Эстафета национального менталитета / Казанский драматический театр им.Г.Камала в Москве

Выпуск №5-215/2019, Гастроли

Эстафета национального менталитета / Казанский драматический театр им.Г.Камала в Москве

Мы много говорим о национальном менталитете, но когда речь заходит о современном театре, то данное понятие стараются обходить, или вообще считать рудиментом былой геополитики. И все-таки пренебрегать национальным менталитетом в системе художественных ценностей нельзя, он все равно проявляется в игре артистов, их способе мышления, поведении, как бы ни старались бегущие впереди прогресса критики загнать театры в универсальные проекты, оторванные от национальных корней.

Гастроли Казанского государственного академического театра имени Галиасгара Камала в Москве на сцене филиала Малого театра на Ордынке заставили меня о многом задуматься, в том числе, о национальном менталитете, провозглашенном с момента возникновения театра, объединяющего художников и зрителей в единое целое и позволяющего вольтовой дуге между сценой и залом вспыхнуть ярко и празднично.

К какому бы жанру в этом театре ни обращались, для зрителей это всегда встреча с праздником, где можно почувствовать себя на равных с героями, разделить их тревоги и радости, а самое главное - не ломать голову над сложными режиссерскими ребусами вопреки здравому смыслу. В свою очередь, исполнители разных поколений прекрасно себя чувствуют в игровой стихии, включая буффонаду и гэги.

Спектакль руководителя театра, режиссера Фарида Бикчантаева «Взлетел петух на плетень» по жанру тяготеет к комической притче. Я бы его сравнила с гоголевским шедевром «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», поскольку конфликт двух семейств Салахетдина и Мирфатиха, живущих по соседству, начинается с пустяка, с мотоцикла, купленного зажиточным Салахетдином и его расчетливой женой Гульбикой. Эта пара с выводком детей, почувствовав власть денег, постоянно провоцирует и дразнит бывшего друга Мирфатиха с худенькой подругой жизни Гульмарьям, похожей на подростка (Гузель Шакирова), родившей трех сыновей, один из которых - спортивный Джамиль (Ришат Ахмадуллин) приглянулся дочери соседа - самовлюбленной медсестре Вазиле (Гульчачак Гайфетдинова), мечтающей с избранником переехать в город. Тут, казалось бы, роман двух молодых людей из враждующих семей можно отнести к истории Монтекки и Капулетти, ан нет. Комедия положений обязывает и режиссера, и артистов сосредоточиться на абсурде бессмысленной вражды, превращающей нормальных людей в комических фигурантов.

Так Гульбика в ярком исполнении Ильсии Тухватуллиной, прозванная «железной леди», невестку сыну выбирает под стать себе. Главное, чтобы у нее машина была, а любовь - дело наживное. Безумные гонки на багажных тележках двух наследников тронувшихся в уме родителей, заканчиваются плачевно для Гульбики, сломавшей в дорожной аварии руку. Но это такая чепуха по сравнению с победой, требующей жертв... Широкой натуре Салахетдина в блистательном исполнении Рамиля Тухватуллина тоже в последнее время не везет: засуха может уничтожить грядки с огурцами, приносящими основной доход, а вредному соседу бочку воды жалко... Тоска на сердце такая, что словами не передашь, разве только песня об огурцах в духе шансонье способна прогнать грусть-печаль несчастного селекционера, и тем самым насмешить зрителей до слез!

Так шаг за шагом примитивное, пошлое, скособоченное в сторону потребления начинает заменять внутреннюю суть человеческой натуры. Если бы бесконечную погоню за нарисованным богатством и первенством «кто - кого» не остановил мудрый Хейретдин агай (Равиль Шарафеев), то, весьма вероятно, победили бы честолюбие и черная зависть двух соседей, оказавшихся троюродными братьями. Именно голос крови останавливает враждующие семейства, поэтому петух, взлетевший на плетень, объявляет о перемирии в войне далеко зашедших амбиций.

Будучи худруком театра, Фарид Бикчантаев не считает зазорным для себя обращаться к «низкому» жанру, то есть, комедии. Жанру, отнюдь не самому легкому по сравнению с драмой или трагедией. Спектакль с кратким названием «Вызывали?», на первый взгляд, кажется пустячком, эдаким занимательно-развлекательным шоу о супружеской верности и доверии. В то же время, это представление, поставленное в духе открытого игрового театра, требует от артистов витальной легкости, озорного легкомыслия и умения «не перегибать палку» и не позволять безвкусицы.

