Жизнь как танец / Айана Шинжина (Горно-Алтайск)

Выпуск № 10-220/2019, Лица

Жизнь как танец / Айана Шинжина (Горно-Алтайск)

В апреле в Национальном театре им. П.В. Кучияка состоялась традиционная встреча из цикла «Лицом к лицу», организованная Алтайским отделением Союза театральных деятелей России. Ее героиней стала артистка, основатель, главный балетмейстер и художественный руководитель Национального театра танца и песни «Алтам», детской школы-студии хореографического искусства «Алтам», обладатель золотых медалей многих международных, всероссийских конкурсов, лауреат общественной премии им. Г.И. Чорос-Гуркина, основоположник теории и методики преподавания алтайского танца и национальной сценической хореографии, автор ряда книжных изданий по алтайской хореографии, постановщик ряда хореографических спектаклей, концертных программ, заслуженная артистка РФ, почетный гражданин Республики Алтай Айана Шинжина. Творческий вечер был посвящен ее 50-летию.

Айана Ивановна рассказала о годах детства, когда она сделала первые шаги на поприще танцевального искусства. Поведала артистка и о своей творческой семье - о братьях, супруге и профессиональном партнере Байраме Курдяпове, с которым познакомилась в 1988 году во время подготовки к празднику Эл Ойын в Усть-Коксинском районе, и, конечно, о детях.

Мама Айаны Зоя (Солун) Шакаевна по профессии педагог, работала учителем русского и литературы, потом более тридцати лет трудилась редактором художественной литературы в Горно-Алтайском книжном издательстве, удостоена звания заслуженного работника культуры России. Отец - известный алтайский писатель и сказитель Иван Баксурович (творческий псевдоним Таныспай) Шинжин начинал, как и его супруга, учителем, а большую часть трудовой биографии посвятил работе фольклориста в Горно-Алтайском Научно-исследовательском институте истории, языка и литературы (ныне институт Алтаистики им. С.С. Суразакова). Он изучал и записывал героические сказания от известных сказителей А.Г. Калкина, которого называли алтайским Гомером ХХ века, Н.К. Ялатова. Сам он, являясь сказителем, владел всеми видами горлового пения - кая, свое искусство демонстрировал не только в России, но за рубежом: в Венгрии, Франции, Швейцарии, Монголии, Южной Корее и других странах. Шинжин член Союза писателей РФ, обладатель множества званий и регалий. В их доме бывали известные алтайские писатели и поэты А. Адаров, Б. Укачин, Э. Тоюшев... Девочка росла в атмосфере алтайской литературы и фольклора.

Айана родилась в селе Хабаровка Онгудайского района. Когда ей шел второй год, семья переехала в Горно-Алтайск. Танцами, рассказала артистка, увлекалась с ранних лет. Никогда не сидела на месте, наряжалась и «выступала» - для семьи, для гостей и соседей. Любила музыку, рисование, сочиняла стихи и песенки. Увлечение мистической стороной родного края ей пришло от отца, от которого слышала героические сказания об алтайских богатырях, их подвигах, легенды о духах Алтая. Потом это нашло отражение в ее творчестве, став мифологической основой для многих танцевальных произведений.

Когда Айане было шесть лет, старший брат Мерген, с которым с детства связывает большая дружба, привел ее в танцевальный кружок при Доме пионеров. Его вела известный в городе хореограф Вера Алексеевна Тозыякова. Но занятий в кружке девочке не хватало, и она ходила буквально по пятам за своим педагогом по всем школам, где та преподавала. В школьные годы Айана была даже по современным меркам очень загруженным ребенком: помимо танцев занималась в музыкальной школе по классу фортепиано, лыжами, ходила на самбо, в музыкальный кружок, участвовала во всевозможных конкурсах.

В 1977 году состоялся ее первый выход на большую сцену. Это был Горно-Алтайский драматический театр, а будущей артистке тогда исполнилось всего восемь лет. Позже от Веры Алексеевны Айана услышала, что в области открывается набор во Фрунзенское балетное училище (ныне Бишкек, Кыргызстан), и решилась туда поступать. «Это был первый большой шаг, который определил мою дальнейшую жизнь», - считает она.

Годы учебы в Киргизии были непростыми. Занятия проходили с восьми утра до восьми вечера. Будущим балеринам приходилось не только усердно трудиться, но и постоянно голодать, чтобы соответствовать профессиональным критериям. Еще сложнее стало, когда Айану и ее землячку Анжелику Корчуганову перевели учиться на отделение классического танца. К окончанию учебы встал вопрос о будущей работе. В области забыли о том, что учатся дети. Айану распределили в Якутию, в театр Оперы и балета, но родители отговорили ее ехать. Она решила работать на Алтае. Здесь ее ждала работа в недавно созданном ансамбле «Алтай». Вместе с ней в коллективе танцевали Татьяна Ардиматова, Айас Чендыева, а хореографом был двоюродный брат Константин Малчиев. Одно время партнером Айаны в танцах выступал даже Болот Байрышев, позже прославившийся на музыкальном поприще в качестве исполнителя традиционного алтайского горлового пения и эпоса - кая.

Уже в те годы артистка сама стала делать первые попытки ставить алтайские народные танцы, такие как «Башпарак», этноэтикетный хоровод южных алтайцев «Курее-Jанар», «Суу Кюску» («Осеннее зеркало») и другие. Ансамбль часто ездил по селам республики с гастролями и, по признанию Айаны Ивановны, лучшей оценкой ее усилий было, когда деревенские старушки, посмотрев выступление этноэтикетного хоровода «Курее-Jанар», плакали, вспоминая, что именно так они и танцевали в молодости.

