У руля "Балтийского дома" / Юбилей Сергея Шуба (Санкт-Петербург)

Выпуск №8-218/2019, Юбилей

У руля "Балтийского дома" / Юбилей Сергея Шуба (Санкт-Петербург)

По количеству и размаху творческих затей глава Театра-фестиваля «Балтийский дом» - абсолютный чемпион. Причем свой марафон он начал прямо со студенческой скамьи: еще не получив диплома театроведа, пришел практикантом на Ленинградское телевидение и вскоре там возникла новая редакция - «цветных и развлекательных программ». Для 1970-х годов это была настоящая бомба, которая взорвала и без того чреватую сумасшедшими идеями жизнь студии на улице Чапыгина, 6. Если проследить историю этой редакции, то выяснится, что она была предтечей канала «Просвещение», а значит - в конечном итоге - и канала «Культура».

С тех пор, куда бы ни приходил Сергей Шуб, всюду он умел разворошить тихую гавань стабильного существования. Придя по приглашению Геннадия Опоркова в Театр Ленинского комсомола, он оказался прирожденным заведующим литературной частью. Он буквально фонтанировал идеями, находил новые пьесы и авторов, способствовал дебютам молодых режиссеров, в частности Геты Яновской с ее «Где найти Алису?». Было тесно на огромной сцене? Создавалась малая сцена, которая мгновенно обрела заслуженную славу. Здесь начинали Семен Спивак и Владимир Ветрогонов. Здесь боролись за «Дорогую Елену Сергеевну» Людмилы Разумовской в постановке юного Семена Спивака, ставшую самым знаменитым из шедших и запрещенных спектаклей той поры. Уже одной этой истории хватило бы, чтобы сделать завлита знаменитым. Как говорила Анна Ахматова про Иосифа Бродского, которого судили и заклеймили: «Какую биографию делают рыжему!» Но Шубу одной истории с цензурой было мало, он еще не раз с ней бодался и, надо признать, небезуспешно. Чеховская «Чайка» в литовании не нуждалась, но история ее создания и существования на малой сцене питерского Ленкома тоже окутана драматизмом. Самый гармоничный и выстраданный спектакль Опоркова оказался прощальным. На редкость плодотворный союз режиссера и завлита оборвался буквально на лету. После смерти мастера Шуб на пять лет расстался с Ленкомом. Был незаменимым помощником Якова Хамармера, а затем Игоря Владимирова, но, как видно, тосковал по своему первому театру.

Вернулся в 1990-м. В момент, кризисный и для театра, и для всей страны. И затеял Международный театральный фестиваль. Казалось: менее подходящего времени для укрепления театральной дружбы народов найти невозможно. Рушился Советский Союз. Ломались десятилетиями складывавшиеся контакты между театрами. С последнего фестиваля «Прибалтийская театральная весна», где царили скорее политические, чем эстетические настроения, я привезла вымпел, на котором Литва, Латвия и Эстония уже наполовину отрезаны ножницами от СССР. Мало кто верил в успешность нового дела. Но и горячих сторонников хватало. Среди них была и готовая к переменам молодежь, и корифеи этой сцены - Эра Зиганшина, Роман Громадский, Вадим Яковлев, Наталья Попова, Владимир Тыкке... Шуб упорно удерживал руки друзей в своих руках, выдумывая способы встречаться, общаться, «с любимыми не расставаться». Надо было налаживать связи на всех уровнях, быть первопроходцем в нестабильной гастрольной работе, совмещая труды дипломата и «челнока». Шуб был не только у руля, но и за рулем: автопарк театра состоял из видавшего виды автобуса и зачастую дополнялся «Волгой», шофером которой был Сергей Григорьевич. А пассажирами - помимо ленкомовцев, такие узнаваемые люди, как Банионис, Адомайтис, Будрайтис...

На спектаклях первого фестиваля «Балтийский дом», несмотря на звездный состав участников, публики было немного. Но уже вскоре двери театра брались штурмом, студенты «висели на люстрах», вернее, применительно к архитектуре зала, занимали все мыслимое и немыслимое пространство. Пять лет спустя лидерские задатки Шуба нашли достойное применение: он возглавил театр, стал одним из первых театроведов, пополнивших директорский корпус. Едва ли, приступая к реновации, Шуб и его сподвижники подозревали, насколько изменится их театр и их жизнь.

Сейчас Сергей Григорьевич лауреат, орденоносец, признанный общественный деятель, глава. А поначалу он многим казался прожектером. Труппа роптала, опасаясь, что фестиваль подорвет стабильность театральной жизни. Однако и в этом пункте прогнозы не сбылись. Шуб оказался не просто талантливым менеджером, но еще и проницательным стратегом. Диплом театроведа он оправдывает сполна: о театре ведает все и использует эрудицию на всю катушку.

Сейчас, в Год театра, самое время подвести некоторые итоги бурной деятельности «Балтийского дома» и его главы. Хотя... о каких итогах может идти речь, если в этом доме ни на минуту не затихает жизнь и все время рождается что-то новое? И все же. Создана новая структура: театр-фестиваль. Между этими понятиями не только нет барьера, между ними - непрерывное броуновское движение. Фестивали (а их уже четыре, помимо титульного, есть весенние «Встречи в России», зимний «Монокль» и Фестиваль искусств в Нарве) подпитывают текущую жизнь, вдохновляя на новые постановки, в которых участвуют те, с кем связала фестивальная страда. Тем временем и «балтийский регион» каким-то волшебным образом расширился и включает в себя - во всяком случае, в фестивальной афише - и Среднюю Азию, и ближнюю и дальнюю Европу... Спектакли Вайткуса, Пуркарете, Персиваля, вошедшие в репертуар, стали уже нормой. Зрители привыкли даже к участию знаменитых литовских актеров в работах питерских мастеров. В этом году - еще одна новация: совместная работа с таллиннским Русским драматическим театром. Режиссер из Эстонии, актерская команда - смешанная, международная.

Для тех, кто отличился в установлении и развитии гуманитарных связей в странах Балтийского региона, учреждена награда - «Балтийская звезда». За пятнадцать лет премией награждены столь авторитетные личности - режиссеры и артисты, хореографы и художники, дипломаты и музыканты, что она стала чрезвычайно престижной. Жаль, что премией не награждена команда, на энергию и креативность которой много лет опирается весь «Балтийский дом». Умение собрать людей творческих и неутомимых - еще один талант человека, стоящего у штурвала корабля по имени «Балтийский дом».

Постепенно идет и покорение пространства вокруг театра, где установлены и множатся именные бронзовые кресла тех, кто внес заметный вклад в историю Театра-фестиваля.

Кресла Сергея Шуба среди них нет. Вот уже тридцать лет он скромно предпочитает кабинет генерального директора с видом на Александровский парк.

 

Фото Валерия Плотникова

Статья в PDF

Фотогалерея