«100+10» / 100-летие Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства

Выпуск №5-215/2019, Дата

«100+10» / 100-летие Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства

Так названа выставка, посвященная 100-летию Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства, расположившаяся в Шереметевском дворце на набережной Фонтанки. Эти же цифры на обложке очень красивого юбилейного альбома, своеобразного путеводителя по выставке. Но не только. Об этом рассказ впереди.

В 1918 году советской властью был учрежден Музей Петроградских академических театров. Но начало коллекции музея было положено еще в 1908 году. В помещении Панаевского театра открылась «Первая русская театральная выставка» из частных собраний актеров Александринского театра Марии Савиной и Ивана Горбунова, коллекционеров Левкия Жевержеева, Валериана Светлова, Алексея Бахрушина. Отсюда и цифры. По окончании работы выставки все экспонаты перенесли в актерское фойе Александринского театра.

После революции к собранию присоединили часть национализированного архива Мастерских Александринского театра. В 1919 году Музей получил свое помещение: роскошную анфиладу комнат, квартиру директора императорских театров В.Я. Теляковского в доме №1 по Александринской площади (ныне - площадь Островского). На протяжении многих лет тут и располагался Театральный музей Петрограда - Ленинграда - Санкт-Петербурга. Первые филиалы, музеи Н.А. Римского-Корсакова и Ф.И. Шаляпина возникли только в 70-х годах ХХ века. Дальше больше: Шереметевский дворец, Музей-квартира династии актеров Александринского театра Самойловых. Ныне не только третий этаж, а все здание на площади Островского принадлежит музею, а также и весь дом на улице Графтио, где первоначально ему принадлежал только один этаж, квартира Ф.И. Шаляпина. Так возник своеобразный музейный холдинг. И появилось это название - Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, который известен не только в нашей стране, но далеко за ее пределами.

У музея богатейшие фонды, сотни тысяч единиц хранения: эскизы декораций и костюмов, сами костюмы, личные вещи великих актеров, театральные реликвии, афиши, программки, масса документов, фотографий... Какой же должна быть юбилейная выставка ? Директор музея Наталья Метелица как руководитель проекта, куратор проекта Татьяна Власова решили, что нельзя объять необъятное. Мне кажется, они нашли очень удачное решение концепции выставки. На ней представили наиболее интересное из того, что было получено в дар и приобретено музеем за последние 10 лет. Самым значительным приобретением стала грандиозная коллекция русского декорационного театрального искусства Никиты и Нины Лобановых-Ростовских. Если часть коллекции была приобретена Международным Благотворительным Фондом «Константиновский» и передана музею, свою часть коллекции Нина непосредственно передала в дар. А это сотни эскизов декораций, костюмов, афиши русского театрального авангарда ХХ века: работы А. Бенуа, М. Ларионова, Л. Бакста, Н. Гончаровой, М. Добужинского, А. Экстер, Г. Якулова, И. Билибина, М. Врубеля... Многие эскизы были сделаны для «Русских сезонов» и «Русского балета Дягилева». Все эти изумительной красоты эскизы заняли четыре стены выставочного зала. Их повесили плотно, без этикеток. Получились огромные сказочные картины-мозаики. Каждому разделу выставки дали свое название. Этот раздел назван «Господа оформители».

Начинается выставка с «Портретной галереи». Замечательные портреты артистов, музыкантов, художников, исторических деятелей всех времен в разных жанрах: от старинных парадных портретов Петра I и композитора Огинского до шутки С. Лифаря - портрета С. Дягилева, импрессионистские портреты М. Ростроповича и Алисы Фрейндлих художника Алексея Соколова, своеобразная композиция художника В. Лукки - Олег Ефремов и Людмила Максакова, чудесный автопортрет З. Серебряковой в синей блузе и портрет совсем юной М. Плисецкой работы Б. Мессерера...

С Плисецкой у музея были особо теплые отношения. Она подарила ему свои костюмы работы Кардена из чеховских балетов, они заняли на выставке почетное место. А рядом с ними тоже карденовские туники, которые она носила в жизни и ее знаменитое черное парадное платье с зеленым поясом, в котором балерина выходила на сцену Большого театра на юбилейном вечере в 1995 году. Эти костюмы передал музею после ее смерти Р. Щедрин. Все костюмы - экспонаты раздела «Театральный гардероб». Невозможно пройти мимо костюмов В. Левенталя из спектаклей А.Эфроса или изумительной красоты белой пачки, реконструкции костюма, в котором Анна Павлова танцевала «Умирающего лебедя» Сен-Санса.

