ВОРКУТА. Шекспир, Островский, Распутин и другие

Выпуск № 10-220/2019, В России

ВОРКУТА. Шекспир, Островский, Распутин и другие

В конце мая в одной из самых северных театральных точек России, заснеженной Воркуте прошел минифестиваль лучших спектаклей, поставленных в местном театре за последнее время. В его программу организаторы во главе с директором, председателем СТД Республики Коми Еленой Пекарь включили шесть названий - от детских сказок до шедевров отечественной и мировой драматургии. Приглашенный на фестиваль автор этих строк был воодушевлен высоким творческим уровнем спектаклей и, прежде всего, отменным мастерством артистов.

У Воркутинского драматического театра, отметившего недавно свое 75-летие, особая история. В настоящее время он работает в очень сложных условиях. Население города составляет почти 60 тысяч человек, театралов среди них в лучшем случае процентов десять. Поэтому коллектив за сезон вынужден выпускать по меньшей мере семь премьер! Учитывая то, что в труппе всего 19 артистов, все они заняты практически в каждом спектакле. Наверное, это, с одной стороны, непросто, с другой, является одной из причин их высокого профессионального уровня. Но все же человеческие силы не беспредельны. Тем более, что климатические условия жизни в заполярном городе невероятно сложны. Но театр продолжает играть спектакли даже во время сильнейших снегопадов и свирепых, срывающих с домов крыши метелей. В Воркутинском театре создана на редкость доброжелательная атмосфера, к каждому сотруднику руководство относится с предельным вниманием и заботой. Не могу не отметить уникальный факт: на сайте театра опубликованы биографии и фото всех без исключения работников - от вахтеров до ведущих артистов!

Участвовавшие в минифестивале спектакли отличались друг от друга как по жанру, так и по форме: наряду с крупномасштабными драматургическими сочинениями были показаны камерные работы, созданные по прозаическим произведениям. Открылся фестиваль «фантастической историей» Эдуарда Гайдая, написанной по мотивам сказки Вильгельма Гауфа «Карлик-Нос и Крейтервейс», которую поставил давно работающий в этом театре опытный режиссер Юрий Нестеров. Динамичное, насыщенное музыкой, интересно оформленное художником Ольгой Володиной зрелище (она же создала превосходные костюмы), как ни странно, вызывает интерес не только детской, но и взрослой зрительской аудитории. При всей сказочности сюжета смешная и при этом трогательная история красавца-мальчика, наказанного за свою заносчивость и «нарциссизм», умна и поучительна. Но лишена менторской назидательности. Надо отдать должное всем артистам, сыгравшим спектакль с большим подъемом и воодушевлением без всякой скидки на «утренник». Ярко и сочно играет коварную, но очень привлекательную ведьму-баронессу Крейтервейс Ольга Коколевская. Искреннее сочувствие вызывает трогательная Ханна, мать главного героя в исполнении Наталии Нестеровой. Порадовали сценические превращения искрометной и пластичной молодой актрисы Гульнары Хаматнуровой в ролях Принцессы, Гусыни и Белки Мими. Смешны и гротескны Герцог и его придворные церемониймейстеры (Николай Аникин, Марина Юлдашева и Дмитрий Желнин). В спектакле использована неплохая музыка Динара Хаматнурова. Остается только пожалеть, что все песни звучат под фонограмму, причем, даже не под «минус», а под «плюс». Это тем более странно, что, как выяснилось позже, большинство артистов обладает незаурядными вокальными данными. А некоторые даже являются лауреатами конкурсов актерской песни.

