Вместе! / I Международный театральный фестиваль в Ульяновске

Выпуск № 10-220/2019, Год театра

Вместе!  / I Международный театральный фестиваль в Ульяновске

Как вы лодку назовете - так она и поплывет. Старая, мудрая истина. Простое и доброе слово «ВМЕСТЕ» в наше время взаимных обид и выяснения отношений сразу определило характер нового, I Международного театрального фестиваля спектаклей для всей семьи, состоявшегося в Год театра. Он был придуман, организован и блестяще проведен директором и художественным руководителем Ульяновского ТЮЗа, названного NEBOLSHOY ТЕАТР, Эдуардом Тереховым, главным режиссером этого театра Мариной Корневой и их дружным, слаженно работающим, неутомимым коллективом.

О фестивале мечтали давно. Не останавливало небольшое помещение, скромные финансовые возможности. Но вдруг звезды сошлись, Год театра, особенное внимание к детским театрам России, понимание и помощь местных властей.

И вот в течение шести дней на трех площадках, но, в основном, на сцене театра NEBOLSHOY десять коллективов из Барнаула, Москвы, Севастополя, Зеленограда, Ульяновска, Цхинвала, Софии, Кемерова, Мытищ играли свои спектакли, радуя юных зрителей и их родителей, воспитателей, бабушек и дедушек. Состоялись и два показа в городе Димитровграде, что недалеко от Ульяновска - там увидели спектакли «Антигона» и «Папа всегда прав».

Принципиальная особенность этого фестиваля состояла в том, что его участники оставались в Ульяновске от начала и до конца мероприятия. Сегодня, как правило, коллективы приезжают, играют спектакль и в тот же вечер возвращаются домой, порой не поняв, что за фестиваль, как выглядит город, куда они приехали.

На фестивале «ВМЕСТЕ» гости смотрели работы коллег, бурно их обсуждали, знакомились, устанавливали контакты, делились впечатлениями. А еще состоялось два серьезных обсуждения критиками, приехавшими из Москвы и Санкт-Петербурга (Ирина Алпатова, Андрей Пронин и автор этой статьи), прошли вечера знакомств и капустники, вечер в караоке-баре, где гости и хозяева продемонстрировали свои вокальные способности, и, конечно, с энтузиазмом отправились на экскурсии. В Дом-музей Ивана Александровича Гончарова. В старинные усадьбы и пожарное депо начала прошлого века. В дом Ульяновых и в гимназию, где учился Володя Ульянов, а директорствовал отец Александра Керенского. В гимназии перьевой ручкой писали на специальных листиках, заходили в учебные кабинеты и актовый зал. Не могу не упомянуть блестящих экскурсоводов. Как умно и тонко рассказывали они, не стремясь «переписать» или «переговорить» историю, отдавая дань своему великому земляку, рассматривая его деятельность в контексте нынешнего понимания происходившего более ста лет назад.

Прогулялись по набережной и полюбовались, кроме прочего, памятником букве Ё. Состоялась экскурсия в уникальный музей гражданской авиации - на летном поле недалеко от города собраны почти все типы советских и российских самолетов.

С огромным успехом прошел мастер-класс Андрея Дрознина, заведующего кафедрой пластической выразительности актера Театрального института имени Б. Щукина «Дано мне тело... Что мне делать с ним?».

Но главными, конечно, были ежедневные показы работ молодежных театров со всей России. Это был один из редких фестивалей, где не оказалось «пустых» спектаклей. Подобрана афиша была со вкусом и любовью. Наверное, очень важно, что при выборе участников организаторы не ставили себе никаких рамок: не имела значения ни дата выпуска спектакля, ни возраст постановщика, ни наличие или отсутствие каких-то престижных наград. Выбрали достойное, хорошо сделанное, то, что действительно привлечет детей и будет интересно взрослым. Настоящая литература, занимательная режиссура, классические формы и эксперимент - спектакли были на любой вкус.

Для самых маленьких были показаны два спектакля-игры «Что случилось с крокодилом» и «Самый счастливый осьминог», для младших школьников - «Суббота каждый день», «Умная собачка Соня», «Сказка о царе Салтане», для подростков - «Ася», «Мама, папа, братья Гримм», «Волшебное кольцо», для старших школьников и взрослых театралов «Антигона», «Папа всегда прав».

И в то же время каждый спектакль был понятен и привлекал внимание не только своей возрастной группы, но и любителей и знатоков театра.