В разделе «Фотоателье» представлены фотопортреты. Например, есть фотография 1890 года: А.П. Чехов делает укол И.И. Левитану (снимала М.П. Чехова), фотография И. Стравинского 1900 года, портрет Анны Павловой на гастролях в Бельгии в 1937 году и Анна Павлова в жизни в белых мехах со своей собачкой (Париж 1925-1930). Как документы истории, групповые фотографии артистов «Русского балета Дягилева». И, конечно, наши современники: балерина Наталья Макарова на набережной Невы, когда она в 1989 году впервые приехала в Ленинград после долгих лет эмиграции; совсем юный Рудольф Нуриев на сцене Кировского (Мариинского) театра в 1959 году и рядом его фотография 30 лет спустя, его приезд в Петербург в 1989 году. Кого здесь только нет : Ю. Темирканов, М. Бежар, Алиса Фрейндлих с отцом Бруно Фрейндлихом на его юбилее; сцены из знаменитых спектаклей ленинградских театров... И еще целая стена с портретами любимых актеров, когда они были молоды и прекрасны.

В разделе «Любимые автографы» множество интереснейших материалов. Например, письма и рисунки С. Лифаря разных лет, письмо Вс.Мейерхольда от 1927 года, письма К.И.Чуковского, Д. Ойстраха, А. Глазунова; написанный от руки Протокол общего собрания артистов Мариинского театра 3 января 1918 года. В разделе «Театральная летопись» афиши, театральные плакаты от 1920-х годов до наших дней, в том числе два плаката Михаила Барышникова, дар известного историка балета и его друга Валерии Чистяковой.

С именем Барышникова на выставке связаны несколько сюжетов. Он подарил музею берет Р. Нуриева и восемь эскизов театральных костюмов художника С. Судейкина 1930 года, которые купил специально для музея. Это не все его подарки. Он делал их и раньше.

Так случилось, что, когда М. Барышников после окончания училища начал работать в Кировском театре, он жил у своего учителя А.И. Пушкина во дворе Театрального музея и Хореографического училища. В те времена в училище был и репетиционный зал театра. После репетиции он иногда заходил в музей попить чайку, здесь его тепло принимали, все сотрудники его обожали, старались не пропускать ни одного его спектакля. Театральный музей был тогда для Барышникова домом друзей. Видимо, не забыл.

Надо заметить, что обычно выставки Петербургского музея театрального и музыкального искусства отличаются необычным решением пространства, особыми приемами в создании экспозиции, использованием новейших технологий и яркой театральностью. На этот раз, создавая юбилейную выставку, пошли другим путем. Многие экспонаты органично вписались в интерьер парадных комнат Шереметевского дворца, особенно театральные реликвии. Простота формы дала возможность оценить каждый экспонат и понять, какие же богатства появились в музее за последнее десятилетие.

В юбилейном альбоме есть еще один очень важный раздел - «Хроника десятилетия», где подробно представлены все поступления в музей с 2008 по 2018 год, перечислены главные события, создание новых экспозиций и выставок. Простой перечень событий производит очень сильное впечатление. Сколько же труда, энергии, фантазии, любви было вложено во все эти проекты! Тут особая заслуга, особый талант и высочайший профессионализм директора музея Н.И. Метелицы, генератора, казалось бы, неосуществимых идей. Но ей все удается. Знает какое-то волшебное слово. И всех увлекает за собой.

За 100 лет существования Музея театрального и музыкального искусства Наталья Метелица - седьмой директор. Никто бы об этом не задумался, если бы в юбилейном альбоме не были напечатаны небольшие очерки многолетнего сотрудника музея Натальи Вайнберг о директорах. В этих очерках, собственно, вся история музея. Все директора были выдающимися личностями, профессионалами, влюбленными в искусство театра.

Первым директором в 1918 году стала актриса Александринского театра, одна из организаторов первой театральной выставки в Петербурге в 1908 году, Надежда Сергеевна Васильева. Ей удалось поработать всего два года. Она умерла в 1920 году. Существует такая легенда: Надежда Сергеевна после закрытия выставки ходила на прием к директору императорских театров В.Я. Теляковскому с тем, чтобы создать в Петербурге Театральный музей, найти для него помещение. Теляковского эта идея не увлекла, он заявил, что никаких помещений у него нет, и в сердцах добавил: что я вам, собственную квартиру отдам под эти цели? И надо было так случиться, что именно квартиру Теляковского в 1919 году отдали под новый музей.

