САРАТОВ. Мы замерзли внутри

Выпуск № 10-220/2019, В России

САРАТОВ. Мы замерзли внутри

В Саратове существует театральный фестиваль Олега Янковского, где показывают спектакли с участием актеров и режиссеров - выпускников Саратовской театральной школы. В память о другом великом земляке Саратовская академдрама вместе с минкультом области и театральным институтом Саратовской консерватории им. Л.В. Собинова создала новый культурно-образовательный проект-фестиваль «Уроки Табакова», где упор сделан на студенческие показы и учебу.

Саратовский театральный институт (СаТИ), Школа-студия МХАТ, две ее мастерские, два поволжских вуза, Высшая Школа сценических искусств Константина Райкина и студия Игоря Яцко в ШДИ, Театральная школа О.П. Табакова, Школа нового кино представили свои спектакли. Разбирали их будущие театральные критики из РАТИ-ГИТИСа (с Александром Висловым, председателем экспертного совета «Золотой Маски»). Программные лекции-беседы мастеров. Мастер-классы со студентами «зубров педагогики» (Виктор Рыжаков, Константин Райкин, Александр Кузин, Игорь Яцко). Мастер-классы по речи, сценическому движению, вокалу ведущих специалистов Школы - студии МХАТ. Все студенты СаТИ прошли их. И еще такие «классы», как спектакли мастеров в рамках их театров. Где профессия передается «из рук в руки».

Как отметила директор СаТИ Наталья Горюнова, впервые театр проявил такое внимание к актерской школе. Фестиваль продолжался девять дней, мастер-классы и лекции шли в институте, показы - на двух сценах драмы и в ТЮЗе.

Олег Павлович Табаков преподавал актерское мастерство, начиная с 1973 года, 14 лет был ректором Школы-студии МХАТ. Последнее его детище - школа для актерски одаренных детей (ТШТ). Какой Табаков был актер, известно всем. Как вспоминал на фестивале нынешний худрук ТОТ (Театр Олега Табакова) и руководитель ТШТ Владимир Машков, на сцене мэтр импровизировал, хулиганил, наслаждался. Когда они лежали «валетиком» в спектакле «Двадцать минут с ангелом» по А. Вампилову, ученик не знал, что его учитель вытворит через минуту.

На фестивале показали саратовскую премьеру фильма «Избранники судьбы», где наш земляк Евгений Миронов говорил о редчайшем даре Олега Павловича объединять людей. Он «давал расти всем цветам». Очень нежно вспоминал Табакова Константин Райкин. Восемь лет в одной гримерке равносильно «общему окопу». Райкин считает его своим учителем. Именно Табаков заразил Константина Аркадьевича «круглосуточным трудоголизмом».

Еще два ученика - актриса Марина Зудина и профессор Школы Райкина Сергей Шенталинский - на встрече со студентами рассказали про «Уроки Табакова». Ему никогда не надоедали студенческие показы: терпеливо смотрел часами, при этом мог жевать, но, увидев что-то интересное, - реагировал мгновенно (просто «звериное чутье» на таланты). Радовался успехам других, как своим. Выпестовал немало больших актеров. Обаяние его было безгранично.

День с профессором Школы-студии МХАТ, руководителем Центра им. Вс. Мейерхольда Виктором Рыжаковым, прошел ярко. Он когда-то играл в нашей драме, ставил спектакли. Настаивает, что все великие ученики Станиславского находились не в конфронтации с ним, а в диалоге. Словно учитель на школьном уроке, взял мел и превратил такие отвлеченные понятия, как Этика, Вера (в предлагаемых обстоятельства), Мечты актера, в живые и ясные образы.

Его третьекурсники показали мастер-класс и два спектакля («Оттепель» и «Чуш Астафьева, или Все, что осталось после экспедиции на родину автора»). Мы уже знаем, как мастерски студенты Рыжакова владеют музыкальными инструментами и воплощаются в героев песни. Но их спектакль-концерт на фестивале Янковского был больше похож на шоу-обозрение. Другое дело - «Оттепель», ее готовили для фестиваля Володина. Перед началом саратовского показа Мастер говорил о том, как сильно мы все замерзли «в скором беге времени» - «замерзли внутри». И как нам необходима оттепель.

Девушки с начесами и в коротких юбках тех лет, кадры хроники, лиричные, веселые, драматичные вокальные истории: Утесов и Пьеха, Майя Кристалинская и Муслим Магомаев, Высоцкий и Окуджава...

После первого курса рыжаковцы едут на ферму в Подмосковье, живут коммуной, полдня работают, полдня читают главные книги. А потом - в Сибирь, на родину Виктора Астафьева. Многие истории в «Чуше» как бы опрокинуты в прошлое: война и любовь. И послевоенная жизнь: пьянство, гульба, драки. Но за грубостью нравов проступает размашистая щедрость, редкий дар любить и прощать.

Лекцию и несколько мастер-классов провел в СаТИ режиссер и актер Игорь Яцко. Ученик Юрия Киселева играл сначала на тюзовской сцене, но стал учеником легендарного Анатолия Васильева и продолжил его дело после отъезда Мастера.

Тренинг Яцко разделен на три этапа. Так называемое «броуновское движение», когда тело актера совершенно раскрепощается. Тренинг на «психическое движение», соединенное с физическим. На третьем уроке - стихи с разной интонацией, которая меняет все.

