О том, кто не боялся ничего / Вспоминая Владимира Назарова (Елец)

Выпуск №6-216/2019, Вспоминая

О том, кто не боялся ничего / Вспоминая Владимира Назарова (Елец)


«Какой это смелый русский народ! Стоит на самой верхушке... Я проходил мимо дома, так щекатурщик щекатурит и не боится ничего»

Н.В. Гоголь. «Женитьба»

Эпиграфом к статье я позволила себе взять знаменитую гоголевскую фразу из пьесы «Женитьба». Звучала она и на сцене Елецкого драматического театра «Бенефис» в постановке Владимира Назарова. Фраза, без сомнения, комичная, но если вдуматься, сколько глубокого смысла заложено в ней, как емко она характеризует душу русского человека - в самой шаткой и опасной ситуации сохранять спокойствие ради дела. Этой фразе вполне соответствовал режиссер и художественный руководитель Елецкого драматического театра «Бенефис» Владимир Назаров. В феврале этого года исполнилось 10 лет, как его не стало...

Владимир Николаевич Назаров - выпускник Школы-студии МХАТ 1969 года. После окончания поступил актером в Алма-Атинский академический театр имени М.Ю. Лермонтова. Позднее работал главным режиссером литературно-драматургической редакции казахского телевидения. Но его призвание - театр. И именно здесь суждено было раскрыться его смелому и авантюрному таланту.

Собрав группу единомышленников, артистов, каждый из которых был яркой индивидуальностью, Владимир Николаевич решает организовать в Алма-Ате независимый русский театр с классическим репертуаром. Театр, верный учению Станиславского. Это происходило в сложное время начала 90-х, когда рушился Советский Союз, когда братские республики агрессивно заявляли о своей независимости. Но, как сказал Гоголь, «щекатурщик» стоит на самой верхушке, «щекатурит и не боится ничего». Владимир Назаров и его артисты воплотили мечту в жизнь, несмотря на все трудности, которых было немало. В Алма-Ате появился независимый театр, в котором правил, как говорил Владимир Николаевич, «Его Величество Актер», названный в честь Актера - «Бенефис». В нем каждый мог стать бенефициантом, каждый имел право, чтобы на него строился спектакль. И началась жизнь, полная идей, замыслов, творчества! Это был период смелых планов, круглосуточных репетиций и настоящего актерского братства.

Но атмосфера нарастающей смуты 90-х вынудила молодую труппу искать убежище в России. И снова талантливый авантюрист рискует, борется ищет и... На карте бескрайней Родины он выбирает тихий провинциальный город Елец, славный своей древней историей. В мае 1993 года «Бенефис» отправляется туда на гастроли, а уже в декабре переезжает в Елец насовсем. Городская администрация отдает алма-атинской труппе историческое театральное здание (1910 года), в котором после войны находился Дом культуры. Здание запущено: рухнула крыша, в плачевном состоянии сцена. Но надо знать Владимира Назарова: для него это - «службишка, не служба». Засучив рукава, режиссер и его труппа крыли крышу, восстанавливали сцену, шили кулисы, обтягивали бархатом перила. А по ночам репетировали спектакли, которые играли в фойе второго этажа. Ездили с выступлениями в школы, пионерские лагеря. Благодаря дипломатическому таланту, деятельной энергии своего художественного руководителя, театр «Бенефис» обрел в Ельце дом.

Теперь, имея собственную сцену, можно было окунуться в творчество. Владимир Николаевич всегда отдавал предпочтение классической драматургии. Говорил, что в ней гармонично сочетаются глубина, красота и ясность. На елецкой сцене он поставил «Дядюшкин сон» Ф.М. Достоевского, «Доходное место» А.Н. Островского, «Укрощение строптивой» У. Шекспира, «Рабу своего возлюбленного» Лопе де Веги, «Романтиков» Ростана. Особую любовь режиссер испытывал к русской классике. Спектакль «Женитьба» Н.В. Гоголя в его постановке стал любим не только зрителями, но и получил высокую оценку театральной критики.

Начиная творческий путь как актер, Назаров любил и поддерживал свою труппу: доставал квартиры артистам, добивался повышения зарплат. Приглашал в труппу молодых. При театре организовали собственную студию, выпускники которой до сих пор служат на елецкой сцене.

В творческих поисках, мучительных и прекрасных, пролетело 15 лет. В елецком «Бенефисе» Назаровым поставлено 23 спектакля. Владимиру Николаевичу - 61 год. Для режиссера это - зрелость, расцвет: с годами прибавляется опыт, оттачивается мастерство. Но человек предполагает, а Бог располагает. В январе 2009 года было решено восстановить легендарный спектакль «Женитьба». Назаров, с присущей ему энергией, приступил к репетициям... А 6 февраля его не стало - не выдержало сердце.

Считается, что человек жив, пока жива память о нем. Память о Назарове жива в его постановках, его актерах, его «Бенефисе». Театральный мир тесен. Может о Владимире Назарове прочтут те, кто с ним учился, служил, творил и вспомнят вместе с нами.

Статья в PDF

Фото из архива театра

Фотогалерея