Ушла Нелли Корниенко (Москва)

Выпуск №9-219/ 2019, Скорбная весть

Ушла Нелли Корниенко (Москва)

Малый театр постигло горе - 9 мая после продолжительной болезни на 81-м году ушла из жизни народная артистка России Нелли Ивановна КОРНИЕНКО. Замечательная актриса, одна из главных красавиц советской и российской сцены, Корниенко служила в Малом театре с 1959 года - она была в числе первых учеников Виктора Ивановича Коршунова. Начав с небольших ролей, уже через два сезона Нелли Корниенко стала ведущей молодой актрисой прославленной труппы. Яркий талант, великолепные внешние данные, сценическое обаяние, изящная и выразительная пластика, глубокий музыкальный голос - благодаря этим замечательным качествам Нелли Ивановна практически одну за другой исполнила такие значимые роли как леди Уиндермир («Веер леди Уиндермир» О. Уайльда), Саша («Иванов» А.П. Чехова), Софья («Горе от ума» А.С. Грибоедова), Нина «Маскарад» М.Ю. Лермонтова).

На сцене Малого театра актриса создала целую галерею удивительных женских образов, среди которых Лиза Протасова («Живой труп» Л.Н. Толстого), Людмила («Дети Ванюшина» С. Найдёнова), Джозиана («Человек, который смеётся» В. Гюго). Особенно удавались актрисе роли прекрасных и гордых аристократок - таких, как Роксана («Сирано де Бержерак» Э. Ростана), Лидия («Бешеные деньги» А.Н. Островского), Эмилия Марти («Средство Макропулоса» К. Чапека), Джулия Империали («Заговор Фиеско в Генуе» Ф.Шиллера). Аристократкой не по крови, но по духу была сыгранная ею Инкен Петерс («Перед заходом солнца» Г.Гауптмана).

Корниенко активно участвовала в современном репертуаре театра. В частности, она сыграла Инну Голубеву («Коллеги» В. Аксёнова и Ю. Стабовой), Наташу («Волшебное существо» А. Платонова и Р. Фраермана), Олю («Так и будет» К. Симонова), Эмму («Берег») и Ольгу («Игра») - оба спектакля по Ю. Бондареву.

За годы работы в Малом театре Нелли Корниенко исполнила более 50 ролей. Безупречный вкус, благородство, утонченность и изысканность, глубокое проникновение в суть характеров и дух отображаемой эпохи - эти свойства отличали буквально каждую из ее работ.

Нелли Ивановна обладала уникальным творческим диапазоном. Конечно, индивидуальность актрисы диктовала определенный выбор ролей: чаще всего ей предлагали играть царственных особ и знатных дам. Но каждая из этих героинь обладала собственным неповторимым характером: любящая и страдающая королева Маргарета («Король Густав Васа» А. Стриндберга), набожная Александра Федоровна («...И Аз воздам» С. Кузнецова), хищная и коварная царица Мария Григорьевна, истинная дочь Малюты Скуратова («Царь Борис» А.К. Толстого), нежная и чувствительная графиня Альмавива («Преступная мать, или Второй Тартюф» П.О. Бомарше). Одной из лучших работ актрисы стала изящная, неотразимая в своей женственности Раневская («Вишневый сад» А.П. Чехова). С большим успехом Нелли Корниенко играла и острохарактерные роли - такие, как хитрая провинциальная интриганка Москалёва («Дядюшкин сон» по Ф.М. Достоевскому).

Последней ролью, сыгранной Корниенко на сцене Малого театра, стала Анна Кеннеди, преданная кормилица королевы шотландской («Мария Стюарт» Ф. Шиллера).

Нелли Корниенко впервые появилась на широком экране в 1960 году. Зрителям запомнились и полюбились многочисленные работы актрисы в кино и на телевидении - Далия («Скандальное происшествие в Брикмилле»), Тереза («День рождения Терезы»), Вышневская («Доходное место»), Евгения («На бойком месте»), Лена («Свидание с молодостью»)... Эти роли свидетельствовали не только о замечательном таланте исполнительницы, но и современности ее выразительных средств, не боящихся проверки «крупным планом», как не боялась такой проверки и вся творческая жизнь Нелли Корниенко - актрисы, долгие годы входившей в плеяду лучших мастеров Малого театра.

Нелли Ивановна останется в памяти своих коллег и многочисленных почитателей образцово-интеллигентным человеком, блестящим профессионалом, примером настоящего служения искусству.

 

Статья в PDF

Фотогалерея