Творчество и игра, или Две страсти великого писателя / "Игра" в Театре "Скоморох" (Томск)

Выпуск №6-216/2019, Мир кукол

Творчество и игра, или Две страсти великого писателя / "Игра" в Театре "Скоморох" (Томск)

В конце прошлого года в Томском театре куклы и актера «Скоморох» им. Романа Виндермана состоялась премьера спектакля Сергея Иванникова «Игра» по роману Ф.М. Достоевского «Игрок» в инсценировке Александра Хромова.

«История обыкновенного безумия», «история азарта», «произведение жестокое до жестокости» - как только ни называли в свое время этот роман Ф.М. Достоевского! Его действие разворачивается в вымышленном европейском курортном городе с говорящим названием Рулетенбург - средоточии азарта, ломающим судьбы и заставляющим подчиняться единственной страсти - Игре.

Этот роман о безудержной, разрушающей страсти молодого человека к игре в рулетку во многом автобиографичен и судьбоносен для писателя. Проблему, затронутую в произведении, Достоевский знал не понаслышке, почти десять лет страдая игровой зависимостью. А история создания романа оказалась не менее интересна, чем он сам.

История эта достаточно широко известна, что позволило переплести в спектакле реальность и вымысел. Дополняя друг друга, история жизни писателя и романный сюжет существуют здесь, благодаря замыслу режиссера и сценографа Сергея Иванникова параллельно.

И перед зрителем предстают не только герои «Игрока», такие, как Загорянский (Михаил Митерев), Тарасичева (Марина Дюсьметова), Алексей (Сергей Мириев), Полина (Олеся Кондратьева), Бланш (Виктория Баленко), Де Грие (Михаил Лебедев) и другие, но и реальные исторические личности - сам Достоевский (Юрий Орлов), Анна Сниткина (Мария Макарова), роковая Аполлинария Суслова (Олеся Кондратьева).

Сцена в спектакле поделена на два яруса. В верхнем - кабинет Достоевского, где, собственно, и создается роман, где обитают герои реальные. В нижнем - Рулетенбург с его улицами и игровыми залами, с созданными писателем персонажами.

Впрочем, вся сценография довольно условна: внимательный и любопытный зритель найдет в ней немало зашифрованных смыслов.

В декорационной конструкции можно разглядеть своеобразный «мавзолей» - памятник Достоевскому, в рулеточном столе - не только площадку для игры, но и некий жертвенный алтарь, на который кладут и состояние, и судьбу, и честь, и жизнь... Разбросанные, исписанные писателем листки бумаги - черновики будущего романа, - контрастируют с раскиданными на сцене и все увеличивающимися пачками денежных купюр как олицетворением двух главных страстей Достоевского: творчества и игры.

Символично и появление на сцене площадного, балаганного театра с традиционной ширмой, эксцентричностью, огромной дубинкой, которой герои мутузят друг друга. Через кукол, балаганное действо персонажи передают подлинное отношение друг к другу, раскрывают свое истинное «я», которое вынуждены скрывать под светской маской и правилами приличия, принятыми в цивилизованном обществе.

Спектакль визуально красив. Так, поистине фантасмагорическими выглядят сцены игры, где четкие (на автомате!) движения игроков, их нарочитая отстраненность, а также световая палитра создают завораживающую атмосферу азарта, страсти, чувственности. Она усиливается и фоновой музыкой (режиссер использует различные аранжировки «Чардаша» Витторио Монти), и характерным звуком вращающейся рулетки.

Не менее атмосферны и другие сцены, каждая из которых имеет свое цветовое, световое и пластическое решение.

Яркая форма постановки отнюдь не умоляет ее содержания. Сергею Иванникову хорошо удалось передать эпоху, в которую был написан роман: столкновение западников и славянофилов, отсутствие идеалов и, как следствие - переоценка моральных ценностей.

Не случайно, в его спектакле Рулетка (Ольга Ботева) возникает как лицо одушевленное - из плоти и крови. Эта вульгарная, вызывающая и одновременно притягательная особа становится судьей людских страстей и пороков. Каждый из ее рук получает свое: кто-то - кучу денег, кто-то - жалкие медяки, кто-то - яд, а кто-то - и револьвер.

Премьерный спектакль порадовал и интересными актерскими работами Юрия Орлова (Достоевский), Марии Макаровой (Сниткина), Сергея Мириева (Алексей), Виктории Баленко (Бланш), Михаила Лебедева (Де Грие) и других исполнителей.

Особенно хочется отметить образ Антониды Васильевны Тарасичевой, созданный заслуженной артисткой России Мариной Дюсьметовой. Сотканный из множества оттенков, нюансов, необычайно пластичный и психологичный, он дан в развитии (большая редкость в наше время!).

Вслед за героиней мы поддаемся азарту игры, понимаем, как сложно вовремя остановиться, когда в любой момент Судьба может улыбнуться и преподнести подарок. Мы от души сочувствуем этой одинокой, пожилой женщине, родственники которой ждут - не дождутся ее кончины, дабы овладеть наследством.

Спорен, но по-театральному эффектен финал спектакля. Достоевский делает предложение руки и сердца Анне Григорьевне, которое она принимает.

В сцене венчания Священник (Сергей Макаров) вдруг сбрасывает церковное облачение, превратившись в уже знакомого нам Крупье. А рядом с Достоевским в свадебном платье неожиданно оказывается... Рулетка!

Впрочем, постановщик не так уж и погрешил против исторических фактов, лишив зрителя долгожданного happy end'а. Ведь, как следует из воспоминаний Анны Григорьевны Сниткиной, ее супруг еще несколько лет после свадьбы был одержим игровой страстью и лишь потом расстался с ней навсегда.

Статья в PDF

Фото Алексея КУРБАТОВА

Фотогалерея