ШДИ всегда привозит интересные постановки. «Дон Кихот. Булгаков » (по Сервантесу и Булгакову) родился из «лабораторной работы» бывших студентов Яцко, преподающего в ГИТИСе и киноакадемии Н.С. Михалкова.

В пьесе Булгакова заметен крен в сторону судьбы одинокого художника. Идальго не так безумен. Его увлекает игра: надеть таз вместо рыцарского шлема, захватить вешалку на ножке вместо копья и поскакать на воображаемой лошадке навстречу опасностям и приключениям. Из актеров Ивана Товмасяна и Федора Леонова славная получилась пара: долговязый мрачный Дон Кихот и плотный обаятельный Санчо Панса. Хор девушек с песнопениями превращается в злых слуг, в жестоких погонщиков, в ветряные мельницы, стоит им взмахнуть флажками...Финал неспешен и трагичен. Сеньору больше не чудятся великаны. Жить ему незачем.

Три мастер-класса провел режиссер, профессор Ярославского театрального института Александр Кузин. Два дня Мастер разбирал со студентами пьесу «На дне». Учил задавать как можно больше вопросов, чтобы знать каждую минуту, кто что делает на сцене.

Выпускной курс Школы студии МХАТ недавно ушедшего Дмитрия Брусникина привез спектакль, родившийся из зачета по сценической речи. Поставила его Мария Зайкова. Культовый роман «Школа дураков» Саши Соколова - словно бесконечный, довольно сбивчивый монолог, где нет сюжета, время течет вспять. Как такой текст, равно наивный и ироничный, нежный и сбивчивый, перенести на сцену? Найден театральный образ: проступают очертания ботичеллевской Венеры. Как вышла она из створок раковины, зрелая и прекрасная, так ребенок с раздвоением сознания живет своим умом: видит то, что «не увидишь глазами».

Школа Табакова тоже показала зачет по сценречи, принесенный на сцену. На памяти еще виртуозное чтение «Конька-Горбунка» самим мэтром. У ТШТ с речью все хорошо, мелодичный ершовский текст ребята читают, распевают, превращают в частушки, в рэп, протанцовывают. Но тут погружения в образы, «театрального решения» мы так и не увидели.

Худрук Школы Машков сразил возвращением в «Матросскую тишину» Галича. Худой, заросший, с глазами, где робость веками преследуемого народа, и внутренняя гордость, и неодолимое его упрямство. Невозможно смотреть в его залитое слезами лицо, заглядывать в скорбные глаза. Еврейские папы растят великих скрипачей.

Самарский институт культуры показал «Куклы» Хасинто Грау. Трагифарс по пьесе испанского драматурга написан известным режиссером Валерием Беляковичем. Руководитель курса Вадим Горбунов - постановщик парадоксальной, во многом пророческой пьесы. Спектакль получил приз фестиваля «Театромагия».

Студенты Училища им. Евг. Евстигнеева из Нижнего Новгорода представили «Гамлета» (Шекспир+Акунин). Игра учеников Юрия Фильшина (постановка питерских студентов) проказлива, изобретательна. Притворно скорбящая процессия с самого начала карнавальна. Нежна и чиста белоголовая Офелия. Она еще играет с братиком в «домики». Играет поначалу и юный Гамлет. Ощущение «средних-средних веков» рождается из ничего, из звуков и движения.

Школу нового кино представил педагог и режиссер, лауреат «Золотой Маски» Юрий Муравицкий. Основы профессии нужны как театральному, так и киноактеру. Мастер обращается к приемам Михаила Чехова и Джорджо Стрелера. Спектакль Киношколы с очень уж откровенным названием («Трагедия менструального цикла») прозвучал как острое высказывание о жизни женщины.

Высшая школа Райкина представила класс-концерт «Школа. Метро. Сны». Константин Райкин привез моноспектакль Сатирикона «Над балаганом - небо». Давид Самойлов, Николай Заболоцкий, Николай Рубцов, Осип Мандельштам, Александр Пушкин. Мастер читает, как дышит, растворяясь в поэзии, в музыке слова.

Мы много вспоминали в эти дни Табакова, неудивительно, что в финале увидели Обломова (одна из лучших его киноролей) в версии блистательного Миндаугаса Карбаускиса, поставленного в Театре им. Вл. Маяковского. Режиссер восемь лет проработал в Табакерке.

Функцию перевоспитания сонливого героя берет на себя слишком живая Ольга (Анастасия Мишина). Слуга Захар (Анатолий Лобоцкий) так же ленив, как барин. Чуден поединок слуги с дверной ручкой: протянуть руку нет у него ни желания, ни сил. Кто из нас не испытывал хоть раз чувство усталости от суеты и сильное желание не выходить из дома, нежась в постели с книгой? Мы проникаемся симпатией к герою Вячелава Ковалева, досадуя на слишком подвижную Ольгу. Вот только колыбельную споет Захар дитятку-барину страшную, смертную. И глухо опустится что-то, похожее на пожарный занавес. Очень деликатно, без суеты и нажима, указал прибалтийский режиссер нашу вековую черту - из самых любимых и самых губительных.

Новый фестиваль ищет свой формат. Но то, что он будет регулярным, связанным с именем Табакова, и образовательным, уже известно. Памятник себе в образе «розовского мальчика» (с Матроскиным) у Дворца юных, где начиналась его актерская жизнь, Олег Павлович еще застал.

Фото Василия ЗИМИНА предоставлены театром

Статья в PDF

Фотогалерея