Другой взгляд / Всероссийский фестиваль "Пространство равных возможностей"

Выпуск №9-219/ 2019, Любительские театры России

Другой взгляд / Всероссийский фестиваль "Пространство равных возможностей"

Открытый театральный фестиваль «Пространство равных возможностей» существует с 2003 года и объединяет любительские инклюзивные коллективы. Его учредитель и главный организатор - Культурно-спортивный реабилитационный комплекс Всероссийского общества слепых, финансовая опора - Фонд президентских грантов. Фестиваль поддержан Союзом театральных деятелей России, Государственным Домом народного творчества им. Поленова, Московским театром кукол, Театром Эрмитаж и другими творческими организациями, что еще больше усилило его потенциал.

«Пространство равных возможностей» охватывает огромную страну, вовлекая в любительское театральное движение большое число людей с особенностями зрения и создавая условия для их успешной социальной реабилитации. В апреле в Москве свои спектакли сыграли 17 театров из 14 регионов России. География фестиваля - от Якутска до Санкт-Петербурга - подтверждает лишь то, что для настоящего творчества расстояния значения не имеют.


На равных

Организаторы фестиваля подчеркивают: искусство людей с ограниченными возможностями здоровья - не «инвалидное». Это не имитация обычного театра, а формирование его новой эстетики. Анализируя фестивальные спектакли, убеждаешься в правоте такого суждения.

Театр-студия «Комедианты» из Ярославля отдал предпочтение современной драматургии, взяв в работу пьесу Аси Котляр «Альтернативное мышление». Действие происходит в психиатрической лечебнице, где находятся самые разные люди: одни живут в мире своих фантазий и счастливы, другие пытаются справиться с глубокими психологическими травмами. Однажды здесь появляется абсолютно здоровая женщина - жена местного олигарха, и для нее это место становится клеткой. Режиссер Сергей Пенкин разбирается в непростых коллизиях, тонко выстраивает линию каждого персонажа (спектакль отмечен дипломом «За яркие актерские работы») и противопоставляет два мира - «нормальный», где легко поступаются законами совести, и «особый», в котором сострадание и взаимопомощь не пустые слова. И еще вопрос, где на самом деле настоящая тюрьма.

К современному народному творчеству можно отнести материал, ставший основой спектакля «Сказочный микс, или В назидание» театра «Оптимист» Саратовской организации ВОС. Зарифмованные в озорные стихи народные сказки о солдате, сварившем кашу из топора, о золотой рыбке, кардинально меняющей жизнь старика и старухи, актеры играют непринужденно и весело, а публика откликается и получает удовольствие.

Актеры театральной студии «Данко», существующей при Курской областной специальной библиотеке слепых имени В.С. Алехина, поставили к 195-летию со дня рождения А.Н. Островского «Женитьбу Бальзаминова» (диплом «За бережное отношение к классике»). Благодаря точным режиссерским акцентам Светланы Тюриной знакомая история искрилась юмором, погружала в другую историческую эпоху, а текст Островского точно попадал в сегодняшний день. Другой классический сюжет - «Дамы и гусары» по мотивам пьесы А. Фредро - разыграл народный театр «Талисман» из Челябинска. Жюри фестиваля отметило эту работу как самую зрелищную постановку. Михаил Яковлев использовал видеопроекции, что сделало пространство спектакля легким, а знаками заявленного автором пьесы времени стали костюмы - стильные и точные в деталях.

Чеховский «Юбилей», при кажущейся беспроигрышности, не назовешь легким материалом, и не всегда он гарантирует успех. Режиссеру Михаилу Петрову вместе с артистами народного театра при Культурно-спортивном реабилитационном центре Ульяновской организации ВОС удалось создать искрящийся юмором спектакль, где каждый персонаж по-своему уникален.

Легко, иронично и очень красиво прозвучал театральный каламбур «Ай да Пушкин» инклюзивного радиотеатра «Резонанс» Культурно-спортивного реабилитационного комплекса ВОС (Москва). Режиссер Ирина Некрасова соединила в небольшой динамичной постановке фрагменты «Графа Нулина», «Домика в Коломне», других произведений «болдинской осени» и добавила немного скоморошьих красок. В цельном по форме спектакле и высокий профессионализм в работе с пушкинскими текстами, и подлинная театральная культура, что вполне может послужить образцом для других любительских коллективов.

