Юбилейные символы Шаляпинского оперного фестиваля

Выпуск №8-218/2019, Фестивали

Юбилейные символы Шаляпинского оперного фестиваля

В 37-й раз с блеском прошел в Казани Международный оперный фестиваль имени Ф.И. Шаляпина. 10 спектаклей и два гала-концерта посетило около 15 тысяч поклонников широко известного брендового фестиваля. В 2019 году он символизировал 145-летие Казанской Оперы и 80-летие Татарского оперного театра. По традиции Шаляпинский фестиваль открылся премьерными спектаклями. На сей раз была представлена одна из самых популярных русских опер «Царская невеста» Н.А. Римского-Корсакова, любимая и выделяемая среди других самим автором по части певучих арий, оркестровки и ансамблевых сцен. Имя режиссера-постановщика Михаила Панджавидзе, ныне главрежа Национального Большого театра оперы и балета Республики Беларусь, хорошо известно в Казани, ему принадлежит львиная доля спектаклей репертуара, жемчужин русского и зарубежного оперного искусства, включая и современные образцы национальных опер, таких как «Любовь поэта» Резеды Ахияровой. Это режиссер нового поколения, пытливый, глубоко мыслящий, владеющий законами музыкальной драматургии и блестящей режиссерской техникой. Тандем режиссера-музыканта в одном лице позволяет Панджавидзе создавать высокохудожественные спектакли, обогатившие репертуар Казанской оперы: «Борис Годунов», «Евгений Онегин», «Лючия ди Ламмермур», «Мадам Баттерфляй», «Турандот» и ряд других.

Каждая из шести предшествующих постановок «Царской невесты» была интересна по-своему, многие подолгу сохранялись в репертуаре. К примеру, постановки 1996г. и 2008г. выделялись богатой сценографией в традициях русской театральной живописи по эскизам Ф. Федоровского. Критики в своих откликах на нынешнюю «Царскую невесту» определяют ее «как психологический триллер о тайных войнах человеческой души» (Улькяр Алиева) или как «необычайно захватывающий оперный триллер» (Игорь Корябин). Спектакль 2019 года поставлен в художественных традициях русской оперной классики. Сценическое действие драмы правдиво и последовательно распутывает сложное переплетение трагических судеб на фоне жесткой, мрачной атмосферы царствования Ивана Грозного - «эпохи смут, козней и казней» по выражению автора либретто, русского драматурга Льва Мея. Суровая правда времен опричнины, жизненные коллизии исковерканных судеб и страшная смерть всех главных действующих лиц - Марфы, Грязного, Любаши, Лыкова - держат в напряжении зрителей. Цельной драматургии спектакля способствовало режиссерское решение распределения 4-х актов в трехчастной структуре и четкий темпо-ритм спектакля в беспрерывном нарастании драматического напряжения действия к узловым кульминациям в сцене оглашения царского указа в III действии («Дружко») и потрясающее развитие волновых кульминационных вершин на протяжении всего IV действия («Невеста»). В опере кипят роковые страсти: испепеляющая любовь Григория Грязного, жгучая ревность покинутой Любаши, темные заговоры - привороты, убийства неугодных на пути к осуществлению необузданных желаний Грязного. Михаилу Панджавидзе удалось выстроить эти впечатляющие характеры и вдохнуть в них жизнь. Кинематографическая по фактуре и темпоритму «Царская невеста» не отпускает зрителей ни на шаг, от первого слова до последнего звука прекрасной музыки Римского-Корсакова под управлением молодого дирижера Арифа Дадашева из Московского театра оперетты. Чувствовалось взаимопонимание режиссера с музыкальным руководителем в достижении художественных задач спектакля. Тем не менее, не все было гладко в оркестровом звучании, увертюра не прозвучала на должном уровне и не подготовила слушателя к восприятию оперной драмы. В многочисленный актерский состав «Царской невесты» вошли наряду с оперными звездами и молодые солисты. Оба премьерных состава выложились по максимуму: художественный уровень того и другого спектакля приблизительно одинаков, тем более что отдельные ведущие партии вели одни и те же солисты. Вокальную сторону спектакля обогатили признанные мастера Михаил Светлов (США), Михаил Казаков (Большой театр России, ТАГТОБ им. М. Джалиля) в партии новгородского купца Собакина. Блестяще справились с партией Марфы молодые звезды Казанской оперы Гульнора Гатина и Венера Протасова, наращивающие в последние годы свой яркий потенциал. Актерским дарованием поразил Станислав Трифонов - Грязной (Большой театр Республики Беларусь) и Екатерина Сергеева - Любаша (Мариинский театр), Максим Остроухов - Бомелий («Новая Опера»), Ильнур Зарипов в мимической роли Ивана Грозного (Казанская опера). Хотя драматическое мастерство не во всех случаях подкреплялось качественным вокалом, к примеру, ставка на заслуженного артиста Белоруссии Станислава Трифонова на роль Грязного не оправдала надежд. Помнится, в прошлых постановках «Царской невесты» блистал харизматичный Николай Путилин - обладатель редкой красоты и тембральных красок баритона. Екатерине Сергеевой удалось покорить казанскую публику прочтением роли роковой любовницы Грязного характерным для нее экспрессивным вокалом, особенно поражающим в кульминационных эпизодах партии Любаши. Ярких музыкально-художественных откровений достигали хористы в хоровых сценах (хормейстер - Любовь Дразнина) и солисты ведущих партий в ансамблевых сценах.