За всю историю музея среди его директоров не было случайных людей. Н.С. Васильеву сменил Петр Николаевич Шеффер (1920-1942). Биография его удивительна. Он прошел путь от управляющего дворами великих князей Георгия и Александра Михайловичей до советского директора, работал в Императорской публичной библиотеке, был ближайшим помощником первого директора Русского музея Великого князя Георгия Михайловича, пользовался огромным авторитетом и уважением своих коллег. И вот такой человек стал директором Театрального музея. А его первым заместителем был друг и соратник, известный коллекционер и знаток театрально-декоративного искусства Левкий Иванович Жевержеев. Они вдвоем и создавали новую концепцию музея, его традиции. Музей тогда превратился в один из центров ленинградской театральной жизни, где проходили встречи с выдающимися людьми.

Здесь выступали В. Маяковский и Д. Шостакович, М. Чехов и знаменитые актеры Александринского и других театров. Эти традиции и сегодня живы. На долю П.Н. Шеффера и Л.И.  Жевержеева выпало много испытаний, но они сохранили музей в 30-е годы, в 40-х остались в блокадном Ленинграде. П.Н. Шеффер жил в музее, где даже печки настоящей не было. Все наиболее ценные экспонаты были упакованы в ящики, но вывезти их не успели. Вот они с Жевержеевым и сохраняли все музейные богатства. Да еще актеры, уезжая в эвакуацию, принесли свои театральные реликвии на хранение в музей. П.Н. Шеффер и Л.И. Жевержеев умерли от голода в блокадном Ленинграде в 1942 году.

На смену этим необыкновенным людям в том же 1942 году пришла Вера Григорьевна Соловьева. С 1945 по 1947 год директором музея был известный ученый, театровед Всеволод Николаевич Всеволодский - Гернгрос.

17 октября 1947 года Ленинградский Театральный музей открылся для посетителей. Директором был Андрей Андреевич Бартошевич, искусствовед, педагог, соратник Н.П. Акимова. Это он осуществил идею создания фото-альбомов лучших спектаклей ленинградских театров в мизансценах. Листая такой альбом, вы получаете полное представление о спектакле. Ведь видео еще не было.

Свою лепту в развитие музея внес известный литератор, театровед Евгений Михайлович Кузнецов. После разгрома редакции журнала «Звезда» в 1949 году он был уволен и отправлен «в ссылку» в Театральный музей, где проработал с 1949 по 1953 год. Очень важным для развития музея стало десятилетие с 1953 по 1963 год, когда директором был Алексей Николаевич Кочетов. При нем началось обновление музейной экспозиции, штата сотрудников. Пришли молодые театроведы, начали серьезно собирать не только исторические реликвии, но материалы, связанные с современным театром.

Совсем новая эпоха началась с приходом Инны Карловны Клих в 1963 году. Она была известным театральным деятелем, много лет ответственным секретарем Ленинградского отделения ВТО, соратником Н.К. Черкасова. Во времена «борьбы с космополитизмом» спасла многих пострадавших ученых-театроведов. В 1963 году ей пришлось оставить свою работу в ВТО. И Инну Карловну тоже как «в ссылку» отправили в Театральный музей. Для Музея это была огромная удача. Ее опыт, энергия, обаяние, огромное количество людей, которые Клих уважали и любили, всегда были готовы прийти на помощь, поддержать, дали возможность развернуть в музее бурную деятельность. Жизнь музея пошла в другом ритме. Клих никого не боялась. Она была борцом. В музее зазвучал голос Шаляпина, выдающихся итальянских певцов... На концерты звукозаписи стояли очереди. Развернулась научная и экскурсионная работа.

Музей стал гостеприимным домом для людей театра. Кто только не бывал в гостях: Г. Товстоногов и Е. Лебедев, С. Юрский, драматург А. Володин, О. Ефремов, Евг. Евстигнеев, Ю. Любимов, когда приезжали на гастроли в Ленинград. Всех невозможно перечислить. Молодой Евгений Нестеренко в музее готовился к конкурсу Чайковского, слушал записи великих певцов Христова и Гяурова. Такая атмосфера царила в Театральном музее.