Открывал фестиваль спектакль лауреат Российской Национальной театральной премии «Арлекин» «Суббота каждый день» по повести Пауля Маара Театра драмы и комедии «ФЭСТ» города Мытищи (режиссер Екатерина Корабельник, художник Елизавета Дзуцева). На первый взгляд простой и непритязательный, по-хорошему традиционный, этот спектакль привлек возможностью взглянуть на привычное свежим взглядом. Неплохие и вполне обычные люди оказываются заложниками обыденности и рутины, чувства тускнеют, эмоции прячутся под гнетом повседневности. И появление смешного забавного существа, которое живет, презрев банальные запреты, возвращает жизни героев яркие краски, свежие чувства. Конструкция, расположенная на поворотном круге, позволяет быстро менять место действия - комната, контора, улица. Главное тут - герои истории. В спектакле действуют живые люди, общение с которыми, сочувствие которым увлекает зрителей. Постепенно «застегнутый на все пуговицы» господин Пепперминт (Сергей Хапров) превращается в непосредственно реагирующего на происходящее человека. Совершенно очаровательным предстает Субастик - некое непонятное существо в бежевом комбинезоне с пятачком и всклокоченными волосами. В исполнении Екатерины Коровкиной в этом забавном озорнике столько живости, радости жизни, непосредственности, что невольно проникаешься сочувствием, доверием и ловишь себя на том, что встречаешь появление этого персонажа улыбкой. Невероятно хороша домоправительница в исполнении Сергея Гришакова. Да, да, мужчины. Актер органичен, переодевание оправдано, и образ педантичной фрау Брюкман становится очень выразительным. В спектакле много забавных режиссерских решений. Класс, куда пришел Субастик, это огромная тантамареска, и из плаката торчат головы учеников и строгой учительницы. Забавен босс Тузенпуп в исполнении Игоря Калагина.

Трогательный, смешной, поучительный спектакль стал добрым началом фестиваля.

«Умная собачка Соня» (автор Андрей Усачев, инсценировка Полины Бабушкиной) Ведогонь-театра из Зеленограда продемонстрировала современный тип спектакля для детей (постановка Артема Галушкина). В создании приняли участие медиа-художники, проект Mediaskazki. Использование современных технологий, эффектные визуальные картинки радостно встречались зрителями, актеры работали уверенно, но порой пестрый внешний ряд заслонял живых исполнителей. Однако нельзя не назвать интересные работы Марины Бутовой (Умная собачка Соня), Дмитрия Лямочкина (Иван Иванович Королев), Анастасии Хуснутдиновой, сыгравшей несколько разных ролей.

Молодежный театр Алтая имени Валерия Золотухина (Барнаул) показал «Сказку о царе Салтане» А.С. Пушкина, превратив ее в веселую скоморошину (режиссер-постановщик Анна Зуева, сценография и костюмы Любови Байковой).

Актеры и актрисы в белых одеждах с красной отделкой весело разыгрывают сказку Пушкина. Произносят текст, изображают полет шмеля, выносят коробку, в которой шесть щитов с изображениями фигур в шлемах и с пиками - вот тебе и 33 богатыря - на пяти щитах по шесть фигур, на одном - три. Лебедь, - тоже вырезанную из фанеры - несет актриса, а потом появляется в повязке на голове и «звезда во лбу горит». Никто не пытался представить красотку со звездой во лбу? Крутят колеса, обвязанные пестрыми ленточками и приделанные к высоким шестам. Царь, оставшись с ткачихой, поварихой и сватьей бабой Бабарихой, развлекается с ними, играя в детсадовскую игру: кто скорее займет свободный стул. Словом, все дурачатся, озорничают.

Из раза в раз, как положено, повторяется присказка «Ветер по морю гуляет...», а в финале два молодца читают знакомые слова в стиле рэп - современно, смешно.

Текст произносят отменно четко, пушкинское слово, объемное, яркое, доносится до маленьких зрителей, к которым порой обращаются артисты, а сидящие в зале рады подхватить и громко произнести знакомые строки.

Весело, энергично, с фантазией рассказана поучительная сказка. А еще маленькие зрители понимают, что театр - это изобретательная игра: вот пошли артисты хороводом, в центре которого мать с младенцем, - так это бочка! Ребят приучают к образному мышлению, к пониманию метафор, хотя мудреных слов не произносят. Небольшая группа артистов работает слаженно, азартно. Назовем их: Алексей Бурдыко, Александр Пальшин, Наталья Сляднева, Анастасия Лоскутова, Светлана Лепихина, Татьяна Лопатина, Любовь Хотиёва, Галина Чумакова, Дмитрий Борисов, Виталий Прозоров. Спектакль алтайцев - одно из ярких праздничных впечатлений.

