Шествие лучших / Театральная премия "Тантана" в Республике Татарстан

Выпуск №8-218/2019, Взгляд

Шествие лучших / Театральная премия "Тантана" в Республике Татарстан

Премия «Тантана» («Триумф») учреждена Министерством культуры Татарстана почти десять лет назад, и за это время стала для республиканских театров одной из самых значимых и престижных. В Год театра главным организатором конкурса впервые выступил СТД Республики Татарстан.

Сохраняя традиции и развивая современные театральные направления, эта профессиональная награда решает и еще одну важную задачу - повышение престижа актерской профессии. Отсюда и формат: большинство из двенадцати номинаций определяют удачные дебюты, главные и второстепенные роли, эпизоды и лучшие ансамбли. Есть в этом списке и другие премии, в том числе «Лучший спектакль для детей», «Событие года». Высокую награду «За честь и достоинство» вручили в нынешнем году актрисе Татарского государственного академического театра им. Г. Камала Наиле Гараевой, а специальную премию имени Ш. Закирова, учрежденную памяти бывшего директора Камаловского театра, - заведующему мебельным цехом этого же театра Анасу Шакирзянову. Специальным призом «Творческая командировка» Союза театральных деятелей Республики Татарстан наградили артиста Набережночелнинского государственного татарского драматического театра Разиля Фахертдинова. И еще целый ряд специальных премий, дипломов и призов Фонда поддержки развития культуры при президенте Татарстана, республиканского Министерства культуры, журнала «Сахнэ».

Но как бы в конечном итоге не распределялись голоса членов отборочной комиссии, чья задача выбрать из множества работ лучшие, «Тантана» дарит главное - возможность увидеть театральный процесс во всем его объеме, понять, что волнует сегодняшние национальные и русские театры Республики Татарстан, как они строят диалог со зрителем.


Сила корней

Театры Татарстана работают с национальной классикой, переосмысливая старые тексты и наполняя их новым звучанием. Такова музыкальная драма «Угасшие звезды» Карима Тинчурина, поставленная на сцене Мензелинского драматического театра. Режиссер Баатр Колаев, художник Валерий Яшкулов, композитор Олег Чебодаев и балетмейстер Нурбек Батуллин размышляют о войне, используя символику Первой мировой и реальные кадры кинохроники. Постепенно они уходят от временной привязки и создают образ слепой и равнодушной судьбы, которая разрушает равновесие мирной жизни, выкашивает целые поколения, не оставляет надежды. Судьбу не обмануть, как это и происходит в тинчуринской пьесе. Пытаясь уберечь своего возлюбленного от призыва в действующую армию, юная Сарвар идет на крайние меры и уговаривает его принять особое зелье. Но оно оказывается смертельным, а смерть Измагила не единственной. От горя умирает Сарвар, потом безответно любящий ее Надир, и живая нить обрывается. На происходящее взирают безликие равнодушные Мойры - женский хор в белых одеждах, и этот безэмоциональный фон делает заявленную авторами спектакля тему острей.

«Угасшим звездам» созвучна еще одна премьера Мензелинского театра - «Холодные ножны» в постановке режиссера из Якутии Сергея Потапова и художника Валерия Яшкулова. Философскую притчу, написанную специально для этого театра молодым драматургом Михаилом Башкировым (перевод Ркаила Зайдуллы), называют современным татарским эпосом. События разворачиваются в начале XX века, когда Россию захлестнули войны, революции, а лозунги о свободе и равенстве сменились террором. Вынуть меч из ножен легко, резюмируют драматург и авторы спектакля, но наступит момент, когда оружие может возобладать над человеком, и тогда удары обрушатся на самых близких людей. Вот зачем нужны холодные ножны - усмирить оружие, остановить кровопролития.

Сохраняя культурную память, в Татарском государственном театре драмы и комедии имени К. Тинчурина поставили «Воспоминания барышни Гуляндам» по повести Амирхана Еники. Режиссер Рашид Загидуллин посвятил свою новую работу двум выдающимся людям - писателю Амирхану Еники и композитору Салиху Сайдашеву. Дневниковые записи девушки Гуляндам воссоздают историю первой любви Салиха, начинавшего учителем музыки и занявшего со временем неоспоримое место классика в татарской культуре. На ее подлинность работает не только основанный на реальных дневниковых записях текст и музыка Сайдашева, но и тонкая игра двух молодых актеров - Резеды Саляховой и Зульфата Закирова.

