На струнах души / Юрий Еремин (Москва)

Выпуск №7-217/2019, Лица

На струнах души / Юрий Еремин (Москва)

9 марта исполнилось 75 лет Юрию Ивановичу Еремину - режиссеру, педагогу, народному артисту РСФСР, с 2000 года служащему сцене Театра им. Моссовета.

В 1971 году Юрий Иванович закончил ГИТИС, его педагогом был Павел Осипович Хомский и случилось так, что сама Судьба своеобразно «закольцевала» творчество самобытного режиссера. Еремин начинал свой путь артистом Московского ТЮЗа, которым руководил в то время Хомский, а затем уехал в Ростов-на-Дону, где возглавил ТЮЗ, а затем и Ростовский драматический театр им. М. Горького. Его постановки отличала немалая для того времени смелость, твердость позиций и явное, сильное профессиональное дарование.

А спустя несколько лет Юрий Еремин был приглашен главным режиссером Центрального академического Театра Советской армии, куда на первые же его спектакли устремились зрители со всех концов столицы, чтобы увидеть и прочувствовать обновленную театральную эстетику, предложенную режиссером этому коллективу, переживавшему далеко не лучшие свои времена.

Спектакли «Старик» М. Горького, «Счастье мое...» А. Червинского по праву вошли в золотой фонд театрального искусства 80-х годов ХХ века, они не забыты по сей день теми, кому посчастливилось увидеть неожиданную современность основательно забытой пьесы Горького и удивительную свежесть, новизну мысли и чувства пьесы современной. Пользовался немалым успехом и спектакль «Идиот» по роману Ф.М. Достоевского, в котором первую свою большую роль сыграл совсем юный Олег Меньшиков, а Людмила Чурсина была приглашена на роль Настасьи Филипповны и на долгие десятилетия «поселилась» в труппе театра. В этом многонаселенном и сложно простроенном спектакле было два состава исполнителей - и от каждого состава во многом менялись интонация, атмосфера, потому и стремились зрители смотреть спектакль не один раз.

С артистами труппы ЦАТСА выпустил Юрий Еремин, пожалуй, самый звездный свой спектакль - «Палата № 6» по А.П. Чехову, но игрался этот спектакль, попасть на который было просто невозможно, уже в Московском драматическом Театре им. А.С. Пушкина. Режиссер возглавил коллектив в 1987 году, буквально приковав внимание и интерес зрителей к этим подмосткам. Роли, сыгранные Геннадием Крынкиным, Виталием Стремовским, Александром Михайлушкиным, Андреем Майоровым, оказались поистине незабываемыми и десятилетия спустя. И осталась навсегда в памяти та горькая и мучительно отзывавшаяся в душе интонация, которая жила в каждом эпизоде спектакля Еремина...

Среди постановок Юрия Еремина, в разные годы пользовавшихся заслуженным успехом как в профессиональной, так и в зрительской среде, были «Одержимые» Альбера Камю по роману Ф.М. Достоевского «Бесы». Это было первое и, насколько мне известно, единственное театральное воплощение, соединившее в себе экзистенциальные и национальные темы, проблемы, мучительные поиски выхода. На роль Николая Ставрогина был приглашен Георгий Тараторкин - один из самых, наверное, «достоевских» артистов отечественных подмостков и экрана. Роль отца Тихона сыграл уникальный Николай Пастухов, служивший в труппе единственного своего театра - ЦАТСА с первых до последних дней. В спектакле Юрия Еремина «Старик» он сыграл главную роль и, вероятно, то взаимопонимание, тот неослабевающий интерес друг к другу, что не исчерпался на армейских подмостках, свели их вновь. Здесь же, в Пушкинском, были поставлены такие замечательные спектакли, как «Эрик XIV» Августа Стриндберга с Виктором Гвоздицким в главной роли, «Ревизор» Н.В. Гоголя (с ним же в роли Хлестакова), «Возвращение Иванова» по платоновскому «Возвращению» - одно из первых обращений к прозе Андрея Платонова в театре. И, может быть, сыграло свою роль то обстоятельство, что «дух» большого русского писателя витал совсем рядом: в примыкавшем вплотную к театру здании, где расположен Литературный институт им. М. Горького, как известно, Платонов работал дворником...

Не стану перечислять все спектакли, поставленные Юрием Ереминым вплоть до 2000 года, когда он перешел в Театр им. Моссовета, но невозможно не назвать «Повести Белкина» по А.С. Пушкину - светлый, пленительный спектакль, который играется в Филиале театра по сей день, вот уже более двадцати лет. Наверное, потому что заряжает зрителя все более и более необходимым с годами и десятилетиями эмоциональным зарядом, о котором в одном из давних интервью говорил Юрий Еремин: «Единственное, чем сегодня можно взять зрителей, так это эмоциональным участием. Если искусство не воздействует на струны души, то оно никому не нужно».

Эти слова подкрепляются всем творчеством Юрия Ивановича, вспомним ли мы студенческие спектакли американского курса в Школе-студии МХАТ, «Дон Кихот» и «На дне», спектакли, поставленные на сцене РАМТа, «Капитанская дочка», «Красное и черное», «Сотворившая чудо», «Дон Кихот», спектакли Театра им. Моссовета.

Юрий Еремин, придя в этот коллектив, не чувствовал себя «человеком со стороны» - рядом с ним был его учитель, Павел Осипович Хомский, режиссер «одной группы крови» со своим учеником.

На этой сцене Юрий Иванович Еремин провел без малого два десятилетия. И если хотя бы бегло перечислить часть поставленных им в Театре им. Моссовета спектаклей, поразит едва ли не в первую очередь широта интересов режиссера, умение найти точки эмоционального соприкосновения с сегодняшним днем, тщательность работы с артистами и - та «заразительность», которая является одной из ярких особенностей творческого метода Еремина.

«Мадам Бовари» Гюстава Флобера и «Царство отца и сына» по двум частям драматической трилогии А.К.Толстого, «Серебряный век» Михаила Рощина и «Р.Р.Р.» по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», «Не будите мадам»» Ануя и «Baden-Баден» по роману И.С. Тургенева «Дым», «Идиот» по роману Ф.М. Достоевского и «Кастинг» по либретто Дж. Кирквуда...

Те географическое, психологическое, духовное пространства, в которых свободно ориентируется Юрий Еремин, вызывая в зрителе чувство сопричастности, поистине необозримо. Кажется, режиссер не боится ничего в своем стремлении познать самому, дать познать артистам и зрителям безграничные возможности театральных интерпретаций. К своему юбилею режиссер сделал подарок зрителям, предложив их вниманию инсценировку лермонтовского «Героя нашего времени».

В этом и скрывается, наверное, несмолкающий звук струн его души, который передается нам, вольно перетекая через барьер, отделяющий подмостки от партера...

Статья в PDF

Фотогалерея