Холодный март / Областной театральный конкурс "Успех" в Брянске

Выпуск №8-218/2019, Фестивали

Холодный март / Областной театральный конкурс "Успех" в Брянске

Ежегодный, по итогам сезона, областной театральный конкурс «Успех», приуроченный ко Дню театра, прошел в Брянске.

В его афише оказались четыре постановки Театра драмы имени А.К. Толстого, четыре спектакля Театра для детей и юношества и лишь одна премьера Театра кукол. Это не было «творческой анемией» кукольников. Просто весной завершалась реконструкция их театра (четыре года артисты делили крышу и сцену с ТЮЗом) и заботы о скором переселении отодвинули мысли о премьерах на второй план.

Однако трудности бездомной жизни все же сказались на показанной в рамках «Успеха» сказке «Лоскутик и Облако». Начать с того, что назначенный на День кукольника спектакль пришлось перенести, поскольку по всему району внезапно выбило электрофазу и сценический свет выставить стало невозможно.

Артисты, не выводя зрителей из зала, на авансцене выгородили классическую ширму и показали дайджест «Мухи-цокотухи».

Через несколько дней «Лоскутик и Облако» показали конкурсной комиссии и зрителям. Но шел он неровно, при не отлаженном еще свете, более того, по замене (вместо ребят 9-12 лет, его смотрели малыши лет шести, которым проблемы героев этой дидактической социальной драмы в духе Ю. Олеши были явно непонятны и неинтересны). К тому же, режиссер Павел Акинин заметно сократил и упростил пьесу, что плохо сказалось на внятности ее сюжета. Оставалось оценить умение актеров-кукольников в условиях «черного кабинета» ярко интонировать, создавая вполне многогранные характеры.

Хрупкая, но смелая сиротка Лоскутик (Наталия Исаева) говорила нежным голосом беспорочных героинь Диккенса. Принимающее нежданные обличья Облако Наталии Громыкиной дарило своим героям разные голоса, оставаясь существом благородным и упрямым. А своенравная, нарочито грубая, но добрая внутри повариха Барбацуца (Елена Сафронова) была капризна и придирчива, не теряя при этом проницательности. И все же искрометности, фантазийности спектаклю не хватало.

Квартет премьер ТЮЗа тоже оказался качественно не однозначен.

Между противоречивыми, но темпераментными «Маленькими трагедиями» Пушкина и спорной, но трогательной чеховской «Каштанкой» затесалась кое-как написанная и столь же неряшливо поставленная сказка из серии новогодних поделок под названием «Как Настенька чуть Кикиморой не стала». А в обидном соседстве с нею оказалась трагически мощная история «из старинной жизни», знаменитая «Горькая судьбина» А.Ф. Писемского, которую театр зачем-то переименовал в «Барскую любовь».

Как проникают на подмостки все эти Настеньки с Кикиморами, непонятно. Пересказывать псевдофольклорное месиво не хочется, стоит лишь посочувствовать артистам, которые в силу своего темперамента и остроумия пытались имитировать творческий процесс, стараясь при этом остаться неузнанными.

С Пушкиным все сложнее. В «Маленьких трагедиях» режиссера Сергея Пузырева новизна подхода оказывается позавчерашним авангардом, но упрямо противостоит давно надоевшим и якобы бесплодным традициям. Действие разворачивается в разных эпохах: Средневековье, Барокко, постиндустриальные времена. Герои «Каменного гостя» - вооруженные пистолетами итальянские мафиози, а во время чумы пируют нынешние байкеры.

Возле Барона (Алексей Чубаков) в «Скупом рыцаре» постоянно ошиваются девицы с заниженной социальной ответственностью (у Пушкина бдения Барона над золотом процесс сугубо интимный). Такой вассал головная боль для молодого совестливого Герцога (Евгений Ковалев) и стыд для брезгливого сына Альбера (Денис Левант). В «Пире во время чумы» лишь песня Мери становится источником трагической победы нового поколения над жизнью, которую они открыто и вдохновенно презирают.

Зато никакая концептуальная муть не липнет к Моцарту.

Молодая актриса Линда Выдрякова, кажется, воплощает не только его гений, но самую душу Музыки. Смелый, искренний, почти невесомый, озорной и счастливый, этот Моцарт открыт всем противоречиям судьбы и мира, реагируя на них заинтересованно и извлекая из всего повод для вдохновения. В нем не может быть корысти, цинизма и зависти, которые доводят до исступления суетного, лишенного трагической мощи Сальери - Владимира Аверина. Поэтому философского конфликта, надмирного противостояния в их дуэте нет и быть не может.