Главной заслугой Инны Карловны Клих стало создание филиалов. Первой появилась квартира -музей композитора Н.А. Римского-Корсакова на Загородном проспекте. Его потомки, жившие в этой квартире, сохранили рояль, мебель, посуду, скатерти, массу бытовых мелочей, и конечно, личные вещи и ноты композитора. Они готовы были все передать в дар музею, но их надо было расселить. И это было сделано. В Петербурге появился новый мемориальный музей. Десять лет потратила Инна Карловна Клих на то, чтобы в городе появился музей Ф.И.Шаляпина. Отвоевывала его квартиру на ул. Графтио, которая была превращена в коммуналку, добилась расселения всех многочисленных жильцов, упорно убеждала партийные власти в необходимости такого музея. И победила. Но вынуждена была пойти на компромисс - на вывеске значилось: «Ленинградский Государственный театральный музей. Отдел русского оперного искусства». В бывшей детской сделали соответствующую музейную экспозицию, воссоздали гостиную и столовую. Многие шаляпинские вещи и картины заняли свои места. Инна Карловна тяжело болела и несколько месяцев не дожила до открытия Шаляпинского музея. Он открылся в 1975 году. Если вы сегодня подойдете к этому дому, то увидите другую вывеску - Музей Ф.И. Шаляпина. Эта перемена случилась еще в советские времена. Ленинградский Обком КПСС для жен высоких гостей, которые приезжали в Ленинград, устраивал культурную программу, куда входила и квартира Шаляпина. И вот однажды приехала Р.М. Горбачева. Она вышла из машины, прочитала вывеску и сказала: «Извините, я ехала в Музей Шаляпина». Ей попытались объяснить, что здесь и есть квартира Шаляпина. Показали музей, дали послушать записи, угостили чаем с домашним печеньем и вынуждены были рассказать всю историю. Раиса Максимовна была возмущена. На следующий день - звонок из Обкома, и вопрос решен.

Дело Инны Карловны Клих с необыкновенной энергией подхватила Ирина Викторовна Евстигнеева. Ее приняли настороженно, ведь она пришла в Музей из РК КПСС. Но оказалось, что именно здесь нашла дело своей жизни. Ирина Викторовна директорствовала с 1974 по 2005 год. И только смерть разлучила ее с любимым музеем. У Евстигнеевой не было времени на раскачку, на постепенное вхождение в новое дело. Ей сразу пришлось заниматься подготовкой к открытию Шаляпинской квартиры. Энергии и энтузиазма Ирины Викторовны поистине не было предела. Она отвоевывала все новые площади для музея. Когда из Шереметевского дворца выехал Институт Арктики и Антарктики, оставив после себя руины, никто из музейщиков не хотел его брать. И.В. Евстигнеева взяла. Всем казалось, что это безумие. Как и то, что она приняла уникальную коллекцию музыкальных инструментов. Девать ее было некуда.

И вот Шереметевский дворец отреставрирован, воссозданы прекрасные парадные комнаты, найдено, наверное, самое удачное место для коллекции музыкальных инструментов. Шереметевский дворец стал музеем музыки. И именно в нем, как уже упоминалось, расположилась юбилейная выставка, посвященная 100-летию Петербургского Музея театрального и музыкального искусства. Невозможно перечислить все достижения музея во время «царствования» Ирины Викторовны Евстигнеевой. Она не знала отдыха и никому не давала успокаиваться. Это был вечный двигатель.

Наступили новые времена. Музей развернул серьезную международную деятельность, участвовал во многих выставках от Франции до Австралии. И тут главным действующим лицом стала замдиректора по науке Наталья Метелица. Именно она после смерти Ирины Викторовны Евстигнеевой в 2005 году возглавила музей. В юбилейном альбоме нет очерка о нынешнем директоре Натальи Ивановне Метелице. Это и понятно. Но есть ее вступительная статья, в которой она подводит определенные итоги деятельности музея за последние десять лет. И можно только удивляться тому, сколько всего сделано и на каком уровне.

Рассказывая о директорах Музея, я старалась выделить какие-то главные моменты в их деятельности. Если говорить о Наталье Метелице, на сегодня среди множества уникальных проектов один из самых значимых - ежегодный Международный театральный фестиваль «Дягилев P.S». В этом году он был посвящен Мариусу Петипа в ХХI веке. Свой юбилейный год Петербургский музей театрального и музыкального искусства завершает грандиозной выставкой в главном здании Музея на площади Островского «Петипа. Танцемания».

 

Статья в PDF

Фотогалерея