Татарские театры продолжают возвращать забытые имена. Айдар Заббаров, недавний выпускник курса Сергея Женовача, сделал инсценировку повести Гаяза Исхаки «И это жизнь?..» и поставил на сцене Государственного академического театра имени Г. Камала спектакль, ставший одним из самых заметных театральных событий сезона. Сдержанная по форме, но емкая с точки зрения важных деталей сценографическая концепция Булата Ибрагимова позволяет максимально сконцентрировать внимание на внутреннем мире главного персонажа - молодого сельского муллы Халима. Искандер Хайруллин (по итогам конкурса «Тантана» это лучшая мужская роль), соединяя в своем герое комическое и трагическое, создает образ человека, в котором уживается высокое и приземленное. Халим стремится к неведомому идеалу, но все время спотыкается о собственные неблаговидные поступки - сутяжничает и склочничает из-за мелочей, флиртует с женщинами. Мечтает об особом духовном пути, где есть место только служению народу, но в итоге приходит к полному разочарованию. Восклицая в отчаянии: «И это жизнь?», Халим осознает внутреннюю катастрофу и понимает, что во всем повинен только он сам.

Глубоко психологическая проза Гаяза Исхаки гармонично ложится на язык современного театра, не теряя авторских красок и актуальности. Произведения этого писателя-эмигранта сегодня изучают в школах Татарстана, но долгие годы оно находилось под запретом и вернулось на родину только в начале 1990-х. Тогда Камаловский театр первым обратился к творческому наследию Исхаки, вернув зрителю после почти семидесятилетнего перерыва трагедию «Зулейха», а теперь и еще одну знаковую повесть «И это жизнь?..».

Имя Гаяза Исхаки появилось и в афише Казанского татарского государственного ТЮЗа имени Г. Кариева. Постановку по новелле «Необыкновенные ичиги» в инсценировке Назифа Каримова создали режиссер Ренат Аюпов, художник Илшат Вильданов и композитор Миляуша Хайруллина. История мальчика Ахмадуллы (эта роль в замечательном исполнении Ляйсан Закировой отмечена премией «Тантана» в номинации «Дебют»), мечтавшего о новых сафьяновых сапогах, выводит зрителя на тему истинных ценностей - семья, любовь и поддержка близких.

На плечах татарских классиков стоит литература современных писателей. Цикл «Мишарские рассказы» Ркаиля Зайдуллы лег в основу спектакля «Абага» («Папоротник») Буинского государственного драматического театра в постановке Егора Чернышова (художественный руководитель постановки Раиль Садриев). В простых сюжетах много грустного и смешного - меняется жизнь татарской деревни, рвутся родственные связи и что-то очень важное нарушается в общении близких людей. Но к счастью, есть в этом небольшом мирке деревенский дурачок, способный увидеть цветок папоротника и вдохновить односельчан на его поиски, а значит, приподняться над суетой, заново научиться мечтать. В этом камерном по форме спектакле много хороших актерских работ, и видно, что в Буинском театре сильная труппа. За короткое сценическое время Гульзада Камартдинова, Гульназ Гизатуллина, Диляра Садриева, Ирек Гайнетдинов, Булат Гараев, Вильнур Шайхутдинов исполняют одновременно несколько ролей, легко переходя из одного амплуа в другое. Но по итогам голосования театральной комиссии в номинации «Лучшая мужская роль второго плана» отмечен Ильфир Султанов, создавший в спектакле образы Водителя, старика Альбира и Муллы.

Татарские театры не обходят стороной мировую классику, порой достаточно сложную. К 100-летию Атнинского государственного драматического театра имени Г. Тукая здесь поставили философскую притчу Мориса Метерлинка «Синяя птица» в переводе на татарский Марата Хабибуллина. Получилась объемная, наполненная фантазией, музыкой и светом постановка, созданная режиссером Рамилем Фазлыевым, художником Геннадием Скомороховым, композитором Юрием Федоровым и хореографами Лилией и Айратом Багаветдиновыми. Здесь наравне со взрослыми артистами играют дети из Атнинской школы искусств, погружаясь в запутанный сюжет, искренне проживая судьбы своих персонажей. Это говорит о хорошей работе педагогов, о сохранении театральных традиций коллектива, который вот уже целое столетие существует в селе Большая Атня - самом маленьком населенном пункте России, где есть свой театр. Его «Синяя птица» названа лучшим спектаклем для детей и удостоена премии «Тантана».

Другая заметная музыкальная премьера сезона - мюзикл «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна» по мотивам романа Марка Твена на сцене Казанского государственного академического русского большого драматического театра имени В.И. Качалова. Его авторы - режиссер Александр Славутский, художник Александр Патраков, художник по костюмам Наталья Пальшкова, художник по свету Денис Солнцев, хореограф Сергей Сентябов, хормейстер Леонид Тимашев - создали вторую редакцию этого мюзикла. Много лет назад Славутский поставил его для выпускников самого первого актерского курса при Качаловском театре, но главные персонажи повзрослели, и сегодня в нем занята молодежь - Славяна Кощеева (Бекки Тэтчер), Павел Лазарев (Том Сойер), Виктор Шестаков (Гек Финн). За работу в мюзикле эти артисты получили специальную премию Фонда поддержки развития культуры при президенте Татарстана. Сохранились в постановке и прежние исполнители. Например, Марат Голубев - в прошлом Гек Финн, а сегодня Мефф Потер. Небольшая, но запоминающаяся роль в исполнении талантливого артиста.