Мюзикл композитора Андрея Пересумкина «Каштанка, или Забытые письма» по инсценировке Ирины Тарусиной, поставленный режиссером Сергеем Федоровым и художником Ольгой Малыгиной, сложносочиненное действо из двух разных спектаклей, разделенных антрактом.

Первая его часть - некая антология легко узнаваемых чеховских текстов, перемежающаяся фрагментами переписки А.П. Чехова и Лидии Авиловой. Сложность, правда, в том, что письма классика читает Мсье Жорж, проникновенно сыгранный Владимиром Авериным, одинокий клоун из «Каштанки», с которым Авилова, будучи реальным человеком, состоять в переписке не может.

Но подобных допущений в инсценировке множество. Здесь Нина Заречная читает, кроме монолога Мировой души, страстные заклинания Сони Серебряковой, а сердобольная Дворничиха, уча Каштанку уму-разуму, изъясняется стихами «попсового» глубокомыслия. Уместно, пожалуй, лишь то, что на площади, по которой мечется потерявшаяся собачонка, в лицах разыгрывается рассказ «Хамелеон», где она рискует стать жертвой. А еще впервые появляется простодушный паренек Федюшка, сын Луки Александровича, проникновенно сыгранный молодым артистом Алексеем Кочетовым. У этого Федюшки с Каштанкой (Анастасия Крестенкова) возникает особенно хрупкая связь. Они оба молоды, напуганы жизнью, но стараются друг друга поддерживать.

Во второй части, где уже преобладает сюжет «Каштанки», трогает искренний и глубокий лиризм повествования о судьбе художника, беззащитного перед морем бед, ему уготованных. О взаимопомощи существ, связанных единой судьбой. О внезапно обнаруженном Каштанкой в глубине подсознания творческом духе. Наконец, о радостном обретении ею прежней судьбы и душевного покоя.

Обаятельная компания Мсье Жоржа, каждый персонаж которой им давно очеловечен, во что они и сами уверовали, живет, соблюдая баланс собственных интересов и взаимозависимости.

Каштанка этот мир увидела, получила законное право в нем себя проявить, но из него вырвалась ради счастливого незабвенного прошлого, которое, как в сказке, готово стать таким же будущим.

Народная драма А.Ф. Писемского «Барская любовь» рассказывает о том, как рушатся судьбы и разбиваются сердца людей, безоглядно ринувшихся в бездну страстей.

Утвердившийся в своем деле купец Ананий Яковлев, вернувшись домой, узнает, что жена его Лизавета была ему не верна и родила ребенка от барина Чеглова-Соковина. В припадке мучительной ревности Ананий младенца убивает. Все завершается казенным судилищем над ним и публичным его покаянием.

От судебного очерка в духе, например, Н.С. Лескова «Барская любовь» отличается специфической, чисто театральной лексикой, тонкой красочностью языка. Так говорят персонажи историй, подобных «Власти тьмы» или «Каширской старине». Актеры увлеченно осваивают этот «старинный» язык, азартно погружаясь в давно забытую культуру, но сохраняя глубокую правду чувств. Важно при этом, что говорят все по-разному.

Ананий в блестящем исполнении Александра Курилкина поначалу похож на романтичного купца Калашникова. Он самоутвердился в деле, возымел авторитет, дорожит достоинством. Позже речь его путается, обретает признаки безумия, с чем он старается бороться, приходя под финал к покаянию. Картина нравственного распада и перерождения дана артистом исчерпывающе точно.

Интересно слушать чахоточного барина Чеглова-Соковина, в характере которого Евгений Ковалев находит драматизм и благородство. Замечательно «звучит» псевдоинтеллигент и болтун Золотилов, у кого Владимир Аверин обнаруживает признаки и свойства современных «медийных лиц». Трагически непоследовательна упрямая в своей гибельной страсти несчастная Лизавета (Татьяна Зезюля).

Интересен нервный паникер Калистрат (Алексей Чубаков). Обаятелен перманентно пьяный дядя Никон (Денис Левант), чья сила чувств почти оправдывает досадную невнятность дикции.

Режиссер Михаил Скандаров, художник Ольга Малыгина и педагог по фольклору Лариса Шведова помогли артистам совершить полезную экскурсию в далекое прошлое.

Артисты Театра драмы имени А.К. Толстого тоже погрузились в старинную театральность, обратившись к водевилю Александра Шаховского «Замужняя невеста». Спектакль поставили режиссер Анатолий Слюсаренко, художник Анатолий Жанов, балетмейстер Ирина Антипина, а музыкальное оформление придумал Виктор Норейко.