В сценографии Сергея Скоморохова - типовая квартира с трубой-мусоропроводом в центре - ничего оригинального не предвещает. Поскольку речь идет о подводных камнях в семейных отношениях, и технические навороты тут ни к чему. Начало спектакля даже кажется несколько скучноватым. Ну, подумаешь: жена обиделась на мужа, уехавшего в дом отдыха без нее, и теперь по возвращении требует от бедняжки ласки и внимания. Хлопанье дверьми, слезы обиды, праведный гнев оскорбленного мужа - все это мы видели тысячу раз, даже камерный оркестр с лирической музыкой до поры, до времени не вызывает в памяти «С любимыми не расставайтесь»...

Как вдруг в квартиру врывается некий господин с букетом алых роз и бутылкой шампанского, желающий обнять весь мир, не то, что стеснительную Сажиду, пригласившую его в отместку мужу. И тут начинается нечто вроде музыкального водевиля, типа - «муж за дверь - любовник на пороге». И хотя Рашид в феерическим исполнении Рамиля Тухватуллина пока не добился своего, ведет он себя вполне по-хозяйски, не зная отказа ни от одной женщины. Тупой сантехник, заявившийся спустя полгода после вызова, спасает Сажиду (Гульчачак Хамадинурову) от самонадеянного Дон Жуана, но вернувшемуся мужу надо внушить, что вольготно расположившийся за столом мужчина, никто иной, как начальник ЖЭКа. Интеллигентный Фандас в исполнении Ильтазара Мухаматгалиева, привыкший верить людям на слово, в честь приятного знакомства угощает солидного гостя коньяком, ни о чем не подозревая, а «свой в доску» Рашид рассовывает тысячные купюры в карманы сантехника, чтобы тот не выдал его. Игровая карусель стремительно раскручивается, не давая исполнителям ни вздохнуть - ни выдохнуть.

Вскоре появится легкомысленная кокетка Зейнап (привлекает гротесковое исполнение молодой актрисы Алины Мударисовой). Вспыхнувшая любовь к романтически настроенному на отдыхе дантисту оказывается выше приличия и какой-то там жены. Главное - стоять на своем, «приватизировать» растерявшегося Фандаса, как дорогую сердцу вещь, а там уже - дело техники... Даже опытный в адюльтерах Рашид пасует перед таким нахальством.

Дель арте по-татарски набирает обороты, стихия обмана витает в разреженном воздухе притворства, и никакой суд присяжных не способен разобраться в этой запутанной интриге, кроме сантехника Шайхи... Он как будто готов вывести обманщиков на чистую воду. Да вот беда - полученные от Рашида взятки зажимают рот... Фандас не поверит в невинность жены и исчезнет. Здесь бы и надо поставить точку, но комедия не выносит грустного финала, поэтому обиженный муж меняется местами с Шайхи в характерном исполнении Алмаза Гараева, и становится сантехником, а тот не зубным врачом нет, - начальником ЖЭКа. Вот такие метаморфозы произошли с героями пьесы Золфата Хакима...

Социальная драма «Мой белый калфак», показанная в день открытия гастролей Театра имени Камала в Москве, поднимает очень сложную и больную тему, связанную с незаживающей раной татарских эмигрантов, когда-то покинувших родину после сталинских лагерей или во времена строителей коммунизма, угнетенных цензурой и не имеющих возможности свободно творить. Место действия - телевизионный мост начала перестройки Казань - Сан-Франциско. Явная публицистика с претензией на документальность в телевизионном формате с огромными экранами для трансляции и двумя студиями, между которыми проходит незримая граница, в основном, носит информативный характер в первом акте и судьбоносный во втором. В отличие от студии в Сан-Франциско с татарским трио вокалистов из Турции, в казанской царит атмосфера напряженная, как на партийном собрании, поэтому все зажаты, будто исполняют тяжелую повинность.