Все же ей хотелось танцевать академическую хореографию, но не было профессионального педагога-репетитора, балетмейстеров, режиссеров по балету. Школа исполнительского мастерства Республики Алтай проходила сложный путь своего формирования. Поэтому Айана поставила себе определенную цель: создать собственный профессиональный коллектив - Театр танца. Для ее выполнения наметила конкретные задачи: подготовить кадры, поднять на профессиональный уровень алтайский танец и для этого глубоко изучать алтайскую танцевальную культуру, поступить на балетмейстерский факультет ГИТИСа .

В 1990-м она направила свой первый набор детей в родное балетное училище в Киргизию. Другой задачей было сформировать направление, стиль и формы профессиональной сценической хореографии и репертуар. Героиня вечера рассказала, как она начинала обрабатывать алтайский фольклор и переносить его на академическую сцену, занимаясь с детьми из городской школы № 7 и Национальной гимназии им. В.К. Плакаса. Все это требовало профессиональных знаний, получить которые можно было только в Москве.

Наработав необходимый опыт, начинающий хореограф отправилась поступать в ГИТИС на балетмейстерский факультет. Там ее ждали занятия с выдающимися педагогами, учившими своих студентов быть новаторами и реформаторами танцевального искусства. Она поступила на курс народной артистки РФ профессора Ф.Н. Хачатурян, затем курс возглавила Т.А. Устинова, которая стала наставником в вопросах издания ее первой исследовательской работы. Среди ее преподавателей были мэтры хореографии Ярослав Данилович Сех, Ольга Георгиевна Тарасова, Виктор Тейлор...

Вспоминая годы учебы в ГИТИСе, Айана Шинжина рассказывала: «Я плакала, думая, что они ко мне слишком строги, а сейчас понимаю, что они меня просто выделяли. Готовили как штучный экземпляр - балетмейстера-режиссера. Две яркие личности, два гениальных педагога по композиции классического танца в один отрезок времени давали две разные, я сказала бы, противоречащие друг другу методики. Тогда я недоумевала, почему? Позже поняла: одна воспитала во мне классическую методику, укрепив каноны и формы, другой, увидев мою особенность варьирования, сформировал как балетмейстера-импровизатора, новатора. Это повлияло на исполнительскую технику и определило методику моего поставочного процесса, балетмейстерскую технику».

Дипломной стала работа по изучению танцевальной культуры, формированию профессионального алтайского танца. Для чего нужны были эти упорные занятия по теории танца? Может, достаточно было добавлять национальный колорит в танцевальные номера, используя музыкальные средства, яркие костюмы, и не углубляться в дебри? Айана Ивановна отвечает на этот вопрос так: это необходимо для того, чтобы алтайский танец стал эксклюзивным, особенным, не являющимся калькой с танцевальных канонов, скажем, киргизского или казахского танца.

Вернувшись домой, артистка приступила к созданию своего главного детища - Национального театра танца «Алтам». Он был организован в 1997 году на базе Государственной филармонии Республики Алтай. Спустя два года при нем открылась детская школа-студия хореографического искусства. Являясь локомотивом профессионального хореографического искусства, а также «кузницей алтайского танца» , аккумулируя искусство танцев народов мира, владея различными направлениями хореографии, Театр «Алтам» имеет многожанровый репертуар.

Руководитель театра подробно рассказала о собственных постановках, создававшихся за более чем двадцатилетнюю историю театра. Помимо танцевальных сюит были и хореографические постановки: «Сынару» - этнографический балет в 2-актах по мотивам алтайской сказки Н. Улагашева; «Голос сердца» - одноактный хореографический спектакль, посвященный участникам боевых действий локальных войн и Великой Отечественой войны: «Узник» - хореографический спектакль по мотивам поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри», «Там, где мечтает Солнце»- хореографическо-пластическое шоу в шести картинах и другие. А также хореографические сюиты «От Эне» («Мать огонь»), «Легенда об Алмыске» и другие. За минувшие годы коллектив Театра танца множество раз становился победителем международных, всероссийских конкурсов и фестивалей, а в 2010-м был наделен правительством Республики государственным статусом.

В «Алтаме», отмечает Айана Ивановна, всегда работали лучшие танцоры республики, универсальные профессионалы танцевального искусства. Руководитель театра рассказала о работе с молодыми хореографами. По ее словам, «Алтам» всегда много гастролировал. Первый выезд за рубеж состоялся в 2010-м. С тех пор число посещенных стран постоянно растет: только во Франции коллектив побывал шесть раз, и в целом география поездок очень обширна - Италия, Бельгия, Греция, Германия, Турция, Монголия, Казахстан и т. д. Выезжают артисты, как правило, широким составом - до 48 человек, вместе с музыкантами, поскольку публика в европейских странах предпочитает живой звук.

Безусловно, есть и проблемы. Главная связана с нехваткой средств, и потому некоторые спектакли приходится готовить с минимумом декораций и дорогих сценических костюмов, благо жанровая специфика иногда это позволяет.

В Республике, сетует Айана Ивановна, нет настоящего национального театра оперы и балета и в ближайшие десятилетия создание такового нереально. Поэтому тем более следует уделять внимание существующему Театру танца и детской студии, которым как воздух необходима государственная поддержка. Да, пока у них нет собственной сцены, танцевального зала, пошивочного цеха, транспорта для гастролей, но при этом у театра много перспектив. В планах главного балетмейстера «Алтама» - создание новых произведений, с которыми можно представлять и продвигать яркую самобытную культуру Республики Алтай в России и в мире.


Фото автора

Статья в PDF


Фотогалерея