На следующий день в Малом зале был показан камерный спектакль, поставленный той же творческой командой (режиссер Юрий Нестеров, художник Ольга Володина, композитор Динар Хаматнуров). Автором идеи стала замечательная актриса Марина Юлдашева, предложившая создать композицию по сказам известного писателя-фольклориста Бориса Шергина. Композицию назвали «Со всею нежностию...». В одной из биографических статей о Б. Шергине написано: «Выйдя из мира старинной былины, Шергин открыл перед читателем угодье сказки... Его сказка сохраняет все особенности неповторимого национального колорита, обороты речи, красоту метких сравнений и остроумных образных словечек». Создатели спектакля чтят завет уникального писателя, который писал: «В старом народном искусстве - родина наша. ...Человек без родины - сирота. Потому что душа глубоко корнями уходит в родную почву, и, если вырвать ее, - высохнут корни, будет перекати-поле...» Дивный спектакль поставлен режиссером и сыгран артистами в полном смысле слова «со всею нежностию» по отношению к автору, к российской земле, к русскому образному языку - именно с той целью, чтобы не высыхали корни. Четыре актера (Марина Юлдашева, Ольга Коколевская, Николай Аникин, Павел Егоров) одетые в простые, похожие на домотканые, но при этом весьма оригинальные и даже изысканные костюмы жителей северных деревень, на крохотной сцене с декорацией из двух лавок рассказывают и разыгрывают несколько прелестных, трогательных, смешных, «простонародных идеальных» историй, порой почти сказок, из жизни поморов. Их герои - из когорты чудиков: веселых, деловых, неунывающих, сдержанных, ласковых и любящих. Они фантазируют, ёрничают, кипятятся, горюют, распевают прекрасные песни. А заканчивают грустной историей жизни Александра Сергеевича Пушкина, пересказанной двумя поморскими бабами. И в этом простецком житейском повествовании о жизни и произведениях поэта есть строчка, которая, наверное, стоит многих литературоведческих исследований: «Ни одного пустошного слова...»

Из своих репертуарных спектаклей по русской классике организаторы фестиваля выбрали, пожалуй, главную пьесу А.Н. Островского - «Лес», названную режиссером Ю. Нестеровым «сентиментальной комедией». На этот раз в постановочной команде произошли изменения: автором сценографии и костюмов стал Эрих Вильсон. Задник художник-постановщик украсил изысканным панно с изображением фасада усадьбы Гурмыжской, а на его фоне практически по всей сцене развесил «летучие», колышущиеся при любом прикосновении и движении воздуха прозрачные полые столбики, вызывающие ассоциации со стволами деревьев. Тем самым как бы подчеркивая зыбкость происходящего в этой невеселой истории. Так что декорация получилась превосходная, чего не скажешь о большинстве костюмов: либо маловыразительных, либо аляповато-вычурных. Спектакль в целом оказался вполне крепким, основательным, подробным, без всяких режиссерских причуд и новаций. Из разряда тех, что принято называть актерскими. Артисты в целом неплохо справились с поставленными перед ними задачами, сыграв свои роли в традициях русского психологического театра, хотя порой с некоторым пережимом. Запомнился дуэт Несчастливцева-Счастливцева в исполнении премьеров театра Николая Аникина и Павла Егорова. Жалость и сострадание вызвала несчастная, находящаяся на грани жизни и смерти Аксюша (Наталия Нестерова). Драйв и шарм придали спектаклю яркая, взрывоопасная, стервозная, но влюбленная Гурмыжская Марины Юлдашевой и загадочная, хитрая, осторожная, но не лишенная обаяния и сексапильности Улита Ольги Коколевской. Карпа сыграл замечательный артист, ветеран сцены Анатолий Аноприенко. Его опытный, многое в жизни повидавший Карп Савельич восхитил глубинной мудростью, грустной иронией и философичностью обреченного, но не сдавшегося человека.

Западноевропейская классика на фестивале была представлена шекспировскими «Виндзорскими насмешницами» - веселым, красочным и поучительным балаганом с розыгрышами, лукавыми обманками, танцами, любовью и ревностью. Отменно поработала уже известная читателю постановочная команда. Режиссер Юрий Нестеров точно выстроил действие и разобрал роли, художник Ольга Володина соорудила примечательную декорацию из разных по величине станков и причудливо украсила сцену гирляндами и прочими аксессуарами. А композитор Динар Хаматнуров написал приятную музыку. Можно сказать, что в данном случае удачно сошлись воедино все компоненты качественного театрального зрелища. Отлично сыграли все артисты: и опытные, и молодые. Царствовал здесь, естественно, импозантный, простодушный и при этом очень смешной и порой нелепый сэр Джон Фальстаф Николая Аникина, актера, способного с первых минут приковать к себе зрителя «стальными обручами» своей мощи и обаяния. В дуэте с ним опять же оказался острохарактерный, подвижный, трагикомический Павел Егоров в роли Френсиса Форда. Забавную пару двух суетливых и взбалмошных «насмешниц» составили Гульнара Хаматнурова и Наталия Нестерова. Своеобразно сыграли своих героев Ольга Коколевская, Евгений Канатов, Александр Пирогов и Андрей Грачев. Все актеры с радостью «купались» в импровизационной атмосфере спектакля. Между тем, надо отдать им должное: их сценическая свобода и органичность ни в коей мере не противоречили скрупулезному выполнению замысла режиссера.

