Экскурсия на фабрику счастья / Международный форум музыкальных театров России

Выпуск №5-215/2019, Событие

Экскурсия на фабрику счастья / Международный форум музыкальных театров России

В конце ноября 2018 года в Свердловском театре музкомедии проходил Международный Форум музыкальных театров России «От практики к совершенству», приуроченный к 85-летию знаменитого театра. Программа праздника, на который съехались более 200 гостей со всей России, была разнообразна. Начали с презентации очередной монографии о театре «Счастливое место: Свердловская музкомедия Георгия Кугушева, Владимира Курочкина и Кирилла Стрежнева», плод вдохновенных усилий дружного квартета театроведов из обеих столиц. А продолжили ежедневными семинарами театральных деятелей по проблемам менеджмента, авторского права, положения дирижеров, артистов и сценографов в музыкальном театре, месте и значении в нем как простого журналистского мониторинга текущих событий, так и дотошного анализа учеными умами программно значимых явлений.

В одном из репетиционных залов театра состоялась также ярмарка новых произведений, персонально презентованных авторами, озабоченными судьбами музыкальных жанров. Среди самых эффектных названий: «Леди Гамильтон», «Диоген», новые версии «Человека-амфибии», «Капитанской дочки», «Стойкого оловянного солдатика», жанровые переработки «Красавца-мужчины» А.Н. Островского, «Венеры Милосской» П. Мериме, «Упыря» А.К. Толстого.

Прошли мастер-классы и интерактивные лаборатории режиссеров, балетмейстеров, хормейстеров, работников постановочных цехов. Совместными усилиями участников Форума был создан даже «анонимный мюзикл» под названием «САМ - Колобок!»

Свердловский областной краеведческий музей имени О.Е. Клера откликнулся на событие чудесной выставкой «Фабрика Счастья», в которой ярко отразились этапы большого пути легендарного театра.

Все это можно было наблюдать в первой половине каждого дня Форума. А по вечерам зрители, до отказа заполнявшие зал, смотрели спектакли любимого театра. Причем, не только на основной сцене, но и в видеозале, на новой, под хрустальными люстрами нездешней красоты.

Первым спектаклем стала обаятельная, талантливая и искренняя «игра с памятью» с тем же названием, что и новая монография, во время которой в жанре ностальгического попурри задушевно вспомнили своих отцов-основателей и мега-звезд первого набора.

А начались «большие сюжеты» с давно знакомого всем мюзикла «Яма» Сергея Дрезнина на либретто Михаила Бартенева по мотивам знаменитой повести Александра Куприна.

«Страстной бульвар, 10» уже писал об этой постановке, в свое время прозвучавшей крайне провокационно. Вкус «запретного плода» в спектакле сохранился. Но заметно обострились его лирические темы, горькая тоска каждой героини по невозможному.

Трогает наивная, безропотная Соня Ольги Балашовой, проданная «женихом» в публичный дом. Яростно стремится самовыразиться Тамара-«Миледи» Марии Виненковой. Беспощадна к себе оказавшаяся перед бездной смерти Женя Татьяны Мокроусовой. Беззащитен и неуязвим в своей искренности влюбленный в нее Кадет Ильи Жирнова. Бесплодно похожее на снисходительность сочувствие к девицам певицы Ровинской (Надежда Басаргина). Упивается цинизмом и безнаказанностью наглая бандерша Изольда Эдуардовна (Светлана Кочанова). А фоном в саркастически мрачном спектакле режиссера Нины Чусовой становится «вывих» эпохи, явно провоцирующий стремление людей к вырождению. И забываешь о том, что находишься в театре музыкальной комедии.

Сильное впечатление оставил не менее трагичный мюзикл «Бернарда Альба» по знаменитой пьесе Федерико Гарсиа Лорки. Одноактный спектакль с музыкой и текстами Майкла Джона Лакьюза (автор русского текста Женя Беркович) модным нынче режиссером Алексеем Франдетти поставлен трезво, экономно и стильно.

Пружинное напряжение действия отражает трагизм внутренней жизни каждой героини, изнуряемой женским «половым голодом». Возвышенные мечты о любви переродились у любой из них в темную страсть, животную сущность которой с завидной легкостью выражает невидимый конь, рвущийся из загона. Актрисы (все!) вдохновенно выполняют сложный пластический рисунок спектакля (хореограф Ирина Кашуба), хорошо поют свои сложные партии, бесстрашно искренни в желании дойти до самой сути. А потому участие в действии молодых парней с красивыми торсами вряд ли необходимо.

