Незаменимая / К юбилею Майи Полянской (Москва)

Выпуск №9-219/ 2019, Юбилей

Незаменимая / К юбилею Майи Полянской  (Москва)

5 мая в Театре имени Владимира Маяковского отметили юбилей замечательной актрисы Майи Васильевны Полянской.

Почти шесть десятилетий служит она единственному театру в своей жизни, куда пришла сразу после окончания Школы-студии МХАТ. За эти десятилетия на сцене было воплощено множество ролей, значительная часть которых была отнюдь не главными, но индивидуальность актрисы раскрывалась в них настолько ярко и сильно, что каждый созданный ею образ оставался в памяти надолго.

И до сей поры помнятся небольшие, но поистине звездные работы Майи Полянской в давних спектаклях «Дядюшкин сон» по Ф.М.Достоевскому (Софья Петровна), «Конец книги шестой» Е.Брошкевича (Беата), «Банкрот, или Свои люди - сочтемся» А.Н.Островского (Фоминишна), «Виктория?..» Т.Рэттигана (Кэтрин Мэчем), «Жертва века» А.Н.Островского (Михеевна). А рядом с этими острохарактерными, на грани гротеска ролями - тонкая, интеллигентная ровесница века Мария Павловна, своей сдержанностью и величавостью вызывающая в памяти истинных старых петербурженок, из спектакля «Островитянин» по пьесе А.Яковлева...

В давней статье об актрисе одна из легендарных завлитов, всю жизнь проработавшая с Андреем Гончаровым, Тамара Браславская точно отметила, что Майе Полянской присущи чувство стиля и жанра. Это, пожалуй, и явилось яркой отличительной чертой актрисы, чье мастерство и душевная глубина позволяют ей органично «входить» в пространство любой эпохи, оставаясь при этом своевременной. Вернее будет сказать - вневременной.

Так воплощены Майей Полянской самые разные характеры - Агафья Михайловна в «Русском романе» М. Ивашкявичюса, Броня Тайбер в  «Бердичеве» Ф. Горенштейна, Беба в «На чемоданах» Х. Левина, Феона в спектакле «Не все коту масленица» А.Н. Островского.

Но, пожалуй, одной из ярчайших работ Майи Полянской стала бабушка Альфреда в «Сказках Венского леса» Эдена фон Хорвата. Мир, созданный австрийским драматургом, словно дышащий жестокостью, равнодушием, нежеланием хоть в чем-то понять даже самых близких людей, потому что своекорыстные желания вытесняют все остальное, в интерпретации режиссера Никиты Кобелева и актрисы глубоко и сильно проявлен именно в этом образе - каждый искоса брошенный взгляд, каждый жест, исполненный внутреннего достоинства и абсолютного бездушия, каждая интонация словно концентрируют в себе все те черты, что предшествовали приходу к власти лишенного намека на человечность режима...

Майя Полянская принадлежит к той уже не слишком многочисленной когорте актрис, без которых театр не мог и не сможет обойтись ни в какие времена - благодаря мастерству и высокому профессионализму Полянской в каждом спектакле, украшенном ее участием, маленькие роли вырастают до больших, значительных, раскрывающих глубокий смысл общего рисунка.

Мы желаем Майе Васильевне здоровья, энергии, сил и долгого служения делу, которому она принадлежит всеми силами и помыслами!

 

Статья в PDF

Фотогалерея