Потрясает сценография «Царской невесты», выполненная художником-постановщиком Гарри Гуммелем из Германии. Ему удалось приблизиться к российским реалиям эпохи XVI столетия и показать в натуральную величину живописные строения, палаты и церквушки Александровской слободы. Сценография получилась достоверной и стильной по цветовой гамме и «живым» материалам дерева, кожи, домотканого сукна. Костюмы, выполненные Ниной Гурло из Большого Театра Республики Беларусь, также были максимально приближены к эпохе Ивана Грозного. Премьера «Царской невесты» 2019 года отличается правдой жизни в развитии «кровавого сюжета» и достоверностью характеров персонажей драмы, а режиссерская концепция воспринимается вполне современно, она созвучна по духу нашему времени - эпохе обострения конфликта власти и народа, процветания касты избранных и резкого расслоения между государством и гражданским обществом.

Прибывшие на фестиваль театральные критики из разных городов России и ближнего зарубежья сошлись во мнении, что нынешней премьере уготована долгая счастливая творческая судьба лишь в случае приглашения первоклассных солистов на титульные партии, чего, к сожалению, не было достигнуто сотрудниками менеджмента ТАГТОиБ им. М. Джалиля.

Фестивальную афишу также составили премьерные спектакли последних лет и апробированные временем постановки зарубежных и русских опер.

Многие из них вызвали новые впечатления и глубокие сопереживания зрителей. К примеру, «Евгений Онегин» стал лучшим спектаклем со дня премьеры 2012 года благодаря великолепному составу солистов Большого, Мариинского театров и «Новый Оперы». Истинное ощущение стиля русской оперы и красивое качественное пение продемонстрировали Игорь Головатенко и Анна Нечаева - Онегин и Татьяна, Михаил Казаков - Гремин, Алексей Неклюдов и Екатерина Сергеева - Ленский и Ольга. Чудесная вокальная пара Гульнора Гатина - Чио-Чио-сан (ТАГТОБ) и Хачатур Бадалян - Пинкертон (Московский театр «Новая Опера») внесла новое дыхание в музыку Пуччини и нашла тонкие психологические нюансы в характере своих персонажей. Итальянская природа красивого тенора Бадаляна в гармонии с поэтичнейшим сопрано Г. Гатиной вызвали бурю восторгов казанской публики. С каждым годом обогащается вокальная палитра сложнейшей оперной партии Бориса Годунова в трактовке знаменитого баса Михаила Казакова. Каждый раз мы находим новые черты в его образе Бориса, продолжающие традиции шаляпинского искусства, связанные с «действенным пением», сочетающим истинное драматическое искусство с вокальным. Особые страницы спектакля - мощные хоровые сцены в исполнении замечательного хорового коллектива театра, без которых народная музыкальная драма Мусоргского немыслима.

Зоя Церерина из Казанской оперы в последние годы изумила всех восхождением на Олимп: певица, свободно перейдя от меццо к сопрано, замахнулась на архисложные оперные партии Абигайль в «Набукко» Верди и Турандот из оперы Пуччини. Художественный результат этой затеи превзошел все ожидания, львиная доля успеха в названных спектаклях принадлежала этой неординарной певице, органично чувствующей себя на сцене с такими опытными мастерами, как Борис Стаценко из Германии в партии Набукко и другими оперными звездами. Из пяти приглашенных дирижеров ярчайшие впечатления оставили итальянцы Стефано Романи, Марко Боэми, глава Казанской оперы Ренат Салаватов и Василий Валитов из «Новой Оперы», покорившие казанскую публику высоким классом дирижерского мастерства.

Креативной и привлекательной для разнообразных вкусов стала программа двух гала-концертов, которые открыла российская уникальная певица Юлия Лежнева с редчайшим голосом и фантастической техникой, позволяющей легко справиться с оперными шедеврами эпохи барокко, к примеру, арией «Zeffiretti che sussurrаte» из оперы «Геркулес на Термодонте» Вивальди и арией «Agitata da due venti» из оперы «Гризельда» того же автора.

XXХVII Международный оперный фестиваль имени Ф.И. Шаляпина прошел на высоком подъеме творческих сил, что особенно важно в наше сложное время нестабильности и экономического кризиса. Благотворные традиции оперного фестиваля развиваются и находят поддержку в правительстве Татарстана. В 2019 году выделен грант Президента РТ в области культуры, искусства и кинематографии. Татарскому оперному театру выделили более 200 млн. руб. по сообщению «Бизнес Online». Предполагается, что эти средства пойдут на создание новых художественных произведений и проведение двух фестивалей имени Ф.И. Шаляпина и Рудольфа Нуриева. А как известно, рост сферы экономики неотделим от культуры и культурного развития общества!

 

Фото предоставлены автором

Статья в PDF

Фотогалерея