Лифт судьбы / Леонид Хейфец

Выпуск №9-219/ 2019, Лица

Лифт судьбы / Леонид Хейфец

4 мая Леониду Ефимовичу ХЕЙФЕЦУ, известнейшему театральному режиссеру, педагогу, профессору РАТИ, руководителю режиссерских лабораторий СТД РФ исполнилось 85 лет. Возраст солидный, что и говорить, но когда видишь его молодую улыбку, слышишь интонации человека непрестанного интеллектуального напряжения и готовности к общению, - трудно совместить это с паспортными данными.

Много десятилетий назад мне довелось испытать подлинное потрясение, не отпустившее со временем, - спектакли «Мой бедный Марат» А. Арбузова, «Часовщик и курица» И. Кочерги, «Тайное общество» Г. Шпаликова и И. Маневича (снятый вскоре после выпуска), «Дядя Ваня» А.П. Чехова и - главное, не стершееся в памяти почти до каждой мизансцены, до каждой актерской интонации, - «Смерть Иоанна Грозного» А.К. Толстого, с выдающимся, неповторимым Андреем Алексеевичем Поповым, спектакль, почти четверть века украшавший афишу Театра Советской Армии.

А потом, уже несколько позже, таким же откровением стали телевизионные фильмы «Рудин» И.С. Тургенева, «Вишневый сад» А.П. Чехова, «Обрыв» И.А. Гончарова, «Доходное место» А.Н. Островского - подлинная, высочайшая школа того, что только так и можно переносить на сцену или экран классику, что только уникальных артистов необходимо занимать в интерпретациях великой русской литературы. И не так уж и важно, насколько широко известны они молодым поколениям, - главное, раскрыть перед ними сокровища школы русского психологического театра, вечного во веки веков...

Этим талантом, этим даром зажигать, завораживать артистов, одновременно ненавязчиво склоняя их к тому, чтобы всеми способами обогащать свой душевный мир, Леонид Ефимович Хейфец обладал едва ли не с первых своих режиссерских опытов. Ученик А.Д. Попова и М.О. Кнебель, он воспринял от своих выдающихся педагогов не только профессиональные, но и педагогические черты. Мне посчастливилось наблюдать от первой до последней репетиции в то время, когда Хейфец ставил «Дядю Ваню» и начинал так и не выпущенный спектакль трагической судьбы, «Любовь Яровую» К. Тренева. В день, когда было назначено знакомство с макетом декораций Иосифа Георгиевича Сумбаташвили, Леонида Ефимовича уволили из театра.

По какому-то мистическому стечению обстоятельств несколько человек, в основном артистов, среди которых затесалась и я, застряли в лифте, остановившемся между этажами в макетную, а когда с трудом выбрались сквозь щель между кабиной и этажом и со смехом добрались до нужного помещения, - узнали ошеломившую новость...

Об этом дне не забывалось никогда, но с какой-то особенной остротой вспомнилось, когда на глаза неожиданно попалась выпущенная более десяти лет назад книга Леонида Ефимовича Хейфеца «Музыка в лифте». Я читала ее, когда она только вышла, словно проходила постранично путь человека и режиссера вместе с автором, но почему-то те разные лифты в разных местах, об одном из которых писал Хейфец, а о другом помнила я, не соединились тогда воедино.

Зато соединились теперь, когда еще большую глубину и важность приобрели для меня слова режиссера: «Я ощущаю себя человеком, который уже никогда не побежит за паровозом. За сверкающим локомотивом времени, который стремительно несется к огням славы, денег, сверханшлагов, иномарок у подъезда театра - всего того, что сегодня в целом составляет понятие успех... Я все это проходил. Но успех не планировал. Я ставил спектакль и бывал услышан. Вот было главное. Так что ж я сейчас буду дергаться? Я хочу быть тем, что я есть. Хочу по мере сил продолжить то, что делал раньше, и сохранить в этом смысле верность самому себе и своим учителям - Марии Осиповне Кнебель и Алексею Дмитриевичу Попову... Бежать наперегонки навстречу соблазнам я не намерен... Не хочу присягать на верность времени, которое измеряется только деньгами. Не верю в то, что именно это и есть единственный путь».

Сказано это было более десятилетия назад, но в этот период времени Леонид Ефимович Хейфец только подтвердил своими спектаклями в Московском драматическом театре имени Владимира Маяковского твердость своих личностных и профессиональных позиций. Они отчетливо слышны и видны в «Спуске с горы Морган», «Цене» и «Всех моих сыновьях» А. Миллера, в «Отцах и сыновьях» Б. Фрила по мотивам романа И.С. Тургенева.

Обогащенные жизненным, педагогическим, режиссерским опытом эти спектакли продолжают ту заветную линию русского психологического театра, что вела Леонида Хейфеца по его с самого начала определенному пути в таких выдающихся спектаклях, поставленных в разные годы в разных театрах, как «Заговор Фиеско в Генуе» Шиллера, «Король Лир» Шекспира, «Перед заходом солнца» Гауптмана, «Зыковы» М. Горького, «Картина» Д. Гранина, «Летние прогулки» А. Салынского (Малый театр), «Павел I» Д.Мережковского, «Маскарад» М.Ю. Лермонтова, «На бойком месте» А.Н. Островского (ЦТСА), «Восточная трибуна» А. Галина («Современник»), «Бегущие странники» А. Казанцева (Театр им. Моссовета)...

Наверняка я многое упустила в этом перечислении, назвав только то, что мгновенно припоминается, оживая так остро и эмоционально, словно увиделось совсем недавно. Скорее всего, именно в этом и сокрыт один из главных законов театра - жить в памяти столько, сколько отпущено тебе.

Леонид Ефимович Хейфец как мало кто владеет волшебным ключом к постижению великой тайны воздействия театра. Потому и на его режиссерские лаборатории стремятся попасть люди совсем не только молодые, но и те, кто накопил немалый опыт в работе, но тайны, видимо, так и не раскрыл. Надеются получить ее из рук в руки от Хейфеца. Дай Бог им удачи на этом пути!..

... Музыку Леонид Ефимович услышал в лифте стамбульского отеля, когда приехал в Турцию на постановку спектакля. В лифте Театра Советской Армии в тот горький день, о котором я помню всегда, слышался скрежет и звук насильно раскрываемых дверей. Надо было, чтобы минуло полвека, одарив прозрением: это была особая музыка - мелодия крушения судьбы режиссера, судьбы человека. Практически, неизбежная в этой профессии во все времена, втягивающая в свою орбиту и других людей.

И единственная возможность жить после подобного - это оставаться верным самому себе.

Спасибо, Леонид Ефимович, за Ваши уроки! Здоровья Вам, здоровья на долгие годы!

Всегда Ваша Наталья СТАРОСЕЛЬСКАЯ

 

Статья в PDF

Фотогалерея