Между черным и белым "лебедем" / Людмила Полякова (Москва)

Выпуск №5-215/2019, Лица

Между черным и белым "лебедем" / Людмила Полякова (Москва)

Наверное, нельзя найти среди зрителей, да, пожалуй, и театроведов, журналистов тех, кто отзывался бы о Людмиле Петровне Поляковой плохо. Достаточно лишь упомянуть о ней, как тут же слышишь восторженные слова. Причем, создается впечатление, что все они не формальны, все искренни.

А иначе, кажется, и быть не может. И доброжелательное отношение публики к Людмиле Петровне представляется ответом на естественность ее актерского «почерка». На проявляющуюся в каждой работе высокую степень отдачи избранному делу. На эмоциональность и умение наполнять любой по объему и качеству, включая и самый несовершенный ролевой материал человеческим содержанием.

Яркий пример этого - роли Поляковой в современных телевизионных фильмах и сериалах, участием в которых Людмила Петровна не пренебрегает. На ее счету были съемки у Ларисы Шепитько и Элема Климова, Александра Прошкина и Леонида Марягина, Петра Фоменко, иных больших режиссеров.. Основу соответствующего репертуара Людмилы Поляковой сейчас составляют бабушки, но она, судя по публичным высказываниям, этого не стесняется. Равно как и своего солидного возраста, вместе со многими ровесницами обладая способностью внешне меняться только к лучшему с годами, прибавляющими еще и мудрость.

Однако последнее свойство наряду с проницательностью, позволяющей проникать в самую суть «предлагаемых», зачастую, критических «обстоятельств» различных ролей было присуще Поляковой смолоду. Думается, вероятно, благодаря этому уже в дебютных актерских опытах Людмилы Петровны ощущался масштаб ее разносторонней индивидуальности. Недаром Полякову, в чьей профессиональной «палитре» лирико-драматические, трагические «краски» органично сочетаются с «красками» комедийными, в период учебы на курсе Виктора Ивановича Коршунова в Училище имени М.С. Щепкина сравнивали с корифеями «Дома Островского» (вдобавок и стипендию она получала не рядовую, а названную в честь легендарного мхатовца - Николая Павловича Хмелева). В частности, сравнивали с Верой Николаевной Пашенной. И это, как признавалась Людмила Петровна, ее и радовало, и смущало, интуитивно подтолкнув к решению начать свой артистический путь не на прославленных подмостках Малого театра, хотя такой шанс у нее был. А в Театре на Малой Бронной под руководством Андрея Александровича Гончарова.

Но первые успехи Поляковой были связаны с Театром имени К. С. Станиславского, куда Людмила Петровна поступила в 1965-м. Именно там состоялось сотрудничество с главными театральными режиссерами ее отнюдь не простой, далекой от «звездной» безукоризненности (вопреки наличию почетных званий «Народной артистки России», лауреата Государственной премии РФ и премий нескольких фестивалей) артистической судьбы - с Леонидом Варпаховским и Анатолием Васильевым.

С Варпаховским, впрочем, Людмила Петровна встретилась в работе еще в студенчестве, будучи занятой в массовках спектакля Малого театра «Маскарад» М.Ю. Лермонтова (1962). С Васильевым - зрелой актрисой. Леониду Викторовичу она обязана обретением уверенности в своих возможностях. Анатолию Александровичу - счастьем сотворчества с командой не просто хороших партнеров (на которых ей, справедливости ради надо заметить, неизменно везет), а подлинных единомышленников.

Все это было очень важно Поляковой. Потому и не забывается, побуждая Людмилу Петровну рассуждать с трепетом и волнением о том времени. О васильевских спектаклях - о «Первом варианте «Вассы Железновой» М. Горького (1978), «Серсо» В. Славкина (1985). И, конечно, о «Продавце дождя» Р. Нэша (1972) в режиссерской интерпретации Варпаховского, доверившего ей сыграть Лиззи, которая, полюбив, из странного, угловатого существа превращалась в настоящую красавицу, словно пробуждавшуюся от глубокого сна, как распускающийся под воздействием тепла и влаги бутон диковинного и драгоценного цветка.

А Варпаховский, по воспоминаниям Поляковой, ассоциировал Лиззи с «белым лебедем». Мурзавецкую же из «Волков и овец» А.Н. Островского (1975), роль которой Людмила Петровна также сыграла у этого режиссера, - с «лебедем черным». Но при всей точности эти определения были условны. Особенно, если учесть тот факт, что образы, которые воплощала Людмила Петровна на сцене, в кино, на телевидении ранее, и роли, сыгранные Поляковой позднее, в Малом театре, где она по инициативе Юрия Мефодьевича Соломина служит с 1990 года. Образы эти никогда не бывают однозначными - положительными или отрицательными. Они, как это происходит у большинства представителей, увы, стремительно редеющей когорты мастеров школы русского психологического театра, сложны, подчас противоречивы. «Партитура» любой из этих ролей у актрисы разобрана до мелочей. А еще - в поведении и поступках ее героинь (даже властной, авторитарной Мурзавецкой из датированного 1994 спектакля Малого театра «Волки и овцы» в режиссуре Виталия Иванова и бросившей своего ребенка Ксении Рябцевой из телевизионной постановки Валерия Кремнева «Хозяйка детского дома» И. и В. Ольшанских, 1983) всегда есть своя, сердечная логика. Поэтому зрительская аудитория чаще всего проявляет к ним симпатию, понимание.

Так Ловийса в снятой режиссерами Вейко Кертулле и Лидией Ишинбаевой телеверсии «Молодой хозяйки Нискавуори» Х. Вуолийоки (1979) покоряет желанием, несмотря на пережитые потрясения, не дать своей душе очерстветь. Нянька Фелицата из поставленной Сергеем Женовачем пьесы А.Н. Островского «Правда - хорошо, а счастье лучше» (2002) - обаянием, в хорошем смысле хитростью, предприимчивостью, что помогает соединению молодых влюбленных. А нянька Антоновна из «Детей солнца» М. Горького (режиссер Адольф Шапиро, 2007) - чувством сострадания к родным ей людям, которые оказались бессильными перед лицом надвигающейся социальной катастрофы. Арина Ивановна в «Детях Ванюшина» С. Найденова (в режиссуре того же В. Иванова, 2013) и вовсе восхищает внутренней силой, стремлением соединить рвущиеся родственные узы.

Собственно, она, Арина Ивановна и есть единственная опора разрушающегося семейного уклада Ванюшиных. Именно в ее молитве ищет утешения муж, Александр Егорович Ванюшин (Борис Невзоров), находящийся почти на грани отчаяния. А в лишенном показного пафоса упорстве, с которым эта удивительная женщина отстаивает близкие ее сердцу духовные ценности, мы видим очередное подтверждение того, что они-то и являются в жизни самыми насущными. И это дорогого стоит в наши дни, когда нередко «правят бал» совсем другие понятия.

Фото из архива Малого театра

Статья в PDF

Фотогалерея