"Урок" от БДТ / "Кроткая" Валерия Ивченко

Выпуск №5-215/2019, Взгляд

"Урок" от БДТ  / "Кроткая" Валерия Ивченко

Это третий режиссерский опыт артиста Валерия Ивченко в Санкт-Петербургском БДТ. Дебютный, «Черное и красное» по рассказу А.П. Чехова «Калхас» и пьесе С. Беккета «Последняя лента Крэппа» увидел свет на Малой сцене Большого драматического, в 2003 году. «Старик и море» по повести Э. Хемингуэя - там же в 2005. И вот теперь появилась «Кроткая» Ф.М. Достоевского, чья премьера состоялась на Второй сцене БДТ (в Каменноостровском театре) в марте 2018.

А в октябре ее показали в Москве, в рамках одиннадцатого Международного театрального фестиваля «SOLO», в Театральном центре «На Страстном». На почти пустой игровой площадке, где из предметов мебели была одна железная кровать. В глубине же сценического пространства - огромная плазменная панель, на которой в кульминационные моменты спектакля возникали проекции (художник-постановщик, видеохудожник - Мария Шеметова) крупных планов героя этой постановки, отсылавшей нас к теме отношений Мужчины и Женщины.

К теме, уже давно успевшей набить оскомину, старой, как мир, и, тем не менее, остающейся все еще неисчерпаемой, в «Кроткой» обретшей мощное трагическое звучание. Ведь данное произведение Ф.М. Достоевского - о столкновении не только двух разных, изначально противоположных миров, но о настоящей войне самолюбий или, точнее было бы сказать, гордынь.

Как известно, в летописи БДТ - это вторая версия «Кроткой» (предыдущая, выпущенная Львом Додиным с Олегом Борисовым в главной роли, датирована 1981 годом). И сегодняшнюю версию можно смело считать авторской работой Валерия Ивченко, который сам (как в ситуациях с композицией для «Черного и красного», со «Стариком и морем») написал инсценировку повести, поставил и сыграл главную и единственную роль, обозначенную Достоевским просто и лаконично - Он.

Решение, как это и должно было быть у приверженца традиций русского психологического театра, основанное на уважении к литературному первоисточнику, ориентированное, прежде всего, на глубокое погружение в классический текст.

В результате с каждым эпизодом спектакля мы словно перечитывали книгу (это подтверждали периодически появляющиеся на экране названия ее глав). Однако плавной, постепенной «пристройки» к спектаклю нам это не гарантировало.

Все произошло сразу. И даже как-то стыдно было эмоционально не соответствовать Валерию Ивченко при такой стопроцентной отдаче этого артиста роли, с которой столкнулся зал в случае с его персонажем, по роду занятий Закладчиком.

Причем, расслабиться Ивченко себе не позволил ни на минуту. Включая и два антракта (а спектакль длился два часа пятьдесят минут), после которых он вновь выходил на подмостки сосредоточенным, в состоянии, сравнимом с туго натянутой струной.

При этом исполнительская палитра Ивченко оказалась полна тончайших, по сути, совсем не сочетавшихся между собой нюансов, но благодаря которым в его монологе интонации отчаяния и надежды соединялись с нотками жестокости и вместе с тем нежности. Все это и нам позволило и не принимать поступки Закладчика, как будто ставившего намеренные жесткие «эксперименты» над собой и своей женой, и вместе с тем сочувствовать ему, упорно пытавшемуся разобраться в причинах самоубийства той, кого он успел полюбить.

И это делало Закладчика-Ивченко, на протяжении почти всего сценического времени (за исключением моментов его обращения к периоду военной службы, когда он надевал мундир) облаченного в нижнее белье (костюмы Ларисы Конниковой), абсолютно беззащитным. Впрочем, могло ли быть иначе, если он исповедовался?

Да и тебе, как зрителю, также довелось пережить на «Кроткой» (кстати, удостоенной специального приза фестиваля «SOLO») особенные ощущения, связанные с мысленным экскурсом в собственное прошлое, с которым ты ведешь непрерывный, зачастую мучительный спор. Постоянно вспоминаешь свою, хотя и не отличавшуюся такими, как у Достоевского, страстями, но тоже достаточно сложную историю с дорогим и, увы, ушедшим из жизни человеком. И думаешь, что, наверное, не стоило придавать такое уж серьезное значение каким-то проблемным обстоятельствам, а надо было просто постараться найти в себе силы для понимания. Тогда, вероятно, удалось бы сохранить пусть и крупицы, но все-таки тепла, ради которых судьба и сводит, на первый взгляд, абсолютно непохожих, но, по большому счету, родных людей.

Так просмотр «Кроткой» невольно превратился в некий ненавязчивый нравственный «урок» (в чем, между прочим, не было ничего удивительного, все-таки БДТ недаром носит имя Георгия Александровича Товстоногова, который считал, что театр и должен «будить совесть человеческую»), став к тому же значимым фактом твоей, личной биографии. И то, и другое сегодня - редкость.

 

Статья в PDF

Фотогалерея