"Кармен-сюита" с русским оркестром / Нижегородский камерный музыкальный театр им.Вл.Степанова

Выпуск №5-215/2019, Мир музыки

"Кармен-сюита" с русским оркестром / Нижегородский камерный музыкальный театр им.Вл.Степанова

Испания... Какой мы ее видим? Страна басков представляется многим яркой, эксцентричной - и очень музыкальной, с ласкающими душу мелодиями и безудержными танцами. Они ассоциируется с цыганкой Кармен из оперы «Кармен» Жоржа Бизе: Чайковский назвал это произведение, в основу либретто которого положена новелла Проспера Мериме, настоящим шедевром, пропитанным неподдельным чувством и вдохновением. Неудивительно, что музыка Бизе вдохновила знаменитого французского балетмейстера Ролана Пети, создавшего в 1949 году балет «Кармен». Сам балетмейстер исполнял партию Хозе, а партию Кармен доверил своей жене Зизи Жанмер, Эскамильо танцевал Серж Перрот. Позднее роль Хозе в хореографии Ролана Пети исполнил Михаил Барышников.

Героиня Мериме и Бизе продолжает жить на сцене: эстафету Ролана Пети принял знаменитый кубинский хореограф Альберто Алонсо. Полвека назад он поставил для Майи Плисецкой балет «Кармен-сюита» на музыку Бизе-Щедрина. Как известно, великая балерина обращалась с просьбой сделать аранжировку музыки «Кармен» к Дмитрию Шостаковичу и Араму Хачатуряну, но ни тот ни другой не рискнули конкурировать с Бизе. Только Родион Щедрин, взялся и создал блистательную транскрипцию музыки Жоржа Бизе, использовав фрагменты его сюиты «Арлезианка». Кармен стала главной ролью Плисецкой, ее визитной карточкой, выражением ее индивидуальности, ее экспрессивного и блистательного дара, вызовом хореографическим канонам.

Каково это, после кубинского хореографа и легендарной балерины браться за постановку «Кармен-сюиты»? Такое решение - показатель творческой смелости и высокого профессионализма артистов. Нижегородский камерный музыкальный театр имени Степанова и его главный балетмейстер Елена Хиценко без оглядки на кубинского мэтра представили премьеру собственной хореографической версии суперхита мирового репертуара. Для этого нашелся и хороший повод - 180 лет со дня рождения Жоржа Бизе. Кстати, Елена Хиценко является не только автором хореографической партитуры: ей же принадлежит аскетичное оформление сценического пространства и совместно с художником Ириной Шевчук созданный дизайн испанских костюмов в стиле bata de cola, где сочетаются красный и черный, черный горох на фоне белого.

Спектакль, получивший название «Кармен», нисколько не напоминает балетный дайджест известного оперного сочинения и новеллы Проспера Мериме: это коррида чувств и апофеоз испанского танца фламенко и его стилей - байле, канте, токе, солеа, фанданго и сегирийя. Вся драматургия балета выстраивается на развитии четырех основных образов: Кармен, Хозе, Тореадора и Соперницы. Есть и пятый образ - Смерть. О ней практически как о полноправном персонаже говорит Кармен в опере. В нижегородском спектакле тема смерти получила развитие, и ее леденящее присутствие ощущается даже в палящий полдень. Смерть (Максим Куликов) неотступно преследует Кармен, наблюдает за героями и сталкивает их друг с другом.

Артисты балета выступают в этой постановке и как актеры, пластикой, мимикой и жестами они без слов рассказали историю любви. В центре - тема одиночества, трагическая судьба цыганки Кармен и полюбившего ее солдата Хозе, которого Кармен оставляет ради любимца публики Тореадора.

Кармен в трактовке Юлии Кантаевой - гордая и независимая, стремящаяся к свободе от границ, нарисованных обществом. В любви для Кармен заключается весь смысл жизни, но ни Хозе, ни Тореадор не смогли понять ее удивительный внутренний мир. Партию солдата-провинциала Хозе, которому любовь к Кармен открывает духовные ценности, исполняет Виктор Герасимов. Его Хозе импульсивный, ранимый и самолюбивый, между тем ради любимой способный пожертвовать собственной карьерой. Тореадор Михаила Захарова - красавчик, упоенный славой и возгласами зрителей корриды: «Оле!». В эффектном сольном танце с мулетой в руках, словно оставаясь на арене, продолжает «укрощать», только теперь красавиц табачной фабрики. Сильный и страстный, такой Тореро способен увлечь Кармен, однако неожиданно «кукольный», с преобладанием розового цвет его костюма не оставляет никаких сомнений зрителю, что этот самовлюбленный, «несерьезный» персонаж принесет влюбленной женщине только разочарование.

Своим выразительным искусством блеснул мужской кордебалет, ни на мгновение не сбившийся в сложнейшем ритмико-пластическом рисунке.

Музыку спектакля исполняет Нижегородский русский народный оркестр под управлением музыкального руководителя постановки Бориса Схиртладзе. Еще ни в одном театре России Кармен не танцевала под музыку народного оркестра. Это необычная премьера на сцене Камерного музыкального театра и для артистов, и для музыкантов, и для публики, привыкшей к исполнению «Кармен-сюиты» камерным составом симфонического оркестра. И это не единственное отличие нижегородской премьеры от щедринской «Кармен-сюиты».

После завораживающего, пронизанного страстью танца Кармен и Хозе, на затемненной авансцене, выхваченные прожектором, певица Дарья Тюрина и гитаристка Валентина Лимонова исполняют композицию из репертуара «королевы фламенко» Кончи Буйко «В полумраке этой ночи», органично вписавшуюся в канву спектакля. Пронзительная мелодия в стиле солеа переносит в мир, где мы один на один с нашими романтическими историями, полными отчаяния и радости, раскаяния и нежности. Это тема Соперницы (Надежда Козловская), которая под переборы гитары танцует соло. Хрупкая исполнительница с невероятной по силе убедительностью передает трагедию безответного чувства покинутой возлюбленным девушки. Руки танцовщицы взлетают вверх как крылья, а затем тянутся к сердцу в тщетной попытке вырвать его из груди, чтобы только прекратить страдания. В каждом движении надлом, нерв, напряжение обнаженного чувства. Поразительная искренность, с которой Надежда Козловская исполняет соло, не оставляет в зале равнодушных.

Премьера в Камерном театре оправдала ожидание зрителей: они увидели балет-феерию, яркое зрелище, воссоздавшее дух Испании, симфонию любви и свободы.

 

Фото Георгия АХАДОВА

Статья в PDF

Фотогалерея