной Ахмур, ставшей жертвой людских суеверий и пересудов и бесстрашно принявшей смерть, не мог не покорять зрительские сердца своей неиссякаемой внутренней силой. Мальчишеские смелость и порывистость уживались в нем с девичьей стыдливостью и незащищенностью, суровая правда жизни с глубинной поэтичностью, внутренняя собранность со стремлением к радости и красоте, волевой настрой - с мягкостью и тонкостью душевной организации. Достойная школа, полученная Ниной Григорьевой в Государственном институте театрального искусства имени А.В. Луначарского, в его чувашской студии под руководством народного артиста СССР, ученика К.С. Станиславского Василия Орлова, говорит сама за себя.

Уже в первой работе актрисы на профессиональной сцене зрители ощутили масштаб ее дарования. Это была роль Джульетты в трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта». Образ девочки, в большом сердце которой соединились нежность и мужество, юность и жертвенность, будто был создан специально для нее. Красота чувства Джульетты была так искренна и притягательна, что заставляла публику верить каждому слову героини, ни на секунду не сомневаясь в верности принятых ею решений.

Ну а дальше что ни роль, то победа. Театралы по сей день помнят ее Ларису («Бесприданница» А.Н. Островского), Лидию Павловну («Варвары» М. Горького), Миссис Форд («Виндзорские проказницы» У. Шекспира), Аграфену Кондратьеву («Свои люди - сочтемся» А.Н. Островского), Варьку («Поднятая целина» М. Шолохова), Анисью («Власть тьмы» Л.Н. Толстого), Айгуль («Страна Айгуль» М. Карима), Асель («Тополек мой в красной косынке» Ч. Айтматова), Улине («Волны бьют о берег» Н. Терентьева), Пинерби («Айдар» П. Осипова). Каждая из героинь - личность, благородная, эмоционально раскрепощенная, бесконечно преданная собственным моральным принципам, обладающая почти мужской решимостью, нравственной чистотой, готовностью к подвигу во имя своей родины. Особенно это касается национальных образов. В каждом «живет бессмертная душа чувашского народа», неизменно трогающая зрителей всех уголков страны, куда бы ни приехал коллектив из Чувашии.

Практически в унисон с Джульеттой прозвучала Нарспи в спектакле по одноименной поэме К. Иванова, по праву признанная символом Чувашии. Та же внутренняя чистота, то же дыхание юности и, вместе с тем, отчаянный протест, категорическое нежелание мириться с несправедливой судьбой.

Громогласным аккордом вторгся в театральное пространство Чувашии крупный, вобравший в себя народные черты образ Селиме в спектакле «Черный хлеб» по роману Н. Ильбекова. Путь становления героини в исполнении Нины Григорьевой был окрашен высокими трагедийными нотами и вместе с тем не выходил за пределы жизненной достоверности.

Галерею национальных портретов продолжила Эрпике в драме Я. Ухсая «Тудимер», чей образ раскрывал патриотические чувства народа и звучал призывом к борьбе за свободу родной земли. Становясь верным товарищем своему возлюбленному Тудимеру, поднявшему земляков против карательного отряда воеводы, героиня из хрупкой, скромной девушки превращалась в личность, сознательно вступающую в ряды борцов за независимость. Зрители находили в ней черты, характерные для тысяч женщин военного времени, не только мужественно переносивших разлуку с любимыми, но и нередко становившихся их соратниками.

Несгибаемый внутренний стержень пронизывал образ Аксиньи в спектакле по роману М. Шолохова «Тихий Дон». Дерзость и отвага граничили в ней с застенчивостью, уязвимостью и грустью. Красота актрисы здесь виделась не мягкой, утонченной, а дикой, даже «бесстыдной», наделяющей гордую, осанистую казачку поистине колдовской силой, сражающей наповал.

Сложной натурой возникла перед зрителями Невеста в драме Ф.Г. Лорки «Кровавая свадьба». Юная, грациозная, прекрасная в своем свадебном наряде, она будто самой природой была создана для семейного счастья. Но судьба подвергла ее суровым испытаниям, и невеста раскрылась как волевая натура, презревшая косные традиции, покорность и трусливое безмолвие общества.

Воплощением тоски, безысходности и тщетных поисков себя предстала печальная Настасья Карпова в инсценировке повести В. Распутина «Прощание с Матерой». В 1996 году эта работа принесла актрисе победу на II Международном фестивале тюркоязычных театров «Туганлык» в номинации «Женская роль второго плана» (Уфа).

Экспериментом можно назвать роль Хиен в драме И. Куприянова «В двух шагах от экватора», сыгранную Ниной Григорьевой на сцене Государственного русского драматического театра. Актрисе с точностью удалось воплотить образ вьетнамской комсомолки и партизанки, а чувашский акцент оказался настолько «к месту», что по окончании спектакля представитель посольства Демократической Республики Вьетнам вручил ей почетный знак «Доброволец вьетнамской армии».

Зритель в представлении Нины Григорьевой всегда был самым тонким, самым точным барометром того, в какой форме, в каком творческом состоянии находится актер в данный момент на сцене. Актриса отдает себе полный отчет о той «обратной связи» от зрителя к исполнителю, без которой немыслим подлинный процесс театрального искусства. Невозможно не влюбиться в ее Арину («Бедность не порок» А.Н. Островского), Бабку Параську («Любовь и тыква» И. Стаднюка), Матрену («Горькая судьбина» А. Писемского), Надежду Константиновну Смирнову («Наследство дедушки из Чикаго» В. Ляпина).

Восторг и восхищение зрителей вызывают остроумные, не по годам энергичные Альтук в пьесе А. Портта «Деньги глаза слепят» и Тамара Ивановна в комедии Н. Коляды «Баба Шанель», подарившие актрисе победы на Республиканском конкурсе театрального искусства «Узорчатый занавес» в номинации «Лучшая женская роль» (2011, 2013). В 2013 году со спектаклем «Баба Шанель» актриса с успехом выступила в Екатеринбурге на XII Международном фестивале современной драматургии «Коляда-Plays», где получила Гран-при в составе актерского квинтета.

Помимо исполнительского творчества Нина Ильинична долгое время преподавала на кафедре актерского мастерства и режиссуры Чувашского государственного института культуры и искусств, с 1986 по 1996 год являлась председателем Союза театральных деятелей Чувашской Республики.

 

Фото из архива театра

Статья в PDF

Фотогалерея