Четыре опуса о непостижимости гения / Творческая лаборатория, посвященная Л.Н.Толстому (Липецк)

Выпуск №4-214/2018, Мастерская

Четыре опуса о непостижимости гения / Творческая лаборатория, посвященная Л.Н.Толстому (Липецк)

В Липецком академическом театре драмы им. Л. Н. Толстого прошла творческая лаборатория, посвященная Льву Николаевичу Толстому.

Эта событие, состоявшееся в рамках международного фестиваля «Липецкие театральные встречи», стало незаурядным, даже уникальным по целому ряду причин. Четыре драматурга из разных стран. Четыре режиссера, среди которых как именитые, так и совсем молодые. Четыре разных пьесы о Льве Николаевиче Толстом. И пять дней напряженной и счастливой работы.

Началось все в 2017 году, когда руководитель лаборатории Александр Вислов и члены экспертного совета фестиваля «Липецкие театральные встречи», критики и драматурги Анджелина Рошка (Республика Молдова), Нина Мазур (ФРГ) и Каринэ Ходикян (Республика Армения) побывали в поселке Лев Толстой - бывшая станция Астапово - и осмотрели музейный комплекс, посвященный последним дням жизни великого писателя. Увиденное произвело на всех такое сильное впечатление, что именно там, на астаповской земле, в том месте, где вечно умирает и вечно пребывает в бессмертии Лев Толстой, и родилась идея написать четыре пьесы о последних днях жизни писателя и поставить их в ходе творческой лаборатории, запланированной через год.

Каждый из авторов этого проекта заслуживает отдельного представления.

Анджелина Рошка (Республика Молдова), автор пьесы «Бег по струнам». Доктор искусствоведения, профессор, Мастер Искусств Республики Молдова, заведующая кафедрой «Драматургия, театроведение и сценография» в Академии музыки, театра и изобразительных искусств Молдовы, член Международной ассоциации театральных критиков, драматург.

Каринэ Ходикян (Республика Армения), автор пьесы «Александра, дочь Софьи». Писатель, драматург, публицист. Лауреат литературной Госпремии Армении за сборник «Пьесы». Основатель и главный редактор журнала «Драматургия». Сценарист фильмов «Прерванное детство», «Теваник», «Корни», телесериала «Скорая помощь 3D». Автор 8 книг. Произведения переведены на персидский, английский, румынский, испанский, грузинский, французский и русский языки.

Нина Мазур (ФРГ), автор пьесы «Гений: штрихи к портрету». Театровед, театральный критик, драматург, член Германского Центра Международного Института театра (ITI). Вице-президент Международного Форума Монотеатра при Международном Институте Театра (ЮНЕСКО), персональный член Международной Ассоциации театральных критиков (ЮНЕСКО). Художественный руководитель Международного театрального фестиваля «MOST».

Александр Вислов (Россия), автор пьесы «Ангельские голосочки». Театральный критик и драматург, старший научный сотрудник Государственного института искусствознания, руководитель курса театроведческого факультета ГИТИСа, председатель экспертного совета фестиваля «Золотая Маска».

В течение года команда работала над текстами своих коротких пьес, посвященных последним дням жизни Толстого. В октябре 2018-го, в дни «Липецких театральных встреч» все вновь собрались на Липецкой земле, чтобы посмотреть, что же получилось на выходе, и обсудить увиденное.

Режиссеры-участники творческой лаборатории впервые прочли эти пьесы буквально накануне. Актеры познакомились с текстами и того позже - в дни первых репетиций. Однако несмотря на такие суровые условия, результат превзошел все ожидания.


«Ангельские голосочки»

Режиссер Тимур Кулов (Москва). Окончил режиссерский факультет театрального института им. Б.Щукина в 2013 году, курс Л.Е. Хейфеца. Ставил спектакли в драматических театрах Набережных Челнов, Тюмени, Абакана, Новокузнецка, Буинска. 