Инклюзивный радиотеатр «Резонанс» существует с 2017 года, и все это время он связан с творчеством А.С. Пушкина. Дебютом стала «Метель», «Ай да Пушкин» - вторая постановка, созданная к 220-летию со дня рождения великого русского поэта. Цель каждого подобного коллектива заключается в том, чтобы через искусство реабилитировать инвалидов и интегрировать их в общество. Задача театра «Резонанс» еще сложнее: режиссер вместе с артистами, которые все без исключения имеют проблемы со зрением, создает радиопостановки, и для незрячих людей они становятся мостом в мир большой литературы и театра.

Елена ГЛЕБОВА

 

Актеры безграничных возможностей

Четыре фестивальных дня стали днями открытий. Оказалось, что театр, один из самых сложных видов искусства для незрячих в силу своей подвижности, тем не менее - очень популярен. И с каждым годом количество театральных студий и коллективов только увеличивается. Служат Мельпомене не только взрослые, но и дети. Пожалуй, одним из самых трогательных стал инклюзивный спектакль «Золушка» Творческого объединения «Звездочки» Школы-интерната № 26 из Рязани. Режиссера Наталью Исайкину совершенно не останавливают особенности ее воспитанников, которые на сцене поют, танцуют, работают в достаточно сложных мизансценах. Иногда немного «наощупь», но делают!

В том, что режиссер очень требователен и иногда даже забывает, что артисты не всегда могут осуществить все его смелые замыслы, призналась Анастасия Рыбушкина - актриса театрального коллектива «Пламя» Волгоградской областной общественной молодежной организации незрячих инвалидов, представившего музыкально-поэтический спектакль «Диалоги с Жаком Превером» (автор проекта Михаил Левитин, режиссер Дмитрий Матыкин). Вообще инсценировать философские стихи Жака Превера под силу далеко не каждому, а потому нужно быть на все сто уверенным в своих артистах, чтобы взяться за такой сложный материал. Мы увидели цельный, с четко обозначенными смысловыми акцентами динамичный спектакль, в котором с каждым новым стихотворением актеры сами меняли сценическое пространство, в буквальном смысле слова ходили по разложенному на полу канату, работали с предметами, танцевали, играли на музыкальных инструментах. Особенно покорило сложным пластическим решением стихотворение «Про двух улиток, которые отправились на похороны листвы». В небольшом сюжете чувствовались и режиссерское умение, и актерская настойчивость.

Совершенно по-новому зрители «услышали» театр во время показа лирической комедии на якутском языке «Песнь Алааса» (режиссер П. Адамова), представленной драматическим коллективом клуба им. Николая Островского Якутской организации ВОС. В силу необходимости перевода на русский все смотрели постановку с тифлокомментированием, как обычно это делают незрячие люди. И это был совершенно иной по ощущениям спектакль. Когда ты слышишь в наушниках подробнейшее описание того, что происходит на сцене, каковы действия персонажей, что они делают, что у них в руках и т. д., вдруг начинают работать другие органы чувств.

Среди участников фестиваля были коллективы, работающие уже много лет, как, например, театр «Внутреннее зрение» Московской городской организации ВОС, представивший высокопрофессиональную режиссерскую и актерскую работу «Село Степанчиково и его обитатели» (режиссер Виктория Доценко). Были также коллективы, еще только начинающие свой творческий путь и сыгравшие на фестивале премьеры.

В чем же безграничность возможностей этих особенных актеров? В том, что они обладают невероятной смелостью выходить на сцену и подкупать своей искренностью существования. Где не хватало актерского мастерства, возникали наивность, доверчивость, большая душевная отдача. Это была не имитация, а настоящее искусство, которое всем приносит радость.

На фестивале, как и на любом другом, работало профессиональное жюри под руководством Т.К. Хаялетдинова - художественного руководителя Культурно-спортивного реабилитационного комплекса ВОС, заслуженного работника культуры РФ. На встречах с руководителями коллективов эксперты старались помочь, подсказать, как можно направить актера, как построить мизансцену, на какие моменты обратить внимание, чтобы спектакли становились лучше. Но главное, за четыре дня фестиваля мы научились по-другому слушать и слышать, смотреть и видеть.

Ассоль ОВСЯННИКОВА-МЕЛЕНТЬЕВА

 

Статья в PDF

 

Фотогалерея