Еще один русский театр Республики Татарстан - драматический театр «Мастеровые» из Набережных Челнов. В общероссийском театральном пространстве он известен интересными работами, в которых и высокая драматургия, и яркий режиссерский почерк, и сильная труппа. В этом сезоне его афиша пополнилась очередной «корневой» пьесой - «Старший сын» Александра Вампилова. Поставил ее Денис Хуснияров в соавторстве с Еленой Сарочайкиной (сценография и костюмы), Александром Рязанцевым (световая партитура) и Дмитрием Никитенко (музыкальное оформление). Не нарушая тонкую ткань вампиловской пьесы, режиссер переосмысливает характеры персонажей. Бусыгин Евгения Гладких здесь вовсе не лидер, и кажется, что из-за его нерешительности случайной встрече в маленьком городе не суждено стать судьбоносной. Сильва Алексея Ухова - легкий человек авантюрного склада, но уж точно не подлец. Он как раз способен на поступок, именно ему режиссер отдает в самом начале решающие слова о том, что Бусыгин приехал познакомиться со своим отцом. Встреча с Сарафановым, которого Евгений Федотов наделяет сильным характером и несуетностью, кардинально меняет Бусыгина. И фраза: «Кто мой отец...» звучит болезненной нотой. Ведь этот вопрос парень задавал себе много раз и теперь с каким-то детским изумлением и доверчивостью открывает близкого по духу человека.

Центром сценографического рисунка авторы сделали песочницу во дворе дома, где ноги вязнут в песке и каким-то чудом сохранились старые игрушки. Это и образ не совсем счастливого детства Бусыгина и Нины, и место, где разворачивается игра в отца и сына, невесту и жениха, брата и сестру. Пока не заигрались, Сильва честно предлагает Бусыгину уехать, но, видимо, уже сама судьба следит за раскладом и выводит героев из придуманного сюжета в реальность. Счастливый финал пьесы, хорошее послевкусие оставляет новая работа Дениса Хусниярова.

 

Энергия молодых побегов

У Казанского ТЮЗа появилось второе дыхание, и связывают это с именем молодого режиссера Туфана Имамутдинова. Его недавняя постановка «Бал. Бесы» по Ф.М. Достоевскому обозначена как спектакль-монолог. Работая над инсценировкой, Имамутдинов взял за основу главу из романа Достоевского, в которой действие разворачивается на балу у губернатора, после чего начинается цепь трагических событий, предвещающих будущую революцию. На Россию неизбежно надвигается катастрофа, и ее страшный образ усиливает шаткая, приподнятая над сценой поверхность (художник-постановщик Лилия Имамутдинова), где произносят свои монологи штабс-капитан Лебядкин (Камиль Гатауллин), Шигалев (Полина Малых), фон Лембке (Эльвина Булатова), Карамзинов (Егор Белов), Маньяк (Гузель Валишина), Верховенский (Ильнур Гарифуллин). Пронзительные звуки открытых струн сломанного пианино усиливают ощущение глобального разлома. Так рвутся нити прежних государственных устоев, и совсем скоро новая власть завяжет много грубых узлов. Спектакль Казанского ТЮЗа «Бал. Бесы» назван событием года.

Еще одно авторское высказывание Туфана Имамутдинова - спектакль «Место есть лишь в тишине», поставленный на сцене Альметьевского татарского государственного драматического театра. Он создан совместно с драматургом Равилем Сабыром, композитором Эльмиром Низамовым, хореографом Марселем Нуриевым и художником Лилией Имамутдиновой. Построенный в основном на пластике, спектакль тем не менее обостряет Слово, дает возможность обрести потерянный смысл таких понятий, как любовь, семья, война, культура, тишина. Цельная по форме, концептуальная работа Альметьевского театра отмечена специальным дипломом Министерства культуры Республики Татарстан.

