Еще раз о любви... / Международный фестиваль "Свидания на Театральной" (Рязань)

Выпуск №8-218/2019, Фестивали

Еще раз о любви... / Международный фестиваль "Свидания на Театральной" (Рязань)

В Рязанском государственном областном театре драмы прошел III Международный фестиваль спектаклей о любви «Свидания на Театральной». За международный статус в этом году отвечали театры из Белоруссии, Италии и Казахстана, за Россию - театры из Москвы, Перми и Пскова.

Победителем же (в номинации «Лучший спектакль») стала постановка «Мнимый больной» Русского драматического театра из Уфы (Республика Башкортостан). Режиссер-постановщик Григорий Лифанов и художник Ника Брагина (победившая в номинации «Лучшая работа художника по костюмам») выстроили на сцене самую настоящую «комедию-балет» - пышное «придворное» действо с кринолинами, камзолами и высокими напудренными париками. Зрелище одновременно синтетическое - наполненное музыкой, пением, танцами - и шутливо-пародийное, с изрядной долей насмешливой всепобеждающей театральности.

Наверное, самый запоминающийся момент в спектакле - сцена сватовства врачей Диафуарусов (напыщенного сухопарого папаши и его невероятно обаятельного тугодума-сынка) к дочери главного героя. Старший Диафуарус старательно отбивает ритм тростью, а младший (с явным усилием и даже немного покачиваясь в такт) пропевает заученные витиеватые приветствия каждому из членов семьи. Исполнившие эти роли Тимур Гарипов и Дамир Кротов были отмечены на фестивале как «Лучший актерский дуэт».

Второе место (если посчитать количество реализованных номинаций) поделили между собой Пермь и Неаполь.

Пермский театр юного зрителя привез спектакль своего художественного руководителя Михаила Скоморохова по некогда очень популярной у нас пьесе американского драматурга Ричарда Нэша «Продавец дождя». Притча о земле, иссыхающей без влаги, и людях, чьи души скукоживаются от недостатка любви, самовыражения, сильных эмоций, захватила и на этот раз - благодаря точно найденному пространству и убедительному исполнению главной женской роли (в этих номинациях спектакль и был отмечен).

Художник-постановщик Ирэна Ярутис превратила скромное, но уютное ранчо из пьесы Нэша в причудливо изъеденный ржавчиной и раскаленный от палящего зноя железный ангар - настоящую душегубку для проживающей здесь семьи.

Отношения между родственниками тоже накалены до предела. И только старшая дочь Лиззи, давно махнувшая рукой на собственную судьбу, всех старается примирить и успокоить. Татьяна Гладнева выстраивает роль в постепенном развитии от эксцентрики к лирике, и роман с обещающим вызвать дождь «чудотворцем» Старбаком (Александр Смирнов) оказывается на этом пути лишь переломным моментом - поверив в себя, чудаковатая клоунесса превращается в полноценную героиню.

Театр Луизы Гуарро из Неаполя приехал с постановкой «Хлеб, история любви во время войны» по рассказу палестинской писательницы Самиры Аззам. Спектакль начинается со сцены, схожей с христианским обрядом евхаристии. Палестинский солдат Рамзи раздает своим товарищам хлеб, политый кровью его невесты Суад - отдав жизнь, она доставила еду умирающему от голода отряду.

Почти весь остальной спектакль - поток сознания главного героя, вспышки воспоминаний о мирной жизни и моментах счастья с возлюбленной. Кульминацией становится долгий танец героя с огромным прозрачным полотнищем, которое переключающиеся софиты окрашивают в сменяющие друг друга яркие цвета. Танец сопровождается рассказом об их единственной совместной поездке на море - полотнище уподобляется одновременно и образу окружившей героев морской стихии и образу страсти, затопившей их изнутри.

Постановка победила в номинациях «Лучшая мужская роль» (Мауро Раканати) и «Лучшая работа художника по свету» (Паскуале Суммонте).

Спектакль «Дикая охота короля Стаха» Белорусского театра юного зрителя из Минска выиграл в номинации «Лучшее музыкальное оформление» (Павел Захаренко). Впрочем, он оказался музыкальным насквозь - и белорусская речь, и текст Владимира Короткевича, основанный на древних повериях и легендах, и точный сценографический образ проседающей болотной трясины - земли, уплывающей из-под ног, и выразительная пластичная массовка - та самая «дикая охота», преследующая главных героев, - все оказалось на месте и к месту в этой красивой сказочной фреске.

Спектакль «Черная бурка» Актюбинского областного театра драмы им. Т.Ахтанова (Казахстан) - вторая режиссерская работа молодого актера Данияра Базаркулова (он же сыграл в своей постановке главную мужскую роль) - получила приз в номинации «Лучший актерский ансамбль».

И, наконец, спецприз жюри с формулировкой «За поиск актуального сценического языка» был вручен спектаклю «Каштанка» Псковского театра драмы им. А.С. Пушкина - режиссерскому дебюту известной актрисы Юлии Пересильд.

 

Статья в PDF

Фотогалерея