Набережная Фонтанки, 65 / К 100-летию БДТ

Выпуск №6-216/2019, Дата

Набережная Фонтанки, 65 / К 100-летию БДТ

Большой драматический театр, носящий ныне имя Георгия Александровича Товстоногова, а театралам всего пространства Советского Союза памятный именем Максима Горького, присвоенного коллективу в 1932 году и утвердившегося на долгие десятилетия, празднует 100-летний юбилей.

Он открылся в феврале 1919 года под названием «Особая драматическая труппа» Отдела театров и зрелищ Союза коммун Северной области, и это событие стало для Петрограда первой крупной культурной акцией Советского правительства.

Театр открылся 19 февраля спектаклем «Дон Карлос», в котором были заняты звезды первой величины - Монахов, Юрьев, Максимов. И сразу же все заговорили о том, что первый спектакль оказался «выше всех похвал». В своем напутствии новому театру М. Горький говорил о том, насколько необходима новому искусству «идеализация личности» во имя того, чтобы подлинная поэзия и высокие идеи звучали с подмостков театра, представляющего новую страну и новых людей.

Широко известно выступление первого художественного руководителя театра поэта А.А. Блока в торжественный вечер возникновения будущего БДТ. Надежд возлагалось много, мечты рвались к воплощению... А через без малого полтора года театр обрел свой дом - в том здании, с которым у нескольких поколений связаны глубокие переживания, восторг, чувства потрясения, смех и слезы.

Конец 10-х - начало 20-х годов ХХ столетия были отмечены многими и разными событиями: войска Юденича у Красного Села, Кронштадский мятеж заставляли приостанавливать выпуск спектаклей, а вскоре начались и отъезды некоторых артистов труппы. Время словно отводило от высокой классики, заставляя театр обращаться к весьма незатейливым названиям. Хотя первые гастроли в Москве в 20-х прошли успешно.

Постепенно в театр приходит драматургия новых авторов, Ю. Олеши, А. Файко, Б. Лавренева, К. Тренева, В. Киршона и других. На этой сцене Григорий Козинцев поставил «Короля Лира» с музыкой Д. Шостаковича и в декорациях Н. Альтмана. Н. Рашевская на протяжении долгих лет ставила свои спектакли - «Сердце не камень» А.Н. Островского, «Обрыв» по роману И.А. Гончарова. В 1932 году в БДТ появился спектакль «Егор Булычов и другие» М. Горького, и драматургия советского классика буквально хлынула на сцену театра. Над его пьесами работали Н. Рашевская, Б. Бабочкин, К. Тверской, другие режиссеры.

По словам Елены Горфункель, «история БДТ от 1919 до 1956 года развивалась благополучно, несмотря на трудности и потери. С присвоением в 1932 году имени Максима Горького театр достиг пика... Дела и дни Большого драматического <...> освещаются в основательных изданиях и серьезных исследованиях. Актеры пользуются вниманием и любовью зрителей... В то же время Большой драматический конца сороковых-начала пятидесятых - рядовой ленинградский театр. Ему не хватало единства, общего курса, своего сценического языка, своей программы».

Особенно тяжелый период пришелся на послевоенные годы - смена главных режиссеров, острые и недобрые шутки в театральных капустниках на тему того, что для провинившихся солдат можно использовать поход в БДТ вместо карцера...

И так продолжалось почти десятилетие, пока главным режиссером и полновластным правителем не стал человек, проповедовавший «добровольную диктатуру», по его справедливому мнению, едва ли не единственную возможность создать коллектив единомышленников, преданных одной идее и одним эстетическим и этическим законам.

Георгий Александрович Товстоногов пришел на набережную Фонтанки, 65 в 1956 году, заявив в своем программном выступлении перед труппой, что он «несъедобен», и... уволил тридцать человек из непомерно разросшегося актерского коллектива.

Поддерживая и разделяя те высокие принципы, на которых Большой драматический созидался, Товстоногов начал выстраивать новый репертуар, скорее, с развлекательных спектаклей, достигнув первоначальной цели: зал заполнился публикой. Но уже первый сезон был ознаменован спектаклем «Лиса и виноград» с блистательным Виталием Полицеймако в роли Эзопа, в котором речь шла о человеческом достоинстве, ведущем к подлинному героизму. Начиная с этого спектакля театр почти с каждым новым поднимался на новую ступень, покоряя зрителей, становясь событием не только БДТ или советского театра той эпохи, а историей театральной культуры. Никому до той поры не известный артист Иннокентий Смоктуновский стал звездой отечественного театра и кинематографа именно после роли князя Мышкина в «Идиоте» по роману Ф.М. Достоевского.

Тридцать три года Георгий Александрович Товстоногов отдал этому театру, оставив его вместе с земным бытием 23 мая 1989 года. И вот уже три десятилетия прошли без него.

Описывать спектакли Товстоногова и его уникальную труппу, тщательно, как бриллиантовое ожерелье собранную из артистов разных поколений, нет смысла. Это все еще на слуху, на памяти, на повторе телевизионных фрагментов и интервью. Все это - живо в изданных стенограммах репетиций, мемуарах, книгах, статьях. Живо - потому что то было время какого-то космического взлета в театральном искусстве.

Великое и незабываемое время.

Завершилась эпоха.

После ухода Товстоногова театр возглавил Кирилл Юрьевич Лавров. По дневниковой записи Дины Морисовны Шварц, бессменного завлита и соратника Георгия Александровича, это было единственно возможное решение. Не имея режиссерских амбиций, Лавров стал мудрым и проницательным художественным руководителем, приглашавшим на постановки разных режиссеров разных школ - А. Шапиро, Н. Пинигина, Г. Козлова, Э. Нюганена, Г. Дитятковского... Почти полтора десятилетия главным режиссером БДТ служил Темур Чхеидзе, поставивший целый ряд значительных спектаклей.

Вот уже пять лет главным режиссером является Андрей Могучий. В соответствии с изменившимися временами по-своему изменилась и программа театра, его этические и эстетические пристрастия. Это естественно - театр, если вспомнить Маяковского, «не отражающее зеркало, а увеличивающее стекло», а значит - и прекрасное, и безобразное, присущее эпохе, увеличивается и усиливается в его изображении. Но остается нечто очень важное, о чем Могучий говорил в одном из своих интервью: «Одна из традиций БДТ, которая зародилась при Товстоногове, - наличие в зрительном зале самой широкой аудитории. «Нация в партере» - было такое выражение, означавшее, что в зрительном зале сидят люди совершенно разного социального положения, пристрастий, взглядов, но их всех на несколько часов объединяет спектакль. В идеале, зритель ... пребывает в прекрасном мире иллюзии, где ему напомнят, что он просто человек, со своими слабостями, радостями, горестями и надеждами. В этом магия театра, в этом его ценность, в этом его уникальность как вида искусства.

Я пришел сюда уже сформированным человеком, имеющим свои вкусы, пристрастия. Человеком, осознающим, что и для чего он делает, адекватно оценивающим свои силы. Среда влияет на меня, я на среду. И ситуация, конечно, меняется. Процесс идет».

И пусть он продолжает идти, переступив грань первого столетия своего существования, этот прекрасный театр, носящий имя Георгия Александровича Товстоногова!

 

Статья в PDF

 

Фотогалерея