"Я вышел на подмостки..." / Фестиваль "Честное Актерское Творчество" (Омск)

Выпуск №9-219/ 2019, Фестивали

"Я вышел на подмостки..." / Фестиваль "Честное Актерское Творчество" (Омск)

В Омске, славящемся своими культурными традициями, громкими победами и премиями, известными актерскими именами и режиссерскими успехами, есть удивительный, уникальный в своем роде Драматический Лицейский театр.

Он укрыт фасадами больших многоэтажек, преобразив обычный жилой двор, сделав его по-настоящему театральным.

Да и сам дом, где театр, созданный в 1994 году, поселился только спустя три года после своего основания, - явление особого порядка. Первое и совершенно безошибочное впечатление от него - наполненная театральными чудесами шкатулка, где за каждой дверью открываются новые и новые тайны закулисья. Здесь есть свои мастерские, цеха, крохотные, но уютные гримуборные. На входе (он же - вахта, он же - касса) каждого острым взглядом встречает мурлыкающая красавица Лисистрата, которая живет здесь уже девятнадцать лет. В фойе - особая, почти домашняя атмосфера. Зрительный зал рассчитан всего на 50 мест, но есть и балкон, и хрустальная люстра, и лепнина на потолке. Сцена - на расстоянии вытянутой руки, она удобна, функциональна, оборудована.

Возглавляет Драматический Лицейский театр художественный руководитель Сергей Тимофеев - человек удивительно негромкий, избегающий любой суеты, как в делах, так, кажется, и в мыслях, живущий и дышащий театром. Административные заботы лежат на хрупких плечах директора Ольги Симоновой, без преувеличения по-матерински опекающей всяк сюда входящих, а в нужные моменты умеющей проявить стальную выдержку.

В труппе сегодня - двадцать восемь актеров, многие из которых буквально выросли в стенах театра, придя в его Студии в нежном возрасте. Получив профессиональное образование, они не покинули родной театральный дом.

К слову, дом этот всегда полон! Студийцы разных возрастов, с которыми занимаются актеры и режиссеры, репетируют свои спектакли, играя их в дневное время. Вечером идет репертуар для взрослых. Афиша вызывает интерес - «Альпийская баллада» Василя Быкова, чеховская «Каштанка», «Оркестр» Жана Ануя, «Иллюзии» Ивана Вырыпаева и много-много других любопытных названий.

В нынешнем году этот театр отмечает свое 25-летие! Наверное, для истории мирового искусства - это не краткий миг даже, а так - крупица времени, но в ней сконцентрированы годы становления, выбора своего пути, поиск зрителя, участие в фестивалях (в том числе европейских!), одним словом, такая обычная, но такая своя собственная театральная жизнь.

И вот к своему маленькому юбилею Драматический Лицейский театр решил сделать себе (а главное - городу! зрителям!) подарок и задумал провести Городской фестиваль моноспектаклей. Одним из его идейных вдохновителей стала заведующая литературной частью театра Дина Литвина. Было придумано название, отражающее и основную концепцию, и, что называется, зов времени. «ЧАТ» - «Честное Актерское Творчество». И здесь невольно напрашивается параллель с «телеграммой в зал» великого Андрея Гончарова.

Пять фестивальных дней, восемь спектаклей - взглядов глаза в глаза, когда не укрыться, не спрятаться за яркую режиссерскую форму, за партнеров, за текст... Гул затих...

Антон Зольников из Екатеринбургского академического театра драмы был приглашен в Омск в качестве гостя. Его спектакль «Хомо чудикус» по рассказам Василия Шукшина уже имеет богатую фестивальную историю.

Главный герой - настоящий шукшинский чудик, простоватый, нескладный, с взъерошенными светлыми волосами. Здесь, в пространстве, густо насыщенном приметами времени, он кажется «уходящей натурой», вызывающей щемящую тоску. И от того, что все вокруг преувеличенно большое, - будь то 50 рублевая купюра или пачка «Беломора» - сам Чудик кажется меньше, беззащитнее, обретая при этом особую для нас значимость.