Водевиль князя Шаховского - типичный пример русского извода классицизма, где «игра словами», пронизанная лирической иронией, необычайно важна. Перегрузка бытовыми красками тоже опасна. Стихотворный ритм надо держать постоянно, не теряя внимания.

Дикция должна быть безупречной, как игра на кастаньетах. Тут не ограничишься суетным повизгиванием или криками, чтобы имитировать темперамент. А еще необходима та самая «легкость в мыслях», которая напрасно считается недостатком.

Текст здесь столь же действенен, как фиоритуры в барочной опере.

Остроумно оформив действие фрагментами сочинений Ж.-Б. Люли, Л. Бетховена и Ф. Шуберта в интерпретации современного «Терем-квартета», театр усилил иронию в отношении сюжета, в котором замужняя молодая дама, чтобы угодить родне, еще не ведающей, что брак с их родственником уже свершившийся факт, старается соответствовать предпочтениям каждого из них.

Характеристики героев комичны, но не карикатурны, а пронизаны, опять-таки, лирической иронией.

Возглавляет клан помещица Матрена Карповна Звонкина, в которой Людмила Борисова находит черты упрямицы госпожи Пернель из мольеровского «Тартюфа». Племянник ее, отставной секунд-майор Карп Саввич Искрин в исполнении Александра Кулькина неглупый и темпераментный, не всегда ясно выражает свои мысли и намерения. Три его сестры, Фекла, Варвара и Раиса Саввишны, изживают, как могут, застарелые женские комплексы.

А их зять Максим Меркурьевич Бирюлькин (Алексей Дегтярёв), одержимый энциклопедическими знаниями, похож то ли на Хлестакова, то ли на пьяного дежурного тюрьмы из третьего акта оперетты «Летучая мышь».

Их общий племянник Любим (Олег Чиганов), не спросясь женившийся на бойкой девушке, в меру наивный, но настойчивый губошлеп, вызывает в памяти светлый образ Юрия Богатырева.

Наташа, вполне зрелая и опытная у Олеси Македонской, конечно же, легко справляется с пристрастной комиссией. И сам спектакль, ажурный и лукавый, тоже завершается к всеобщему удовольствию.

Ряд одноактовок, написанных в юности Теннесси Уильямсом, под названием «Бесконечный блюз, или Говори со мной, словно дождь», поставили режиссер Анна Троянова, художник Анастасия Копылова, а музыку подобрал Виктор Норейко, сам сыгравший всю композицию в образе пианиста при питейном заведении, куда привычно приходят неприкаянные люди, а его Хозяин, виртуозно воплощенный Иосифом Камышевым, почти безропотно, терпеливо и внимательно готов их слушать. В том числе, и Девушку (Ирина Ходус), которая с журналисткой настырностью заставляет его вспомнить звездное писательское прошлое, а потом не без удовольствия поет несколько блюзов в его заведении.

В спектакле получился яркий букет актерских дуэтов, точнее, человеческих историй, рассказанных свежо и нервно.

В центре оказались восторженная Девочка с куклой (Кристина Корзникова) и внимательный Мальчик (Дмитрий Ненахов), очень похожий на юного Тома из «Стеклянного зверинца» и самого Теннесси Уильямса.

Персонажи наиболее известной из одноактных пьесы «Предназначено на слом» создали первое из дуэтных откровений спектакля. Героиня Кристины Корзниковой, наряженная в дешевое как бы бархатное платье, такое же, как на кукле, рассказывает парнишке историю своей сестры с нелепой восторженностью и болезненной завистью. Ясно, что она повторит судьбу своей умершей сестры.

По сути, в питейном заведении собрались прототипы персонажей, населивших позже шедевры Уильямса.

Легко обнаружить сходство нервной Мамы (Ирина Аракелова) с миссис Уингфилд из «Стеклянного зверинца». А ее конфликт с Дочерью (Мария Максимова) очевидное «отражение» мучительных отношений матери и дочери из той же драмы. Тягостным для обоих чувством долга связаны вымотанные жизнью Мужчина и Женщина (Андрей Савченков и Юлия Филиппова).

Любая из юных девушек «Блюза» - одна из граней характера болезненной сестры самого Уильямса. Вообще женские характеры всегда были близки драматургу.

Нервические всплески дуэтов и монологов драматично отражались в «конвульсиях» джаза, но их уравновешивал своей фирменной невозмутимостью и ненавязчивым вниманием, очень похожим на сочувствие, отказавшийся от собственной судьбы Хозяин заведения (Иосиф Камышев), который, как парень из «Слома», тоже кажется в меру объективным сочинителем.

