Поляна странствий/XV Национальная театральная премия и фестиваль «Золотая Маска»

Выпуск № 9-119/2009, Фестивали

Поляна странствий/XV Национальная театральная премия и фестиваль «Золотая Маска»

 

Во внеконкурсной программе юбилейной «Золотой Маски» была показана «Земляничная поляна» – один из лучших спектаклей минского Национального драматического театра им. М.Горького, поставленный по мотивам знаменитого фильма Ингмара Бергмана.

Драматургия Бергмана из разряда тех «магических кристаллов», с помощью которых можно проникнуть в самые потаенные уголки человеческой души. Туда, куда и сам человек не всегда отваживается заглянуть. Каждый его фильм – это не столько попытка ответить на вопрос, для чего приходит на эту землю человек, сколько стремление проанализировать – удалось ли ему выполнить свое предназначение. «Земляничная поляна» в этом отношении едва ли не самая пронзительная из работ Бергмана, что, вероятно, и определило выбор Аркадия Каца, приглашенного несколько лет назад в Минск на постановку нового спектакля, режиссера, имя которого в истории отечественного театра стало почти легендой.

Путь «Земляничной поляны» к зрителю был, как принято выражаться в таких случаях, тернист и крут. Соблюдение авторских прав – больная тема для театров постсоветского пространства. В Беларуси же на этой почве разгорелся настоящий скандал. Минский театр не смог получить согласие Бергмана, и только что выпущенный спектакль пришлось снять с репертуара. Когда великого режиссера не стало, разрешение удалось получить у его наследников, и в прошлом сезоне спектакль был восстановлен.

Киноверсия известной пьесы иногда получается даже лучше, чем версия сценическая: на общую идею работают средства, которыми театр не располагает по определению – ну, хотя бы те же натурные съемки. А вот разыграть в замкнутом пространстве сцены, в весьма условных декорациях и с еще более условным реквизитом сценарий фильма, признанного классикой кинематографа, – для этого необходима не только немалая смелость. На мой взгляд, существует некая творческая соразмерность между Бергманом и тандемом Аркадий Кац – Ростислав Янковский. Рискую вызвать поток колкостей, перемежающихся красочными сравнениями новаторства Бергмана образца 1957 года и «безнадежно устаревшим академизмом» Каца образца 2004-го. Считается, что Бергман снимал «Земляничную поляну» как бы о самом себе, хотя он был младше своего героя больше, чем на четверть века. К моменту постановки спектакля Аркадий Кац и Ростислав Янковский, патриарх белорусского театра, были практически ровесниками Исака Борга и тоже, в определенном смысле, делали спектакль о себе. Вот это различие эпох я и учитываю, высказываясь в защиту спектакля.

Уважаемый профессор медицины в один прекрасный день отправляется получать очередную почетную награду, но поездка превращается в путешествие сквозь время, через всю длинную и не очень счастливую жизнь. А отправной точкой для этого странствия становится земляничная поляна его детства. Только на закате жизни ягоды, слаще которых, кажется, и нет на свете, горчат запоздалым раскаянием. Рано или поздно это мучительное, но необходимое странствие приходится совершить каждому. И счастлив тот, кому, как Боргу, удастся исправить хоть что-то в этой «работе над ошибками». Хотя ошибка, по большому счету, одна-единственная: мы умеем строить карьеру, растить детей, у нас даже получается объясняться в любви. Но вот любить-то мы как раз и не умеем. Не то, что ближних, – самих себя. Нам не хватает на это времени, и тогда мы – бодрые, подтянутые, успешные – умираем при жизни, не успевая осознать, как это с нами происходит.

Зрителю, идущему в театр приятно провести время, то есть с намерением развлечь себя любимого парадом умело выстроенных режиссером аттракционов, этот спектакль почти наверняка покажется слишком уж академичным, чтобы не сказать архаичным. Никаких особых «ходов», призванных добавить драйва весьма неспешно развивающемуся действию, в нем нет. Не потому, что главный герой слишком стар и жизнь его давно уже не похожа на рафтинг по горной речке. Не потому, что фантазия режиссера дала сбой: наоборот, тут присутствует точное понимание природы актера, которому была поручена главная роль. Спектакль делался для Янковского и на Янковского, в 2005-м он праздновал свое 75-летие, а ролей для актеров такого дарования и такого жизненного опыта в мировом репертуаре, увы, немного. И даже не потому, что белорусский театр (не персонально Театр им. М.Горького, а как национальное явление), по мнению многих, давно уже не вписывается в контекст современных тенденций развития театра мирового. «Земляничная поляна» в данном случае мне видится спектаклем, требующим иных критериев.

У каждого спектакля – своя зрительская аудитория. И это – нормально. Этот сделан на тех, кому (тут дело не в возрасте, а скорее в состоянии души) новые театральные веяния по большей части кажутся выдумками «от лукавого», не имеющими ничего общего с серьезными размышлениями о ключевых вопросах бытия, над которыми, как свидетельствует история, никакие модные новшества власти не имеют. Те, кому сейчас 20 или 30, кто новизну и креативность ценит превыше всего, о своем «часе Х» пока не думают, что вполне логично, ведь пробьет он для большинства из них примерно через полвека. К тому же и выросли они уже в несколько иной ментальности. Так что свои земляничные поляны им предстоит искать в компании с другими режиссерами и другими актерами. Такова жизнь.

Фото предоставлено пресс-центром фестиваля

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.