Столь же веселым и беззаботным оказался детский мюзикл по сказке Алексея Толстого на музыку Станислава Горковенко «Буратино». Поставил его известный сыктывкарский, а с недавних пор и московский актер Захар Комлев, а художественный образ спектакля создала замечательный художник из Сыктывкара Анна Репина, соорудившая декорацию из разноцветных занавесей и повозок и придумавшая изумительные костюмы. В этом искрометном спектакле все без исключения артисты еще раз продемонстрировали умение органично существовать в жанре игрового театра, блеснув ко всему прочему незаурядными вокальными талантами. Особенно в этом смысле отличилась игравшая Мальвину актриса Вероника Калуга, продемонстрировавшая по-настоящему профессиональный вокал. Театр в этом спектакле пошел на эксперимент: вся музыка исполняется «живым» оркестром воркутинского «Колледжа искусств», с которым блистательно взаимодействуют вокалисты. Уморительно смешна пара Кот Базилио (Евгений Канатов) и Лиса Алиса Ольги Коколевской, актрисы, обладающей поистине безграничными творческими возможностями. Лирико-патетический образ Пьеро создал очень хороший молодой артист Андрей Грачев, брутального Артемона - жесткий и мрачноватый Анатолий Жуков, долговязого и немного малахольного Дуремара (симпатичный Александр Пирогов), трогательной и милой Тортиллы (очаровательная Марина Юлдашева). Заглавного героя - неунывающего и веселого живчика с длинным носом - сыграла молодая харизматичная актриса Гульнара Хаматнурова, которой, судя по всему, подвластны любые театральные жанры и амплуа.

Потрясение вызвал показанный на Малой сцене театра камерный спектакль «Прощание с Матёрой» по повести Валентина Распутина. Автором сценической версии произведения, постановщиком и художником стал режиссер и актер Виктор Ножкин, прослуживший в Воркутинском театре на разных должностях почти 40 лет. Сыграли спектакль две превосходные актрисы Оксана Ковалёва и Ольга Ермакова. Хотя слово «сыграли» в данном случае не совсем точно отражает суть дела. Как бы банально это ни прозвучало, но актрисы по-настоящему прожили жизни нескольких распутинских героев, обитателей несчастной, обреченной на гибель деревни Матёра. Уму непостижимо, как двум милым и трепетным современным женщинам вместе со своим режиссером удалось почувствовать и передать зрителям ощущение масштаба ужасной трагедии, боль и страдания людей, вынужденных покидать родовые гнезда и не имеющих сил спасти свои дома и могилы предков от затопления, но сумевших противостоять «Иванам, не помнящим родства», которые, не боясь смертного греха, спиливали кресты с этих могил. И невольно вспомнились симоновские строчки о прадедах, собравшихся всем миром и молящихся «за в Бога не верящих внуков своих»...

Назвать «Прощание с Матёрой» литературным театром было бы не совсем верно. Хотя ты всеми клеточками своей души впитывал гениальные строки великого русского писателя и то счастье, которое испытывали актрисы, с огромным пиететом и любовью произнося этот великий текст. Трудно сказать, был ли это театр в обычном понимании слова? Или это были «обнаженные нервы Земли, которые неземное страдание знают»? Ответить на эти вопросы невозможно без риска поверить алгеброй гармонию. Наверное, в тот вечер зрителю было явлено то, что К.С. Станиславский называл жизнью человеческого духа. Но вместе с тем это было настоящее, пронзительное, образное театральное действо с интересными режиссерскими придумками, актерскими перевоплощениями, истинно театральным юмором, проникновенно исполненными русскими песнями. Остается надеяться, что организаторы различных отечественных и международных фестивалей, в том числе «Золотой Маски», не пройдут мимо этого уникального спектакля. Хочется, чтобы как можно больше людей соприкоснулись с подлинным народным искусством, увидели необыкновенных, живущих за Полярным кругом русских актрис. Впрочем, такого внимания, думаю, достойны и некоторые другие спектакли, о которых шла речь в этой заметке.

Фото Вячеслава ИРИНА

Статья в PDF

Фотогалерея