Смешанные чувства вызвала версия философской притчи М. Метерлинка «Чудо святого Антония» в постановке и оформлении Алексея Доронина (автор идеи и руководитель постановки Анатолий Слюсаренко). Парадокс спектакля в том, что пространство, в котором развивается сюжет непрошенного чуда воскресения, гораздо многообразнее, содержательнее и загадочнее, нежели монотонная история конфликтных отношений якобы скорбящих родственников, каждый из которых с уже состоявшейся смерти что-то поимел или намерен получить.

Сам клан родственников предстает почти безликой, мощной, опасно бесплодной силой, от которой нечего ждать хорошего.

Активно действуют немногие. Во-первых, некий Соглядатай (Алексей Дегтярёв), мелкий бес в алых перчатках, превращающийся под финал в черного ангела смерти. Разумеется, сам Св. Антоний с бескровным лицом (Михаил Кривоносов), настойчиво стремящийся выполнить предначертанную миссию. Немногословный Доктор (Леонид Гой). И единственная, кто уверовал, наивная тихая служанка Виргиния Ирины Никифоровой. Некоторую значительность несет в себе сама воскресшая Гортензия (Людмила Шлянцева), у которой внезапно обнаружились какие-то злые силы. Остальные различимы мало, что, увы, не мобилизует зрительское внимание. Утешением, очень относительным, может послужить формула знаменитого критика Кеннета Тайнена: «Великое искусство должно быть скучновато».

Парад премьер Театра драмы и сам конкурс «Успех» завершились комедией Н.В. Гоголя «Ревизор», спектаклем чисто актерским, где каждая роль каждым артистом была сыграна с неподдельным энтузиазмом и свободой, ибо никакими концептуальными заморочками режиссер Борис Ярыш и художник Александр Дубровин артистов не тревожили. Разве что начинается все на зимней рыбалке по аналогии с культовыми кинокомедиями про охоту и рыбалку с их национальными особенностями. Да еще колесо крутится по сцене, заехав сюда из «Мертвых душ». Последний трюк - «вознесение» пьяного Хлестакова на круглой колонне, внезапно выросшей посреди дома Городничего.

Дальше все как всегда: самоигральный текст даже учить не надо - выходи и живи. Галерея персонажей до боли знакома, но столь же обаятельна.

Пышет здоровьем Городничий (Иосиф Камышев), мужик зоркий и придирчивый. Громогласно разглагольствует самовлюбленная Анна Андреевна (Светлана Сыряная). Любопытствует перезрелая, но сохранившая наивность Марья Антоновна (Ирина Никифорова). Смотритель училищ Хлопов (Михаил Кривоносов) возвел трусость в нравственный принцип. Боится, кажется, даже красавицы жены (Людмила Шлянцева). Судья Ляпкин-Тяпкин (Александр Кулькин) больше начет рыбалки, хотя и про войну с турками может высказаться. Попечитель богоугодных заведений Земляника (Вениамин Прохоров) готов предоставить досье на любого сослуживца. Даже почтмейстер Шпекин (Владимир Мусатов) до поры держит в кармане своего «джокера». И все же это не террариум единомышленников, все они сплошь люди милые и душевные. Даже взятки давать идут вместе, искренне волнуясь друг за друга.

Особенно забавна суетливая парочка Добчинский и Бобчинский (Юрий Киселёв и Алексей Дегтярёв). Любопытные, как воробьи, и столь же беззащитные, они так и живут на птичьих правах.

Довольно ново решение образа Хлестакова. Андрей Савченков играет вовсе не безликую фитюльку. В его герое есть странная сила, довольно мощный внутренний стержень. Он человек зоркий, к чиновничьим типажам давно присмотревшийся. «Мольеровское» соблазнение двух женщин одномоментно удается ему на раз, без особых сложностей. В нем есть смелость, умение распределиться в обстоятельствах и всякий раз вовремя смыться. Молодой, но смелый и не глупый Осип (Дмитрий Ненахов) хорошо усваивает уроки своего хозяина.

Эпизоды тоже разыграны с блеском. Безмолвный уездный лекарь Гибнер (Леонид Гой), склонная к мазохизму Жена унтер-офицера (Светлана Рязанцева), стражи порядка - Свистунов, Держиморда и Жандарм Сергея Макухина, Олега Чиганова и Александра Прохорова выглядят колоритнейшими типажами на все времена.

Короче, хороший писатель Гоголь, как всегда, не подкачал.

 

Статья в PDF

Фотогалерея