Повезло самым маленьким. Кемеровский театр для детей и молодежи привез мультяшную историю, названную бумажной сказкой, «Что случилось с крокодилом» Марины Москвиной. Режиссер-постановщик Ирина Латынникова, главный режиссер театра, художник Светлана Нестерова. Спектакль объездил множество стран и фестивалей, и вот порадовал жителей Ульяновска.

Поставили длинный стол, насыпали туда песок-не песок, камешки-не камешки - синтетические заготовки для пластмассовых изделий.

Поставили палочки, прикрутили к ним на глазах зрителей куски ярко-зеленой бумаги - вот тебе пальмы. Надели на руку серый свитер: высокий глухой ворот стал головой с хоботом, рукава - огромными ушами. Вот тебе и слон.

А уж змею совсем легко из шарфа сделать. А потом появились маленькие зеленые крокодильчики - сложенные на манер детских голубей-корабликов бумажные фигурки. И в руках четверых артистов, Светланы Лапиной, Сергея Синицына, Максима Голубцова, Нины Степановой, все это бумажно-тряпочное хозяйство оживало, заставляло следить за собой и воспринимать все, сделанное на наших глазах практически из ничего, как вполне самостоятельных существ. Завораживала мелодика звуковой партитуры: и тревожные крики диких животных, и пение птиц.

А еще совершенно неподражаемым оказался диалог почти бессловесный, только интонации большого крокодила и маленькой птички...

И было в этом диалоге все - и пробуждающаяся радость и ответственность отцовства, и хулиганство ребенка, и трогательная привязанность родителя и его чада. Сколько нежности, лукавства, человечности в этом представлении, завершившимся самой настоящей игрой: детей-зрителей позвали к игровому столу, всем выдали по зеленому бумажному крокодильчику, и начались гонки крокодилов. Театр - это праздник, игра, место, где ты сам творишь новую реальность!

Не менее интересным оказался и моноспектакль «Самый счастливый осьминог» Руслана Вольфсона (Москва), который предстал настоящим человеком-театром.

Актер-кукольник, он придумал и осуществил спектакль, в котором присутствует эффект кино: на сцене придуманный им прибор «Вольфсовизор» с экраном, что дает возможность героям истории, бумажным плоским фигуркам, передвигаться и жить своей особой жизнью. Волшебные руки актера успевают все, богатый обертонами и модуляциями голос Руслана дополняет впечатление от увиденного, в спектакле масса и смешных моментов, и трогательных до слез, а в основе история не совсем обычного осьминожки, у которого всего семь ножек. И вот так, в игре, ребенка подводят к пониманию одной из сложнейших жизненных проблем: учат состраданию, осознанию того, что сильный должен помочь слабому. Автор идеи, исполнитель, один из режиссеров спектакля сам Руслан Вольфсон. Второй режиссер Александра Ловянникова, художник Дмитрий Розумов.

Два спектакля фестиваля были поставлены по сказкам Х.-К. Андерсена и братьев Гримм.

Театр «Кредо» из Софии (Болгария) уже больше десяти лет с огромным успехом к восторгу самых разных зрителей показывает своей спектакль «Папа всегда прав» по сказке Х.-К. Андерсена, поставленный Ниной Димитровой.

В спектакле заняты всего два человека, и первая скрипка - это сама блистательная Нина Димитрова. Небольшого роста, кругленькая, с невероятно выразительным подвижным лицом, большими глазами, она мгновенно реагирует на изменения ситуаций и мастерски обыгрывает их. Не столько слова, сколько оценки, смена эмоций буквально завораживают.

Но под стать ей оказался и ее новый партнер, достаточно молодой, убедительный актер Димитр Несторов. Он виртуозно отыгрывал роли встречающихся на пути простодушного крестьянина пройдох-торговцев, несколькими штрихами передавая характер того или иного персонажа.

«Папа всегда прав», чей жанр обозначен «сНЕЖНАЯ КОМЕДИЯ» - белый спектакль. Это единственный доминирующий цвет оформления и костюмов. Накануне спектакля услышала случайно разговор: купили два рулона синтепона для болгарского спектакля. Все поняла только на следующий день. И покрытие сцены, и костюмы, и животные были из синтепона. Кусок материала на двух палках - вот тебе и коза, и корова, и лошадь. По-особому свернутый материал превращается в домик. И все это рукотворное чудо, одушевленное незаурядным актерским дарованием и вековой мудростью простых людей, завораживало и восхищало. Не зря придуман такой жанр. Нежность и любовь пронизывают историю о бесконечном доверии друг к другу и умении сохранить свои чувства, несмотря ни на что.

