"В человеке должно быть все прекрасно" / Анна Дюкова (Санкт-Петербург)

Выпуск №5-215/2019, Лица

"В человеке должно быть все прекрасно" / Анна Дюкова (Санкт-Петербург)

Цельная и утонченная актриса, исполнительница главных трагедийных ролей Анна Дюкова работает в ТЮЗе имени А.А. Брянцева уже 19 лет. Актерское обаяние, яркий ум, невероятная женственность и умение держать зал в напряжении - невероятные дарования актрисы. Самоотверженная и гордая Гермиона, справедливая и идеалистичная Елена Сергеевна, спрятавшаяся от мира в безумии тетушка Йос, кокетливая и алчная Лидия, холодная и осторожная Одинцова - сценические образы актрисы овеяны шармом и легкой самоиронией.

Увлечение будущей профессией пришло из детства - родители Анны Дюковой известные актеры Архангельского театра драмы. Закулисное детство принесло и первый сценический опыт - Анна вышла на сцену театра в два года, затем в пять лет - в образе мальчика в спектакле «Две зимы и три лета». Чуть позже начала заниматься в музыкальной школе и стала участвовать в школьных спектаклях. Погружение в актерскую профессию шло постепенно, но уверенно. Родители актрисы прочили дочери будущее переводчика, но в 12 лет Анна твердо решила, что будет актрисой. Поступление в Петербургскую театральную академию увенчалось успехом, и в 1999 году она окончила курс А.Н. Куницына.

С этих пор Анна Дюкова работает в ТЮЗе имени Брянцева. Актриса с большим теплом относится к театру и партнерам, которые за годы плодотворной совместной работы стали настоящими единомышленниками. Анна Дюкова - часть великолепной актерской команды, чувствующей дух времени и улавливающей сиюминутные микроизменения, которые происходят в душах партнеров и зрителей.

Актриса считает любовь основным двигателем таланта и тем ключом, который вскрывает творческий импульс. Наверное, поэтому в ее большой любящей семье все занимаются творчеством: муж - известный артист кино Илья Шакунов, сестра Анастасия - актриса Театра имени Ленсовета, дочь Василиса ходит в театральную студию и уже играет в репертуарном спектакле ТЮЗа - исполняет роль Вирджинии в спектакле «Кентервильское привидение».

Анна Дюкова ежегодно появляется в премьерных спектаклях театра: в прошлом сезоне сыграла Гермиону в «Зимней сказке» Уланбека Баялиева. Умная и величавая жена, чистота и нравственность которой не вызывают вопросов, вдруг становится средоточием злобы и агрессии. Мученический ореол овевает прелестный образ героини, которая уверена в своем решении и по-королевски непреклонна. В этой роли Анне Дюковой удается достичь невероятного градуса шекспировского трагизма, сочетающегося с верой в высшее провидение.

В спектакле «Контракт» Тимура Салихова актриса играет топ-менеджера крупной компании, пытающегося подчинить юную сотрудницу незримому закону договора, лишив девушку чувств и собственных мыслей. Анна воплощает в себе образ абсолютного зла, которое действует хладнокровно и бескомпромиссно. В утопическом мире пьесы успешность человека оценивается исключительно с финансовой и социальной стороны, что является актуальной темой для размышлений. Безэмоциональная, обезличенная героиня Анны Дюковой стремится сделать окружающий мир таким же стерильным и механичным, лишенным человеческих ценностей. Актриса с невероятным талантом перевоплощается в образ жрицы зла, наполненной отрицательной энергией и бескрайним эгоизмом. Осенью 2018 года артисты сыграли спектакль на Эдинбургском фестивале, и работа всего актерского состава была высоко оценена критикой.

Один из дорогих для актрисы спектаклей - «Дорогая Елена Сергеевна» Александра Иванова. Стремление рассказать подрастающему поколению о нравственных идеалах, дать возможность пережить драматический опыт, не впустив его в свою жизнь, - были главными предпосылками работы. Духовные силы учительницы, которую играет Анна Дюкова, находятся на пределе. Она настолько зависима от своих учеников, что с радостью открывается им, желая преодолеть одиночество. Идеалистические, гуманистические принципы противопоставлены хаосу и эгоизму, который царит в сознании подростков. Раскол между поколениями, невероятная дистанция между людьми не позволяют состояться диалогу. Мир героини обрушивается, когда она понимает, что дети совершенно не разделяют те духовные принципы, которые важны для нее. Она использует все навыки красноречия, пытаясь доказать необходимость быть нравственным человеком, и меняет сознание своих учеников, но какой ценой.

Самобытные работы в детских спектаклях открывают актрису с другой стороны. Постановки «Датская история», «Кентервильское привидение», «Плыл кораблик белопарусный» - рисуют нежные и полные лирики и юмора сценические образы. В мюзикле Виктора Крамера «Кентервильское привидение» Анна Дюкова играет маму Вирджинии, миссис Отис, истинную американку, которая всегда находится в движении и не боится трудностей. Прагматичность, рационализм, смелость и харизма пронизывают оптимистичный образ героини, который актриса создает с удовольствием. В спектакле для подростков «Зима, когда я вырос» Артема Устинова Анна играет тетушку Йос - одинокую женщину, которая потеряла мужа и не смогла пережить это. Она живет в своем мире, не желая воспринимать реальность. Актриса прекрасно справляется с ролью, воплощая образ беззащитной женщины, болезненно уверенной в том, что беды еще не закончились и нужно опасаться жестокого мира.

Анна Дюкова исключительно гармонично смотрится в спектаклях, поставленных по произведениям XIX века, словно для нее это родной воздух. Русская классика любима актрисой. «Бешеные деньги», «Доходное место», «Маленькие трагедии», «Иудушка из Головлева», «Отцы и дети» - благотворная почва для личностного роста. Спектакль «Отцы и дети» Георгия Цхвиравы рисует сознательную и уравновешенную героиню, для которой собственный покой дороже смятения чувств. Совершенно другой образ актриса воплощает в «Иудушке из Головлева» Георгия Васильева. Ее Аннинька - провинциальная актриса, скатившаяся на самое дно жизни. Образ смертельно больной героини, которая когда-то мечтала о прекрасной жизни, талантливо воплощен Анной Дюковой. В спектакле «Маленькие трагедии» Руслана Кудашова актриса предстает в роли Луизы, героини «Пира во время чумы». Девушка пытается перехитрить смерть, показав собственное бесстрашие и безразличие. Актриса с неподражаемым талантом исполняет музыкальную композицию Александра Вертинского «Кокаинетка», вызывая шквал аплодисментов в зрительном зале.

В спектакле Александра Кузина «Бешеные деньги» Анна играет бездушную красавицу Лидию, которая ради материальных ценностей готова пойти на все. Она легкомысленна и корыстна, эгоистична в своих поступках. Кокетливость, умение очаровывать и пленять наполняет героиню. В спектакле «Доходное место» Дмитрия Астрахана предстает в образе Вышневской, некоем прообразе изменившейся и повзрослевшей Лидии. Она не может смириться с теми беззакониями, которые ее окружают, и стремится сделать мир прекрасным.

Анне Дюковой удается преображать художественную реальность: она создает притягательные сценические образы, которые любимы публикой. Стремление постигать новое в профессии и идти вперед пронизывает существование актрисы и помогает достигать поставленных целей. Включенность в работу, острое и ответственное отношение к делу, желание нести свет наполняют ее. Хрупкость и нежность, сочетающиеся с огромной силой воли, - невероятные пласты личности, в которой все по-чеховски прекрасно.

 

Статья в PDF

Фотогалерея