...В христианской традиции умирающего встречают ангельские голоса. В спектакле тоже звучат голоса ангелов - четырех детей, которых выдворили на кухню, поскольку в гостиной расположился какой-то больной старик, вынужденный сойти с поезда. Любой, кто знаком с биографией Льва Толстого, без труда опознает в этих детях сына и дочек Ивана Ивановича Озолина, начальника станции Астапово. И с больным стариком тоже все довольно быстро становится понятным. Дети болтают, ссорятся, обсуждают свои важные детские проблемы, а в соседних комнатах небольшого домика тем временем разыгрывается одна из величайших драм XX столетия.

На роли детей в этом спектакле были взяты возрастные актеры из, как говорят, «золотого запаса» труппы. Получились странные существа, не взрослые и не дети, пребывающие за границами реального мира, в некоем вневременном пространстве. Реальная жизнь врывается в кухню лишь иногда: шумом поездов, с которым сплетаются многие знаменитые звуки XX века. В грохоте колес можно разобрать и отзвуки нацистских маршей, и голоса политических деятелей, и знаменитое: «Поехали!», и многое-многое другое. Иногда дверь открывается, и дети слышат тяжкое дыхание умирающего старца. Кухня усыпана осенними листьями, и это не просто указание на время года, когда умер Толстой. В финале на сцену ворвется девушка-служанка и будет с ожесточением сметать эти отжившие листья, и рассказывать о том, что вот умер граф-то, а самого-то главного вопроса она ему задать и не успела. И все, теперь спросить не у кого! Ушел мудрец, ушла целая эпоха, и теперь вот этим служанкам и прочим «кухаркиным детям», выбросившим за порог все приметы старого мира, как ненужный хлам, придется самим искать ответы на свои вопросы.


«Гений: штрихи к портрету»

Режиссер Александр Огарев (Москва). Художественный руководитель лаборатории в московском театре Школа драматического искусства. Заслуженный артист России. Ставил спектакли в театрах Москвы и многих российских городов, а также за границей. Лауреат «Золотой Маски».

В пьесе восемь действующих лиц. У них нет имен, драматург называет их так: Женщина в черном платье, Женщина в светлом платье, Барышня, Человек в сюртуке, Парень, Крестьянка... Но имена им и не нужны. Каждый, кто хоть немного знаком с биографией Льва Толстого, без труда опознает в репликах этих персонажей тех, кто послужил им реальным прототипом. Толстого, как и Софью Андреевну, играют три актера, олицетворяя разные ипостаси и разные возрасты персонажей. Вот Толстой творец, разбрасывающий листы белой бумаги (так обозначен писательский труд). Другой актер играет грешную сторону личности Толстого - совратителя крестьянок. Третий - измученного жизнью, безнадежно запутавшегося человека, рвущегося прочь из оков обывательской жизни. Супруга его предстает юной барышней, затем - хозяйкой имения, делящей с Толстым его труды. С нежной иронией выстроены сцены, когда супруг вдохновенно швыряет бумагу, а жена его тем временем стонет в родовых муках. И там и там роды, и на свет появляется нечто новое, и кто скажет - что важнее? Софья Андреевна предстает и женщиной, душащей Толстого своей любовью. Он стремится вырваться из ее цепких объятий, но она, вкрадчиво шепча, виснет на нем, не размыкает рук, и вскоре муж затихает на полу, распластанный, распятый под свернувшейся на нем изящной женщиной. В этих эпизодах она выглядит едва ли не вампиром. И в третьей своей ипостаси Софья Андреевна беспомощно бродит по сцене, вопрошая всех: «Вы не видели Льва Николаевича?». И нет ей ответа. За годы жизни с ним в Ясной Поляне она, родившая ему 13 детей, переписавшая набело бессчетное количество листов его рукописей, так и не смогла найти его, понять Толстого. А кто сможет постичь гения?


