Русская классика на берегах Волги / Международный фестиваль русской классической драматургии «Горячее сердце»

Выпуск № 10-220/2019, Фестивали

Русская классика на берегах Волги / Международный фестиваль русской классической драматургии «Горячее сердце»

Международный фестиваль русской классической драматургии с красивым названием «Горячее сердце», что проводится в Кинешме Ивановской области с 2013 года, ширится, крепнет, набирает ход. Вот и сейчас сюда приехали десять коллективов, не считая хозяев фестиваля. По традиции открывал театральный праздник Кинешемский драматический театр имени А.Н. Островского. Открывал своим лучшим за последние несколько сезонов спектаклем «Снегурочка». Поставил романтическую историю о любви, как заявлен жанр спектакля, заслуженный артист России, режиссер театра «Школа драматического искусства» Александр Огарев. «Снегурочка» уже побывала на многих фестивалях, получила Гран-при на «Днях Островского в Костроме», вошла в лонг-лист «Золотой Маски», поэтому логично было представить Кинешемский театр именно этим спектаклем. Весенняя сказка Островского перенесена в шестидесятые годы двадцатого века, в советское «оттепельное время», когда в обществе зрели надежды, когда культивировался здоровый образ жизни, а парк культуры и каток (места действия спектакля) были повседневными любимыми местами отдыха горожан. Светлое бесхитростное время. Именно сюда, в этот мир берендеев, попадает Снегурочка (Элина Манапова) - то ли инопланетянка, то ли неведомое сказочное существо. Их грубоватые шутки и обычаи кажутся чуждыми девочке. А берендеи радуются всему на свете, они молоды, здоровы, счастливы и полны любви. Лель (Вячеслав Митронин) - всеобщий любимец и объект поклонения местных девушек. Про Мизгиря (Антон Копчинский) можно было бы сказать, что он из «авторитетов», если бы в те времена существовало такое понятие. Но то, что с криминальным миром связан, нет никаких сомнений. Девушки (Купава - Ольга Савченко, Прекрасная Елена - Анна Юдина) во все времена любят и жаждут любви, отсюда ревность, предательство, душевные муки. Над царством берендеев поставлен главный Берендей (Андрей Мисюра) с помощником Бермятой (Виктор Смольков), типичные советские управленцы в шапках-пирожках и драповых пальто с цигейкой. И текст Островского неожиданно остро и свежо звучит в устах персонажей спектакля. К слову, спектакль «Снегурочка» получил на фестивале приз «За лучшую режиссуру».

Так получилось, что в афише фестиваля неожиданно образовалась вакансия - не смог приехать один из театров. Срочную замену нашли неподалеку от Кинешмы. Выручили добрые соседи - Костромской государственный драматический театр им. А.Н. Островского. Они привезли «Женитьбу Белугина» А.Н. Островского и Н.Я. Соловьева. Комедия без каких-то изысков смотрится как добротный спектакль, чем-то напоминающий старые добрые постановки Малого театра. Елизавета Камерлохер, играющая Елену Васильевну, получила диплом жюри «За лучшую женскую роль». Режиссер-постановщик и художник-постановщик спектакля - Елена Сафонова.

Гран-при фестиваля по праву завоевал Российский государственный академический театр им. Ф. Волкова (Ярославль). Спектакль «Братья Карамазовы» по роману Ф.М. Достоевского в инсценировке и постановке Романа Мархолиа (жанр спектакля обозначен как «сцены из романа») бесспорно выделялся среди других спектаклей фестиваля. Разумеется, весь роман невозможно втиснуть в спектакль, но основную фабулу сюжета, а, главное, дух романа, театру из Ярославля передать удалось. Современный язык, актерская игра, сценография, свет, звук - все было высочайшего качества. Кому-то из зрителей больше запомнился Иван (Семен Иванов), кому-то - Алеша (Михаил Емельянов), кому-то ближе и точней показался образ Федора Павловича Карамазова в исполнении Владимира Майзингера (актер играет кроме старшего Карамазова еще и Пана Муссяловича, и Следователя), не оставил равнодушных в зале Иван Щукин (Павел Смердяков), так же, как и Катерина Осиповна Хохлакова (блестящая работа Ирины Сидоровой), и Грушенька (Мария Полумогина). Трудно выделить всех из такого сильного актерского состава. Похвально, что сложный спектакль был оценен и принят кинешемской публикой. Не зря проводятся фестивали на кинешемской земле, зрители имеют возможность посмотреть и оценить разные театры и театральные школы, сравнивать и разбирать спектакли.

На следующий день был показан спектакль по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» Тверского академического театра драмы. Как и ярославцы, он впервые принял участие в фестивале «Горячее сердце». На сцене - дом почти в натуральную величину, имение Кирсановых, а затем, в зависимости от поворота сценического круга, и Базаровых, лирическое начало с ребенком - Базаровым. Теплая домашняя атмосфера, неспешный темпоритм. Ощущение спектакль оставляет, несмотря на ожидаемо печальный финал, свежее и незаезженное. Базаров (Тарас Кузьмин), да и вся постановка в целом, покорили многих кинешемцев. К слову, при голосовании на выходе из театра единственный спектакль, который не получил ни одного отрицательного голоса, стал именно этот. Логично, что «Отцы и дети» получили награду в номинации «Приз зрительских симпатий».

