Новая жизнь Ирины Пашкевич (Самара)
Выпуск №5-215/2019, Лица
Пара минут общения - и я в очередной раз заражаюсь ее мощнейшей позитивной энергией. Поздравляю с юбилейной датой, в которую как-то не верится. «Да, я теперь двойная отличница! - улыбается заслуженная артистка России, мастер сцены Самарского театра кукол Ирина Пашкевич. - Я всю жизнь занимаюсь любимым делом. И что бы ни происходило - никогда ни на что не жалуюсь. А в пятьдесят пять лет начинаю новую жизнь - я без пяти минут режиссер!»
Ни папа, ни мама к театру никакого отношения не имели, а Ира с детства мечтала стать актрисой. Музыкальная, пластичная, яркая, десять лет отдала двум музыкальным школам - сначала фортепиано, затем хоровое отделение. Не поступив к Петру Львовичу Монастырскому на курс артистов драматического театра, пошла в музыкальное училище на отборочный тур к Роману Борисовичу Ренцу. Спустя годы, Ирина с благодарностью вспоминает своего любимого педагога и режиссера, привившего любовь к искусству театра кукол.
Ирина Николаевна убеждена, что настоящий театр невозможен без психологизма, образности и философии, без сопереживания героям. Куклы помогают развиваться душе не только ребенка, но и взрослого человека.
В Самаре, при Союзе театральных деятелей есть клуб для подрастающего зрителя. Ирина с удовольствием знакомит детей из детских домов с таинством театра кукол. У каждой куклы свой характер - бесшабашный, наивный, ехидный. С куклами Ирина Пашкевич не играет и не работает, она живет жизнью каждого своего персонажа. Формальная игра и произнесение текста псевдокукольным голосом ей чужды. Не удивительно, что после одного из спектаклей маленькая девочка с восторгом шептала о Котенке, которого играла Ирина: «Он не настоящий, он кукла, но он живой!».
Владимир Гальченко, заслуженный артист России, председатель Самарского отделения Союза театральных деятелей России: «В профессии мы с Ириной одной группы крови. Театр для нее не место службы, а код жизни».
В спектакле Екатерины Образцовой «Басни Крылова, музыка Глинки...» у актрисы всего две сцены, в одной из них - без единого слова. Но как она держит зал на импровизации, какие эмоции вызывает у публики!
Однажды жизненные обстоятельства разлучили ее с театром: сын был маленьким, нужно было зарабатывать. Обмануть судьбу не удалось - через год с небольшим она вернулась на сцену.
В Самарском театре кукол Ирина Пашкевич делится с начинающими артистами секретами кукловождения. Помню, как однажды в Тольяттинском театре кукол сразу после закрытия занавеса она сорвалась со своего места в зрительном зале, чтобы с коллегой в четыре руки пройти с тростевой куклой пару сложных движений.
Ирина Николаевна была лауреатом губернского профессионального конкурса «Самарская театральная муза», а когда работала в жюри, я видел в ее глазах и восторг от успеха конкурсных спектаклей, и слезы, если встреча с искусством не состоялась. «Трудность нашей профессии в том, - размышляет Ирина Пашкевич, - чтобы зритель не замечал владения техникой кукловождения и эмоционального, образного перевоплощения, чтобы он видел на живом плане не актера и не куклу, а живущего своей жизнью того или иного героя - Кота, Поросенка, Жирафа. И юный, и взрослый зритель, сопереживая происходящему, должен быть там, в художественном мире спектакля».
Слушая актрису, я смотрю на ее руки, легкими, воздушными движениями подчеркивающими паузы и эмоциональные всплески. Ирина любит марионеток с многочисленными нитями, со сложной партитурой движений, с «оживлением» каждого кукольного организма. Но интереснее ей работать с тростевыми куклами, к сожалению, в последнее время не так часто задействованными в ширмовых постановках.
На пятьдесят первом году жизни Ирина Николаевна стала студенткой Самарского государственного института культуры. На втором курсе, сделав инсценировку по роману Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза», поставила в Учебном театре СГИКа драматический спектакль о силе человеческого духа. Режиссерский дебют в Самарском театре кукол намечен на весну 2019 года. Дипломным спектаклем Ирины Пашкевич станет сказка Ирины Токмаковой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», работать над которой она будет с художником-постановщиком Ириной Хмарук. В свое время именно в этой сказке в роли Аленушки актриса дебютировала в театре кукол. Сейчас ей интересна роль Ведьмы.
За тридцать четыре года в Самарском театре кукол Ирина Пашкевич сыграла больше пятидесяти ролей: Кролик, Поросенок - «Ты для меня» Г. Сапгира, Клоунесса, Принцесса, Колдун, Баба-яга - «Прыгающая принцесса» Л. Дворского, Лиса - «Аистенок и пугало» Г. Крчуловой и Л. Лопейской, Клариче, Старуха - «Любовь к одному апельсину» В. Синакевича, Лиса - «Как лиса медведя обманывала» М.Смехова, Царица, Царевна, Нянька - «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина, Фея Гевюрцина, Волшебница третья, Князь - «Карлик Нос» В. Гауфа, Гном Суббота, Королева - «Белоснежка и семь гномов» О. Табакова, Л. Устинова, Лиса - «Красная шапочка» Ш. Перро, Обезьяна - «Басни Крылова, музыка Глинки», Несмеяна, Мать Емели - «По щучьему велению» В. Сударушкина, Петушок, Чернильница, Прачка, Жена пастуха, Старшая фрейлина - «Принц-Свинопас» Г.-Х. Андерсена...
В 2013 году режиссер из Ульяновска Людмила Гаврилова поставила в Самарском театре кукол с Ириной Пашкевич моноспектакль «Спящая красавица» по сказке Шарля Перро и музыке П.И. Чайковского. Образное решение было необычно: стоящая на возвышении в красивом платье актриса статична, движения ее рук лаконичны. Платье играет роль декорации, его раскрывающая двойная юбка символизирует то или иное место действия, куклы-марионетки работают ниже подиума и на талии платья актрисы. «Спектакль получился неоднозначный, в стилистике камерного салонного театра, - вспоминает Ирина Николаевна. - Мне поначалу было тяжело переключаться в диалоги с самой собой. Этот спектакль стал для меня настоящей проверкой на профессионализм».
В театре и за его стенами долгосрочных планов Ирина Пашкевич не строила и не строит, живет мечтами, которые сбываются не сами по себе. Ответственность и строгость в работе по отношению к самой себе и к коллегам, стремление и умение работать, увлеченность любимым делом - с годами эти качества ее характера только крепчают. Бесконечно преданная театру актриса, заботливая мать, надежная подруга - она успевает все. Она любит зиму. В мужчинах ценит преданность, в женщинах - искренность. Раньше просыпалась с утра пораньше, сейчас может позволить себе поспать, перечитать любимую книгу. Всем напиткам предпочитает травяные чаи. Считает, что ее самая большая удача в жизни - сын, самостоятельный, творческий человек - архитектор и дизайнер.
О чем ни заговори с Ириной, через минуту все сведется к театру. Сейчас в репертуаре Самарского театра кукол спектаклей для взрослых нет. В мечтах у режиссера Ирины Пашкевич - серьезная драматургия. А мечты у нее сбываются...
Фотографии из архива Ирины Пашкевич