«Бег по струнам»

Режиссер Сергей Денисов (Липецк). Актер Липецкого академического театра драмы им. Л.Н. Толстого. Окончил учебную студию при академическом театре драмы им. Л.Н. Толстого, актерское отделение РАТИ (ГИТИС), отделение режиссуры РАТИ (ГИТИС), курс Иосифа Райхельгауза.

Действие происходит все там же, на станции Астапово. В пьесе всего пять персонажей: сам Толстой и четверо цыган. Цыгане для драматурга, так же, как и для самого Толстого, - олицетворение воли, свободного, чистого и прекрасного бытия, к которому он стремился, бытия, не опошленного мелочными бытовыми заботами. Умирающий писатель ведет разговор со своими призрачными спутниками, предоставляя нам, читателям, зрителям, снова и снова задавать себе вопросы: кто был прав в драме, разыгравшейся сначала в Ясной Поляне, а затем на станции Астапово? Куда рвалась душа писателя в последние дни его жизни? И что стало ему понятным в те роковые мгновения, когда за окнами домика начальника станции стояла безутешная женщина, а вся Россия, затаив дыхание, наблюдала за происходящим?

Драматург ввела в текст пьесы много песен, тест изобилует ремарками «цыгане поют и танцуют». Однако, режиссер выбрал иной путь, отказавшись от пения и плясок. Натянутые канаты, окружающие сценическую площадку, выглядели и как основа для цыганского шатра, и как те самые струны. «Спой!» - «Что спеть, вот эту?». И актер дергает канат, заставляя его вибрировать, и зрителям передается эта вибрация души, которая звонче и проникновеннее всех песен в мире. В финале Толстой замрет на коленях у цыганки, и вся сцена напомнит Пьету.


«Александра, дочь Софьи»

Режиссер Денис Кожевников (Ярославль). Актер, режиссер, окончил режиссерский факультет государственного театрального института им. Б. Щукина, курс Л.Е. Хейфеца. Работал в разных театрах России. Поставил более 50-ти спектаклей. Лауреат и дипломант многих фестивалей, среди которых фестиваль «Театры малых городов», «Волшебная кулиса», «Балтийский дом», «Голоса истории» и другие.

Пьеса посвящена личностям двух женщин, сыгравших в судьбе великого писателя значительные роли - его жене Софье Андреевне и дочери Александре Львовне. Действие происходит на станции Астапово. Здесь мать и дочь ведут долгий разговор о любви и ненависти, сталкиваясь в психологическом поединке, в очередной раз пытаясь понять, кто же виноват в том, что произошло?

У каждой из них своя боль и своя правда, у каждой своя горькая история, которую они поведают зрителю, предоставляя ему разбираться и выносить приговор.

Режиссер решил этот диалог, построенный во многом на подлинных документах, дневниковых записях и письмах, как запись радиоспектакля. Две женщины сидят у микрофонов и читают текст. Эта довольно статичная картина не выглядит монотонной, поскольку между героинями (актрисами радиоспектакля) - молодой и постарше - возникает некий намек на взаимоотношения, на конфликт поколений, а между Софьей Андреевной и Александрой Львовной конфликт длится уже более ста лет, и споры о том, которая же из них была права, не стихнут, наверное, никогда. На площадку иногда выходит семейство с двумя детьми. Они не произносят текста, просто играют в серсо, фотографируются, учат детей танцевать, все вместе лепят пельмени, и эта счастливая семья особенно точно оттеняет несчастье семьи из Ясной Поляны, которое вырисовывается из воспоминаний матери и дочери.

Итак, четыре эскиза при некоторой доработке вполне могут стать полноценными спектаклями. И Липецкий театр драмы им. Л.Н. Толстого намерен распорядиться этим богатством максимально рачительно. Эти (все или некоторые) работы, безусловно, войдут в том или ином виде в репертуар театра. И уже заявлено продолжение: через год состоится новая лаборатория, где свои силы попытают уже молодые драматурги. Темой вновь станет Толстой, его духовные искания, его семейная драма, его личность.

 

Статья в PDF

Фотогалерея