Как же тяжело живется в мире «нормальных» людей чудикам! Песня рвется из груди и хочется танцевать, а зайдешь на телеграф - так и норовит ухватить тебя громадная, клацающая челюсть телефонистки. Да и сноха Софья Ивановна не оценит с такой нежностью расписанную детскую коляску. «Эх ты, чудачка!» - с грустью, уходя, обернется Чудик. Да в том-то и дело все, что не чудачка она!..

Он сядет на свой велосипед и покатит дальше, и бесконечным будет этот путь, эта земная круговерть. И вот уже появляется Бронислав Пупков. И его почти анекдотичная история с неудавшимся покушением на Гитлера вдруг обретает трагическое звучание. За разрушенные села, за слезы матерей, за солдатские раны - за все готов был отплатить Бронька. И отплатил бы! Антон Зольников словно улыбался своему герою и доставал завернутую в рушник огромную, во всю грудь, Звезду Героя - каждый имеет право на подвиг! А еще - право на любовь! Недаром Матвей Рязанцев, мучимый думами, не может уснуть. Ведь не дается напрасно человеку «непосильная радость»! И звуки гармони способны растревожить любого. Потому-то в спектакле ненавязчиво вторит главному герою баянист (Дмитрий Буторин работает деликатно, не беря на себя ни капли лишнего внимания) - вечное alter ego русской души.

О стоической природе женской души говорит в своем спектакле «Кочерыжка» актриса Омского театра юного зрителя Надежда Костюк. Сценическая версия рассказа Валентины Осеевой родилась из студенческой работы (режиссер - Елена Винокурова).

...В тишине раздается паровозный гудок, и на пустой сцене - в нетопленной избе появляется женщина, неся с собой нехитрый скарб. Старенький стул, жестяной чайник, чемодан, половик - и вот уже отступает холод, и дом начинает дышать. В горстку песка - выжженную и вымороженную землю - она сажает крохотные веточки, и мы верим, что они приживутся. И в этом женском образе сливаются судьбы всех героинь - и бабки Петровны, и Марьи Власьевны, и Маркевны.

А вернет их к жизни Кочерыжка. Мальчонку, которого Вася Воронов спас от гибели и отправил к родным в тыл, в спектакле играет... маленький плюшевый медвежонок. Актриса не выпускает его из рук, то ведя с ним диалог, то сама становясь беззащитным ребенком.

Быть может, сильное лирическое начало, присущее Надежде Костюк, превалировало над драматическими интонациями, и это конфликтовало с текстом. Быть может, не хватало порой остранения - повествование велось как будто ото всех персонажей сразу. Но когда отступали захватывающие актрису слезы, начинал звучать «сухой голос трагедии» - это была история потерь и обретений заново учившихся жить людей.

Степан Дворянкин из Омского государственного академического театра драмы показал свой спектакль «Как я съел собаку...» (постановка заслуженного артиста России Николая Константинова). Текст, с которым в начале 2000-х дебютировал Евгений Гришковец, актер попытался наполнить своими смыслами, пропустив его через собственный опыт. Во время спектакля сложно было избавиться от мысли, насколько быстро меняется время и контекст - армия уже не Советская, а Российская, а кукольные мультфильмы совершенно незнакомы поколению next. И потому, решаясь на доверительный разговор, нынешним молодым исполнителям становится просто необходимо переделывать этот драматургический материал под себя.

... Долго переминаясь с ноги на ногу перед выходом из теплого дома в морозное утро, герой Степана Дворянкина резким движением надевает на голову наушники и, переборов ужас враждебной тьмы, делает шаг вперед - навстречу ненавистно горящим вдали школьным окнам. Знакомо сегодняшнему молодому зрителю? Конечно!

И в те моменты, когда актер не загонял себя в рамки рожденных фантазией автора мизансцен и интерпретаций, он был убедителен, а обаяние его, открытость и бесстрашие почти прямого диалога с залом вызывали живой отклик.