Одной из премьер сезона Казанского камерного театра «SDVIG» стала комедия «АРТ» по пьесе Ясмины Реза в постановке Александра Фельдмана. На первый взгляд почти абсурдная история, когда один человек приобретает дорогую картину со странным сюжетом - абсолютно белый холст, а двое его друзей спорят об этом странном поступке, выплескивая собственные обиды, обнажая амбиции, комплексы. Возникает лабиринт человеческих взаимоотношений, преодолеть который непросто, но если дойдешь до финальной точки, сохранишь главное - дружбу. Картина же, пусть и купленная за огромные деньги, ничего не стоит. В этом «разговорном» спектакле главенствует не физическое действие, а внутренняя драматургия каждого персонажа. Психологический клубок, где встречаются сложные узлы, распутывают Ильнар Сунгатов (Марк), Дмитрий Черных (Серж), Азат Хайдаров (Иван).

Зеленодольский музыкальный театр, один из самых молодых в Татарстане, обратился к истокам мировой драматургии и поставил фантазию «Смехалион» по произведениям античного комедиографа Тита Макция Плавта. Лишь пунктирно обозначая древнюю эпоху, режиссер Евгений Казанцев создал ироничный и яркий спектакль о предназначении художника и его непростом пути во все времена. Хитросплетение интриг в сюжетах комедий Плавта «Хвастливый воин», «Купец» и «Куркулион» понятны и сегодняшнему зрителю, а вокальная и хореографическая линии делают постановку настоящим праздником для всех, кто приходит на «Смехалион» по нескольку раз.

Зеленодольский музыкальный театр только в начале своего пути, но о его профессиональном становлении говорит репертуар, где находится место мюзиклам «Ромео и Джульетта» Л. Веббера, «Красавица и чудовище» А. Манкена, «Обыкновенное чудо» И. Шварца, спектаклям «Порог» А. Дударева, «Нервные люди» М. Зощенко. Он не боится экспериментировать, и одним из таких смелых поступков стал мюзикл «Воображариум» на музыку финского композитора Туомаса Холоппайнена. Два года назад Зеленодольский музыкальный стал участником федерального проекта «Театры малых городов» и тогда же его деятельность была отмечена специальным дипломом «За культурное развитие» в рамках республиканской премии «Тантана».

Сезон 2018-2019 в Татарстане оказался наполненным по-настоящему значимыми театральными событиями, и впервые премия «Тантана» в этой номинации распределилась одновременно между тремя театрами. Выбор оказался нелегким, но решение в конечном итоге верным. «Событием года» названы спектакль Камаловского театра «И это жизнь?..» и национальная опера о легендарной татарской царице «Сююмбике» Резеды Ахияровой в постановке Юрия Александрова на сцене Республиканского академического государственного театра оперы и балета имени М. Джалиля. Еще в этом списке «Анна Каренина» Л.Н. Толстого - первый в истории театральной Казани иммерсивный спектакль, представленный Фондом поддержки современного искусства «Живой город».

Над созданием этого действительно грандиозного театрального полотна работала большая команда профессионалов - главный режиссер Диана Сафарова, режиссер Регина Саттарова, сценарист Елена Савченкова, композитор Георгий Морозов, режиссеры по пластике Джондо Шангелия и Кабул Амонов. Казанская «Анна Каренина» - абсолютно живой, дышащий спектакль, лишенный всех условных театральных стен, погружающий зрителя в сюжет знаменитого романа настолько глубоко, что он сам невольно становится его частью.

Спектакль играют в старинном особняке купца Демидова, но не только это важное обстоятельство работает на его образ. Профессионализм авторов проявляется в мельчайших деталях интерьера, где все по-настоящему - подлинные предметы быта той поры, запахи, звуки. Профессионализм в подборе актеров, способных существовать в сложнейших условиях - в окружении зрителей, когда в полном смысле слова ощущаются дыхание и биение сердца, и не потерять нерва игры, ни на секунду не выйти из образа. И вряд ли удастся выделить лучших, потому что каждый исполнитель от начала и до конца четырехчасового действа остается достоверным и точным, погружаясь в самые глубины характера своего персонажа и являя настоящее чудо перевоплощения. Можно только назвать Анору Халматову (Анна Каренина), Арсения Курченкова (Алексей Каренин) Айгуль Халиуллину (Долли), Артема Куртымова (Стива), Булата Минкина (Левин), Залину Насырову (Китти), Эльдара Гиниятова (Сережа Каренин), Евгению Шустрову (Агафья)...

Фонд поддержки современного искусства «Живой город» в 2013 году учредили Диана Сафарова, Артем Силкин и Инна Яркова. Всего за несколько лет эта некоммерческая организация сумела создать в Татарстане актуальное пространство творчества, которое сегодня объединяет многие российские города. Среди наиболее знаковых проектов «Живого города» ежегодные театральные лаборатории «Город АРТ-подготовка» и «Свияжск АРТель», лаборатория по поддержке театров малых городов России и многое другое. Теперь «Анна Каренина» - подарок театралам, новое слово в театральной истории Республики Татарстан.

 

Фото с официальных сайтов театров

Статья в PDF

Фотогалерея