Мюзикл «Декабристы» являет собой историческую фреску на тему известных событий с фантазийным развитием их драматических обстоятельств и смыслов, открытых на новом уровне правды.

Композитор Евгений Загот, драматург Карина Шебелян и поэт Алина Байбанова переводят упрек классика марксизма декабристам в том, что они страшно далеки от народа, в индивидуальный контекст искреннего мучения людей, не способных осознать последствий зла, содеянного с благими намерениями.

Серая колоннада замыкает пространство, создавая преграду их жизни, идеям и чувствам (художники Игорь Нежный и Татьяна Тулубьева). Горечь напрасной жертвы Милорадовича, остро, но экономно сыгранного Анатолием Бродским, - глубоко интимное переживание всякого, кому знакома история России. Столь же прочувствованно, внятно и содержательно решены в спектакле лирические темы - дуэтные сцены романтичных Трубецких (Игорь Ладейщиков и Татьяна Мокроусова) и характерных Рылеевых (Евгений Толстов и Мария Виненкова). Другие мотивы звучат менее отчетливо, хотя и декларативно. Режиссер Кирилл Стрежнев старается снизить их пафосность. Это зачастую ему удается, отчего действие обретает острую динамику и глубокую содержательность.

Видео-программа Форума началась с «почти балета» на изящную, тревожную и смелую музыку композитора Марины Собяниной под названием «Анри». Многосложную хореографическую версию мучительной судьбы великого французского художника Анри Тулуз-Лотрека разработала и поставила балетмейстер Лариса Александрова. Сценографию и костюмы по мотивам Тулуз-Лотрека придумал Дмитрий Разумов, а дирижировал действом Антон Ледовский. Противоречивый и трагичный образ беззащитного, но упрямого и самоотверженного творца своих несчастий создал артист Алексей Литвиненко.

«Экскурсия» в туманные глубины импрессионизма, при всем драматизме превходящих обстоятельств жизни героя, получилась завораживающе увлекательной. Сюжет развивается так страстно, что даже общие места здесь воспринимаются как открытия.

Нечто подобное происходит и при просмотре мюзикла Александра Журбина «Орфей и Эвридика» на либретто Юрия Димитрина.

Первая советская рок-опера, сыгранная в 1975 году ВИА «Поющие гитары», в версии режиссера Кирилла Стрежнева, художника Павла Каплевича и дирижера Бориса Нодельмана, созданной в 2017 году, уже не только классический миф испытания верности, но предостережение об ужасе перерождения большого художника в «медийное лицо», теряющее творческую суверенность.

Четыре персонажа определяют драматическое напряжение вечного мифа, помещенного авторами в сегодняшний контекст. Это, прежде всего, сам мятущийся Орфей (Никита Кружилин). Это Эвридика, обманчиво безмятежная у Юлии Дякиной. А еще Харон (Игорь Ладейщиков), неотвратимый, как судьба. И, наконец, коварная провокаторша Фортуна (Татьяна Мокроусова), притягательная, но неуловимая.

Под финал Форума состоялось-таки, хоть и на видео, возвращение театра в блаженные кущи музыкальной комедии.

Сценическую версию «Веселых ребят» по пьесе Николая Эрдмана с привлечением стихов Василия Лебедева-Кумача сочинили сценаристы Игорь Иртеньев и Вадим Жук. Светящуюся оптимизмом музыку Исаака Дунаевского дополнил его сын Максим, аккуратно и осторожно развивая мелодические пассажи отца.

В отличие от других постановок, показанных на видео, «Веселые ребята» шли лишь во фрагментах, а потому многие режиссерские решения Кирилла Стрежнева остались загадкой (в частности, воплощение образов племенного быка Бетховена и барана Сальери из стада колхозного пастуха Кости Потехина). Зато легко «читалось» курортное блаженство Гагры в сценографии Дмитрия Разумова, творческое бесстрашие белобрысой Анюты в сверкающей улыбке Татьяны Мокроусовой и наивность распахнутой души самого Кости (Евгений Елпашев).

Так или иначе, но на 85-м году своей истории музкомедия в Свердловском театре имени себя сумела и успела себя же проявить. Хотя бы в качестве изысканного десерта.


Фото Игоря ЖЕЛНОВА

Статья в PDF

Фотогалерея