Специально к фестивалю режиссером Сергеем Захаркиным (Зеленоград) и актером Драматического Лицейского театра Александром Боткиным был создан спектакль «Маяк@» по произведениям Владимира Маяковского. Сквозь эпатаж и многозначность формы, сквозь грохот и рев революции отчетливо слышится биение рвущегося из груди сердца, каждый удар которого - как набат, как мольба о помощи, как последний. На заднике сцены высвечивается телевизионная тест-таблица и надпись: «Нет сигнала». Она будет возникать не раз - в самые роковые моменты. И однажды Герой бросит свой вызов Тому, кто повелел ему: «Люби!», а сейчас от него нет ответа! Рвется на куски мир, а он натягивает на себя бархатный рыжий костюм и карнавальную шапку и становится покорным Щеном, готовым служить, быть верным до самого конца. И все попытки вырваться, отрешиться не имеют успеха - он возвращается на круги любовных страданий снова и снова.

Но вот Александр Боткин появляется в облике Лили Брик, предстающей здесь дамой манерной и не очень умной. Она вытаскивает пошлую тележку, полную писем Поэта. Изломанно рисуясь, открывает два из них, с трудом разбирая строки. И такая карикатурность, режиссерский ли сарказм по отношению к этой женщине резко снижают образ самого Маяковского. Но когда, еще оставаясь в женском платье, актер вдруг без ужимок и голосовых модуляций, с мужскими трагическими нотами начинает читать «Флейту-позвоночник», вдруг понимаешь, сколь неразрывно связаны, слиты оказались эти двое. Его без нее не существует!

Он выходит на залитую светом сцену. Уже прозвучал роковой выстрел. Уже сброшены маски. Есть только блокнот в руках - много ли нужно Поэту?.. «Кроха сын к Отцу пришел!..» - запрокидывает он голову и с улыбкой и надеждой глядит вверх...

Кем была Зельда Фицджеральд - безумной женой гениального мужа, несчастной любящей женщиной? Заглянуть в бездну души героини пьесы Уильяма Льюса попытались режиссер Сергей Тимофеев и актриса Анастасия Максименко (Драматический Лицейский театр).

Кабинет психотерапевта, где происходит все действие, нарочито унифицирован - безликая белая мебель, полки с цветными папками пациентов. Зельде душно в этих тисках - она не вписывается в стандарт! Найденная ею собственная история болезни и прочитанный диагноз заставляют ее начать вспоминать свою жизнь. Одиночество и почти животная тоска по нежности охватывают ее. Она гладит себя по голове, пытаясь вновь и вновь почувствовать прикосновения близких людей - мужа, отца.

«Я видела, как восходит солнце», - и детство, юность предстают перед внутренним взором героини во всей их чистоте, радости. Вот она слегка оголяет плечи, и девичье платье становится подвенечным нарядом. А потом срывает его вовсе, бросаясь в кутерьму богемной жизни. Но закончится все больничной робой. И в знак протеста сейчас она может лишь взять яркие краски и начать расписывать стерильные ширмы. Любовь, которая могла быть столь прекрасной, превратила ее в «мисс Никто из Алабамы». Анастасия Максименко не уходит в сентиментальность и мелодраматизм. Ее героиня мужественно проживает свои последние минуты сознания - перед заходом солнца...

В сотворчестве с актрисой Ольгой Урлаповой Сергей Тимофеев создал спектакль «Царевна-лягушка» по пьесе современного драматурга Дарьи Горячевой.

Житейские катастрофы как снежный ком обрушиваются на голову несчастной героини. Здесь и болезнь матери, и сложности взаимоотношений с начальством, и возвращающийся из тюрьмы брат, а в анамнезе - изуродовавший на всю оставшуюся жизнь тело шрам. Словом, поводов для жалости к себе у героини (и у актрисы!) при желании было бы предостаточно. Но нет! Ольга Урлапова проходит по этой тонкой грани, не срываясь в бытовизм, но и не боясь погрузиться в боль. Боль - постоянный спутник ее героини. Она - человек без кожи, с навсегда оголенными нервами, с вечной надеждой на счастье. Потому так тщательно сворачивает она своих бумажных журавликов - еще на один шаг ближе, еще...