Настроение патриотической аудитории слегка видоизменяется, словно черно-белую пленку промывают чистой водой, когда увешенный орденами седовласый Исмай Акчурин (Азнар Шакиров), знающий, как надо жить и во что верить, отказавшийся от своего отца, «врага народа», вдруг узнает в студии Сан-Франциско боевого товарища, с которым встречался на Эльбе, Майка Стерна, а тот (Айдар Хафизов), в свою очередь не видит в нем прежнего, смелого солдатика с открытой улыбкой. Незабываемое прошлое Исмая и Майка как бы обретает вторую жизнь на экране, когда две судьбы, идущие параллельно, вдруг пересекаются, и надо спросить у совести: во имя чего они жили и остались живы. Пожалуй, это единственный эпизод в первом акте, где сухая декларативность отступает, и на первый план выходят человеческие эмоции.

После антракта сценография пространства меняется. Пандусы с софитами опускаются, и на авансцене возникает что-то типа кафе, куда приходит художник Тайфур (Искандер Хайруллин играет его на высоком градусе отчаяния, страшного напряжения), привлеченной звуками музыки далекой Родины, откуда он бежал ради свободы.

Уютный ресторанчик с татарской кухней содержат Жак (Ильдус Ахметзянов) и его милая жена Катрин (Алсу Гайкуллина). Гостеприимные хозяева рады хмурому земляку, пытаются подбодрить его, даже соглашаются взять принесенные картины на продажу, хотя ничего не понимают в импрессионизме. Слово за слово, и оказывается, что Жак, проживший долгую жизнь за границей, боится возвращаться на Родину, попав в ГУЛАГ после немецкого плена во время войны, и даже матери не решается писать. Пусть она думает, что он погиб, только в его сундучке по-прежнему хранится белый калфак - самое дорогое, что у него осталось от родного дома. Так во втором акте соединяются две биографии в разорванном времени, где каждый из героев казнит себя за нравственное предательство, где воздух чужбины начинает душить, страшное одиночество сжимать горло. И остается только умереть, что и делает Тайфур, свершая самоубийство.

Спектакль «И это жизнь» по рассказам татарского классика Гаяза Исхаки в постановке молодого режиссера Айдара Заббарова выдвинут на «Золотую Маску», что весьма заинтриговало московскую публику и привлекло внимание критиков. Будучи учеником Сергея Женовача, Заббаров многое взял из его творческой мастерской, в том числе вдумчивое отношение к прозе, пытаясь огромный литературный пласт вместить в образную структуру спектакля. Приятно то, что начинающий режиссер отдает пальму первенства подробному проживанию артистом художественного образа, концентрируя внимание зрителей на его характере, начиная с молодости и заканчивая старостью.

Спектакль идет три часа в открытом пространстве сцены художника-постановщика Булата Ибрагимова с разбросанными по планшету спрессованными квадратами сена, поскольку речь идет о сельском пареньке, отправленном в Казань учиться в медресе. Там он проходит несколько стадий взросления, изучая Ислам, увлекаясь европейской литературой, теряя невинность и приобретая иммунитет против коварных женщин.

Изначально героя по имени Халим окружают такие же сверстники, как он, но юноша чувствует себя чужаком в стае невежд с примитивными взглядами на мир и будущее сельского муллы. Широкие сани движутся по кругу, наматывая годы жизни Халима, включая горький путь его товарища Гамакбара в исполнении Фаннура Мухаметзянова. Это как бы вторая линия эпической саги, в которой дается психологический срез такого же молодого человека, ставшего муллой и оказавшегося непригодным для супружеской жизни, поэтому вынужденного смириться с рождением ребенка от другого мужчины, развернув сани поперек дороги.

Бунт и смирение проходят красной нитью через весь спектакль. Да, главному герою многое дано, и поначалу вернувшийся в родное село Халим готов к революционным преобразованиям, заложенным в просвещении, но окружение требует традиционного подхода к своей должности, а жена подавляет настырностью, глупостью, мещанством. Постепенно сила воли и желание достичь вершин духа покидают Халима, и вот уже ученые книги пылятся под столом, а растянутая кофта мешковато висит на осунувшихся плечах бывшего романтика, когда-то купившего модное пальто, чтобы походить на парижских кавалеров.

Надо сказать: исполнитель центральной роли Искандер Хайруллин настолько точно проводит своего Халима по каменистым тропам художественного вымысла, что кажется, артист реально проживает его судьбу. И тут я понимаю экспертов «Золотой Маски», выдвинувших Хайруллина в номинацию «За лучшую мужскую роль».

Фото предоставлены театром

Статья в PDF

Фотогалерея