А на следующий день спектакль по мотивам сказок братьев Гримм показали хозяева фестиваля. «Мама, папа, братья Гримм» - работа главного режиссера театра NEBOLSHOY Марины Корневой. Она и художник спектакля. Яркое, эффектное, озорное, лукавое, забавное зрелище захватывало своей энергией, феерией превращений и перевертышей. В этом волшебном мире самые обычные вещи таили подвох. Основательная дверь вдруг... отправлялась в путешествие, она исподтишка двигалась вдоль задника по верхней приподнятой части наклоненного к зрителю пандуса и становилась такой же заговорщицей, как и готовые на любую каверзу персонажи.

В этой сказке чудеса соседствуют с легкими обманами, незлыми насмешками и просто игрой от полноты жизни. Принцессы вредничают, а позже перевоспитываются, рыцари, обманщики и просто озорники добиваются своих целей. На минутку мелькнула голова ужасного дракона и скрылась, а мир, полный фантазий, нелепиц и лукавства мудрых простаков продолжал очаровывать. Отдельно хочется назвать ярких колоритных актеров, украсивших спектакль своими талантами. Это Евгений Юманов, Ольга Кошкарова, Елена Мякушина, Азат Ахтямов, Артемий Курчатов.

В фестивале приняли участие и спектакли для старших школьников.

Это «Ася», поставленная Людмилой Оршанской (она и автор инсценировки) по повести И.С. Тургенева в ТЮЗе Севастополя. Нас уже отучили смотреть классику, где не выворочены наизнанку взаимоотношения героев, где постановщик стремится понять характеры персонажей и логику их поступков, даже если они спонтанные, а решения приняты под влиянием нахлынувших чувств. Подумалось, как важна эта повесть, полная томления первой любви, где порывы умеряются рацио, а желание почувствовать себя взрослым почти смертельно ранит окружающих, где чувства несдержанны, бурны, где истеричность становится продолжением робости и неуверенности. Она очень «молодежная», эта трогательная история несостоявшейся любви... Здесь, как в чеховской «Чайке», все так нервны, много порывов, которых потом приходится стыдиться... И эту тонкую атмосферу невысказанных слов, неоформленных желаний, неосуществленных надежд тонко, деликатно и убедительно передают актеры Севастопольского театра.

Распределение ролей точно, а типажи оказываются характерами. Кружево слов, полунамеков, незавершенных движений завораживает. Ася Екатерины Ганиной словно сошла со страниц повести: тоненькая, большеглазая, легко переходящая от веселья к слезам, то ли девушка, а то ли виденье... Ее поступки и слова кажутся необъяснимыми, но за ее метаниями отчетливо видны сомнения, неуверенность в себе и страдания.

Рядом с ней Н.Н. Данилы Высоцкого кажется слишком здоровым и румяным, но его уверенность в себе, которая превратится в беспокойство, перейдет в отчаянье и неизбывную тоску на всю долгую жизнь, умело и тонко показывает актер. Владимир Соловьёв в роли Гагина, брата Аси, сумел сделать очевидной двойственность его отношения к девушке, чужой, но неожиданно оказавшейся родной.

Александр Костелов в роли Автора деликатно и проникновенно ведет рассказ об истории, случившейся много лет назад и изменившей жизнь господина Н.Н.

Сделанный легко и изящно, спектакль приковывает внимание. Станки и пандусы, обозначающие горы местечка, где встретились герои, дополненные небольшой конструкцией (дверь с окном, на котором кисейная занавеска), делают спектакль динамичным, помогая создать прихотливый рисунок движений, перемещений героев (художник-постановщик Татьяна Карасёва).

Перед зрителем возникает мир, где героям суждено было найти и безвозвратно потерять свое счастье.

Жанр этого спектакля обозначен как элегия, и это слово чрезвычайно уместно.

Гостем фестиваля стал спектакль РАМТа (Москва) «Волшебное кольцо» по Борису Шергину, режиссера Александра Хухлина, лауреат «Золотой Маски». Спектакль уже отрецензирован и титулован, но в пространстве Ульяновского фестиваля он оказался как нельзя более кстати, продемонстрировав высокое актерское мастерство, внятное режиссерское решение, единство стиля, особый шарм, рожденный из наивных текстов, полных мудрых недомолвок и обмолвок, и современных постановочных приемов, виртуозного использования театральной условности и умения создать впечатляющий образ из самых простых вещей, обретающих на сцене иное измерение.