Наверное, в превращении ее в Царевну - счастливой встрече с чудным доктором Анатолием, готовым залечить ее душевные раны, есть дань сказочному финалу, в который хочется верить, ведь хорошему человеку, несправедливо страдающему, должно однажды повезти. Но что-то не сходится, «самую малость». И с этим не примиряют даже благостно раскачивающиеся над сценой ангельские крылья ...

А вот в композиции еще одного спектакля Сергея Тимофеева и актера Лицейского театра Игоря Коротаева «Иду я раз однажды по улице...» все драматургические и сценические линии сошлись воедино. Рассказы Чехова, Аверченко, Зощенко с их вариациями комического - иронией, юмором, сарказмом - сложились в... человеческую жизнь. В зеркалах, коими заполнена сцена, множатся отражения героя. Сколько ликов принимает каждый из нас на своем пути! Вот он - аверченковский Илюша, мальчишка, для которого любовь есть лишь повод к свадьбе, где икру можно есть, сколько влезет! А вот он уже шутит над чеховской Наденькой, шепча ей на ухо сокровенные признания - раскинув руки, летит с горы, и как будто и вправду ветер шумит от быстрого бега санок! И жизнь летит так же стремительно! Вот уже рождается тройня - Игорь Коротаев смешно и тонко играет переход от счастливого ожидания наследника и почти ванильной любви к жене Линочке к ужасу от необходимости трат на троих младенцев сразу!

А потом в руках героя оказывается трость, и пиджак уже помят, и женщины не обращают на него внимания... И почти заканчивается песок в многочисленных часах, которые к финалу спектакля собираются в единую большую пирамиду. Но стоит лишь прелестной особе взглянуть на него - время оборачивается вспять! Потому что - любовь!..

Завершал фестиваль, пожалуй, один из самых пронзительных спектаклей - драма «А рыбы спят?..» по пьесе Йенса Рашке (содружество актеров К.А.Р.М.А, Нижний Новгород). «Коротко о смерти» рассказали зрителям режиссер Александр Ряписов и актриса Марина Замыслова. Познание ребенком конечности человеческого существования, первое столкновение с утратой близкого - темы для многих табуированные, о них не очень приятно говорить. Но Марина Замыслова, ведущая диалог со зрителем от лица маленькой девочки, сохраняет удивительную детскую дистанцированность, позволяющую, однако, глубже понять истинные смыслы. «Мне исполнилось десять - я стала двузначной!» - говорит она иронично. И ведь это так. Похоронив брата, она постигла, быть может, не до конца это осознавая, двузначность бытия, вечную неразрывность жизни и смерти! Подобные знаки щедро рассыпаны по всему тексту пьесы. «Мне десять - единица с нулем!» Она сейчас - та самая единица, а ее брата - больше нет. Она забирается на огромный, в разы больше ее самой стул - и от этого контраста вещного мира и мира ребенка становится еще страшнее - как же человек хрупок и беззащитен! И все взрослые клише о смерти - ангелы, звезды, облака, казенные выражения школьных учителей, пытающихся анализировать ее психологическое состояние, режут слух и отдают фальшью в сравнении с детскими, лобовыми и очень простыми вопросами и сравнениями...

Фестивальная неделя в Драматическом Лицейском театре была наполнена творческим общением. Каждый спектакль обсуждался экспертным советом, и разговоры эти (чаще всего один на один с создателями) были весьма откровенны.

...Моноспектакль - это испытание. На актерский профессионализм и зрительскую готовность к сопереживанию. Здесь не может быть компромиссов и случайных тем. И, думается, все послания театрального «ЧАТа» доставлены адресатам. Потому что каждый вечер зрительный зал был переполнен!

На церемонии закрытия Департамент культуры Администрации Омска дал добро на то, чтобы сделать этот фестиваль ежегодным! В это очень хочется верить, ведь у нас так много честно творящих актеров!

Статья в PDF

Фотогалерея