«Чайку» А.П. Чехова дал в Кинешме Московский областной театр драмы и комедии из Ногинска. Неспешный разговор о том о сем, в то время, когда решаются человеческие судьбы. Муки творчества Константина Треплева (Александр Мишин) разбиваются о холодное равнодушие окружающих, но обиднее всего, когда мать относится к Косте как к кому-то постороннему. Самовлюбленная кривляющаяся Аркадина в исполнении Екатерины Крыковой выглядит очень убедительно и узнаваемо. Лишь Сорин (Андрей Троицкий) испытывает к племяннику нежные чувства. Поставила подробный и неторопливый во всех отношениях спектакль Вера Анненкова.

Нижегородский государственный академический театр драмы им. М. Горького - постоянный участник фестиваля. Единственный театр, кроме хозяев, кто принял участие во всех четырех фестивалях в Кинешме, да и на фестиваль для детей «Здравствуй, сказка!» приезжал. На сей раз нижегородцы привезли «На дне» по хрестоматийной пьесе Максима Горького. Сам же спектакль далек от хрестоматийности. Действие происходит в какой-то урбанистической местности. Здесь не ночлежка в известном смысле слова, а ночлежка плюс еще что-то городское, лишенное индивидуальности. Железное и холодное. Огромные трубы в разрезе. То ли строящийся метрополитен с туннелем, то ли трубы, по которым качают нефть и газ из глубинной России. Бездушное пространство. Из труб периодически выкатывается вагонетка. Значит, все же ближе к метро. Обитатели ночлежки поют джазовые (читай городские) композиции. Стильный спектакль, ценный именно своей цельностью (он получил приз «За лучший актерский ансамбль», и здесь трудно не согласиться с решением жюри). Но и актерские работы великолепны. Хорош истеричный Васька Пепел (Андрей Соцков), Актер (Юрий Котов), ну и, конечно же, Сатин (Сергей Блохин). Лука (Анатолий Фирстов) подан неожиданно, это человек, многое повидавший на своем веку, потерявший кисть руки, и не жалеющий никого. От этого его образ получился холодным и оправданно жестким. Постановка спектакля, сценография и музыкальное оформление выполнено Валерием Саркисовым, постоянно сотрудничающим с этим театром.

Моноспектакль «Записи Ковякина» Сергея Загребнева, актера Московского Театра на Покровке, стал одним из двух спектаклей, которые прошли на малой сцене театра. История маленького человека, живущего во времена смены эпох. Незначительный, мелкий. Отдельный человек. Но это человек. Со своими слабостями, чувствами, мыслями. Многое звучит в рассказе иронично, многое грустно. Иное - очень страшно. По большому счету, жизнь в России, в провинциальной России уж точно, не меняется. Та же глупость, то же непроходимое уныние, та же беспросветность и зависимость от того, кто чуть выше окружающих по чину. Автор и режиссер спектакля Сергей Загребнев мастерски и очень точно оттенил детали спектакля. Актеру достался специальный приз жюри.

Еще один дебютант фестиваля, зеленоградский «Ведогонь-театр», привез в Кинешму «Царя Федора Иоанновича» А.К. Толстого в постановке Александра Кузина. Сценография и костюмы спектакля решены довольно условно. Интриги, жажда власти, заговоры. И вместе с тем слабый царь. Ну как слабый - по-человечески очень симпатичный, сомневающийся, рефлексирующий, едва ли не первый Гамлет русской сцены царь Федор (художественный руководитель театра Павел Курочкин) пытается всех примирить и не верит в почти всеобщее вероломство. Финал спектакля логичен - царя заколачивают в трон, который оборачивается саркофагом, едва ли не гробом.

Единственный спектакль современного автора на фестивале сыграл Могилевский областной театр драмы и комедии им. В.И. Дунина-Марцинкевича (Республика Беларусь, г. Бобруйск). Пьеса белорусского автора Дианы Балык весьма опосредованно относилась к русской классике, но хорошо уже то, что белорусский театр выручил фестиваль, срочно договорившись и приехав вместо другого коллектива. Диджей ведет на радио передачу, прощаясь со своими слушателями. Самая большая роскошь в современной жизни - тишина, которой уже почти не осталось. Мы все время говорим, что-то слушаем, редко оставаясь наедине с собой.

Московский театр «Et Cetera» под руководством Александра Калягина привез на фестиваль комедию по пьесе А.Н. Островского «Сердце не камень». Режиссер-постановщик Григорий Дитятковский вместе с художником-постановщиком Владимиром Фирером придумали и обыграли очень высокие двери, в которых прячутся, подслушивают и подглядывают друг за другом герои спектакля. Мельчают люди. Эта мысль приходит в голову, когда смотришь на несоразмерные декорации. Вера Филипповна (Анна Артамонова), безропотная женщина, которая против воли мужа не может, но главное, и не хочет слова поперек сказать. А Потап Потапыч (Михаил Янушкевич) вроде бы и не такой уж большой самодур и пьяница, но окружающих крепко держит в узде. За что можно полюбить Ераста в этом спектакле, остается вопросом - слишком уж он жалок и ничтожен в исполнении Федора Урекина. Дипломом «За лучшую женскую роль второго плана» награждена Наталья Благих (роль Аполлинарии Панфиловны).

Точку поставил гость - Ивановский музыкальный театр - недавней премьерой «Сильвы».

Вот и четвертый фестиваль «Горячее сердце» ушел в историю. Если все будет складываться удачно, не за горами (всего через два года) пятая, уже юбилейная встреча.

 

Статья в PDF

Фотогалерея