Среди веселой фантастической сказочной игровой круговерти фестивальных спектаклей особняком стояла «Антигона» Жана Ануя и Софокла Юго-Осетинского государственного драматического театра им. Коста Хетагурова (Цхинвал).

Великая трагедия, где ставилась и так и не решалась вечная дилемма: долг-чувство, благо близких и груз вселенских обязанностей. Это для тех, кто задумывается об устройстве мира и общества. Проходят тысячелетия, но снова и снова человечество решает, стоит ли верность Закону Божьему, заветам предков счастья близких и возможности лишиться собственной молодой и прекрасной жизни. Театр ставит вопросы, театр зовет к размышлению. Не пугает - исследует, но со страстью, темпераментом, присущими актерам югоосетинского театра. Они прекрасно вписываются в историю о царях, государственной необходимости, праве соблюдать традиции предков и подчиняться старшим. Народ, совсем недавно прошедший через тяжкие испытания, защищавший свою землю, свои права, свою государственность. Раны еще кровоточат, и строгая страстность и полемический пафос драматургии близки исполнителям. Художественный руководитель театра, режиссер-постановщик спектакля Тамерлан Дзудцов ставит спектакль строгий, сосредоточенный. В центре сцены круглый подиум-станок, напоминающий древнегреческую орхестру (художник Мадина Санакоева). Вокруг него перемещается трон на колесиках. Для этого трона трудно найти удобное место, где бы он, трон, по обыкновению, застыл в монументальном покое. На этот трон, непочтительно «поперек» закинув ноги на подлокотник, усядется Гемон (Андрей Чочиев), словно примериваясь к своему будущему, которого не будет. И появится юная Антигона (Зарина Бекоева). Молчаливая, внешне сдержанная, но напряженная как струна, даже в молчании передающая снедающие ее отчаянье, тревогу. Она вся - натянутый нерв. И страстный, изнемогающий под грузом государственных дел и огромной ответственности Креонт Сослана Бибилова - это человек, полный страстей, неравнодушный, остро чувствующий, но понимающий, что кто-то должен делать черную работу.

Неожиданно и точно решен пролог. На сцене-подиуме появляются два юноши в одежде древнегреческих воинов. Короткий, но выразительный бой. Они падают. Это Этеокл и Полиник. Но одного, Этеокла, за руку, в проем в стене уводит в вечность Креонт. И еще неожиданный поворот. В действие пьесы Ануя вставлены куски из произведения Софокла, и тогда на сцене появляются те же персонажи, которых исполняют другие актеры в древнегреческих одеяниях. Проходят столетия, тысячелетия, остаются жгуче актуальные, приводящие к трагическим тупикам проблемы столкновения личности и власти.

Рассказывая о фестивале «ВМЕСТЕ», я неоднократно писала об игровой праздничной стихии, царящей на сцене в самых разных спектаклях.

Но игра, розыгрыши пронизывали весь фестиваль. Устроители придумали некую семью из Ульяновска, которая выиграла интернет-конкурс и теперь ей предоставлена честь объявить очередных исполнителей. Актеры NEBOLSHOго театра с успехом, меняя наряды, изображали среднестатистическую семью, одетую в соответствии с представляемым произведением. Один раз даже появились в ластах и старомодном мужском полосатом купальном костюме.

Номинаций не было, никого не обидели, подарки, грамоты, сувениры, знак фестиваля вручили всем, хотя жюри предоставили права определить лучшего. Им стал театр из Кемерова, а спецприз достался прекрасному актеру, яркому комику молодому Евгению Юманову из NEBOLSHOго театра. А на закрытии при вручении подарков всем выдали бескозырки с надписью «Юнга Паллада», напомнив о своем великом земляке Гончарове и пропев гимн великой русской реке Волге, на которой стоит город.

Но и на этом чудеса не закончились. Прощальный ужин состоялся... в огромной кузнице, где горело пять горнов, мастера продемонстрировали свое умение, а все желающие тоже смогли помахать молотами и ударить по наковальне.

Следующий фестиваль состоится обязательно, но не раньше 2021 года - маленький театр, располагающийся в помещении бывшего кинотеатра, встает на реконструкцию. Впереди нелегкий период скитаний. Но такому дружному, творческому коллективу во главе с руководителями-энтузиастами, уверена, по плечу преодолеть любые трудности.

 

Статья в PDF

Фотогалерея